Верхнее – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
 Курского района Курской области
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Урок географии в 9-м классе
 
 
 Тема: «Дальневосточный экономический район»
 
 
 
 
 
 
 
 
 Провела: учитель географии биологии
 Верхне – Гуторовского филиала
 МБОУ «Полевской лицей»
 Доренская К.К.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2017 г.
 
 
 
 
 Урок географии в 9-м классе
 Тема: « Дальневосточный экономический район»
 
 
 Цель урока:
  - Образовательные: сформировать у обучающихся целостное представление о районе как о крупном, уникальном природном и хозяйственном комплексе; 
- Развивающие: продолжить развивать навыки работы с картографическими источниками географических знаний, с диаграммами, таблицами; развивать умений работать с текстом учебника, анализировать информацию; развитие творческих способностей и коммуникативных навыков; 
- Воспитывающие: воспитывать у обучающихся диалектико-материалистические взгляды на природу, хозяйство района, взаимосвязь природы и общества и на этой основе способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости, бережного отношения к богатствам нашей страны. 
Тип урока: изучение нового материала.
 Метод: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
 Форма организации обучения: индивидуализировано-групповая.
 Методические приемы:
  Педагогическая технология: технология применения опорных логических конспектов (технологические карты), модульного обучения.
 Приемы работы обучающихся:
  - работа с несколькими источниками информации, 
- работа с картами атласа и контурной картой, 
- решение нескольких подзадач, выделенных из исходной, и последующий возврат к исходной задаче, 
- работа в группе, в парах, индивидуально-самостоятельная работа. 
Оборудование:
  - учебник «География России» 9 кл., В.П.Дронов, И.И. Баринова, 2013г, «Дрофа»; 
- карта настенная «Политико-административное деление РФ», «Физическая карта России»; 
- карты атласа «Федеративное устройство», «Физическая карта России», «Плотность населения», «Народы России», «Восточная Сибирь и Дальний Восток», «Тектоника и минеральные ресурсы»; 
- контурные карты России, Дальневосточного экономического района; 
- тетради, ручки, цветные карандаши, ластики, простые карандаши. 
ХОД УРОКА
 I. Организационный момент – распределение по группам, готовность класса к уроку: наличие тетрадей, ручек, карандашей, учебников. Учитель приветствует учащихся.
 II. Изучение нового материала
 1. Учитель: «Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите, о каком экономическом районе пойдет речь на этом уроке» (применяется прием «Что это?»)
 Приметы Приморья
 Тут лес, поля, крутые склоны,
Земля с приморскими дубами,
И сосен стройные колонны
Гудят, колеблемы ветрами.
Тут плещутся морские волны
О скалы поднебесных гор.
Они то шумно, то безмолвно
Ведут известный разговор.
Все это мирный твой фасад,
Моя великая страна.
Край рыбой, золотом богат,
Растут над морем города,
И чуть поднимется заря,
Идут суда с пахучим лесом
В заокеанские края,
Где тучи свесились навесом,
В лесах лианы вьются в кольца
И дождь просеян решетом.
При неподкупном свете солнца
Здесь тигры спят глубоким сном.
Геологи в походах дальних
Здесь ищут с оловом руду –
Чтоб из рождений уникальных
Воздвигнуть памятник труду.
 (Шило Н.)
 Обучающиеся высказывают предположения о теме урока.
 Учитель: «Верно, наш сегодняшний урок посвящен одному из самых удивительных мест, существующих на нашей планете – Дальневосточный экономический район. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока – «Дальневосточный экономический район».
 Учитель: «Определите, пожалуйста, что нам предстоит сегодня узнать на уроке?» (Обучающиеся определяют главную цель урока, учитель ее дополняет).
 2. Учитель: «Сегодня вы готовы самостоятельно познакомиться с уникальной территорией России. План изучения вам известен, мы не будем нарушать последовательности знакомства с Дальним Востоком. Но, наш урок сегодня не совсем обычный. Я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие. Я не случайно попросила вас разделиться на группы. Каждая группа – это группа географов-исследователей. Обратите внимание на столы – у каждой группы имеется своя база данных, которая состоит из карт атласа, учебника, печатного дополнительного материала, в которой подробно указано, что должна изучить каждая группа:
 Работа в группах. Исследовательская работа. Выполнение проектов.
 Группа № 1 - изучает состав района, особенности физико - экономико-географического положения, геополитическое положение. Готовит карту «Состав ДВЭР и географическое положение».
Группа № 2 – изучает специфику природы и обеспеченность природными ресурсами. Готовит карту «Рельеф и полезные ископаемые».
 
Группа № 3 – изучает численность, плотность и национальный состав населения ДВЭР. изучает географию важнейших отраслей  хозяйства (основные отрасли специализации), определяет основные проблемы района и пути их решения.
 Готовит карту «Плотность населения», «Отрасли специализации».
 
 
 В результате работы должны быть представлены проекты и карты от каждой группы. (Во время работы групп учитель выполняет направляющую деятельность).
 III. Закрепление. Представление работ от каждой группы:
  (Во время выступления учитель ведет эвристическую беседу с членами группы, совместно с классом делает вывод о ДВЭР)
 IV. Домашнее задание – п. 63 стр.. Перспективы развития ДВЭР, выполнить творческое задание (по выбору).
 V. Выставление оценок.
 VI. Рефлексия.
 Тест по географии -9 класс
 Тема: «Дальний Восток»
 1.Площадь Дальний Восток:
 А 6, 2 млн. км.кв.
 Б) 4, 2 млн. км.кв.
 В) 3, 5 млн. км.кв.
 Г) 2, 4 млн. км.кв.
 2.Состав Дальнего Востока:
 А) Республика Саха (Якутия)
 Б) Хабаровский край
 В) Амурская область
 Г) Красноярский край
 3. Основная отраслевая структура промышленности:
 А) Цветная металлургия
 Б) Чёрная металлургия
 В) Лесная
 Г) Пищевая
 4. Крупнейшие угольные ресурсы Дальнего Востока:
 А) Ленский бассейн
 Б) Южно - Якутский
 В) Сахалинский бассейн
 Г) Норильский бассейн
 5. Как называется административный центр Хабаровского края – это….
 6. Столица республики Саха (Якутия) – это…
 7. Народы северной части Дальнего Востока:
 А) чукчи
 Б) коряки
 В) якуты
 Г) хакасы
 8. Центром Тихоокеанского военно – морского флота является:
 А) Владивосток
 Б) Находка
 В) Южно - Сахалинск
 Г) Магадан
 9. Где на Дальнем Востоке формируются свободные экономические зоны:
 А) Находка
 Б) Южно - Сахалинск
 
 
 В) Свободный
 Г) Владивосток
 10.С какими крупнейшими странами граничит дальний Восток:
 А) Китай
 Б) Корея
 В) Япония
 Г) США
 11.Где создан на Дальнем Востоке новый российский космодром:
 А) Свободный
 Б) Советская Гавань
 В) Комсомольск – на - Амуре
 Г) Оймякон