Урок географии. 9 класс
  -   
-  III. Мотивация учебной деятельности 
-   
-  Приём «Дешифровальщик» 
-  Инструкция. На доске зашифровано слово, которое есть основной частью темы нашего урока. Код буквы – её номер в алфавите (слайд 3).   -                -  |  1 |  2 |  3 |  4 |  5 |  6 |  7 |  8 |  9 |  10 |  11 |  12 |  13 |  14 |  -  |  17 |  18 |  16 |  14   |  29 |  26 |  13 |  6 |  15 |  15 |  16 |  19 |  20 |  30 |  -  |  п |  р |  о |  м |  ы |  ш |  л |  е |  н |  н |  о |  с |  т |  ь |  
 
-   Ответ: Промышленность. Ключевое слово найдено! Теперь можно озвучить тему   
-   
-  Наша тема «Отраслевая структура промышленности. Проблемы и перспективы» (Слайд 4). 
-   
-  IV. Изучение нового материала 
-  Промышленность является одной из крупнейших отраслей хозяйства, которая тесно связана с научно-техническим прогрессом и имеет решающее влияние на уровень развития общества. 
-  Её доля в структуре н/х очень велика. Посмотрите на диаграмму (слайд 5). 
-   
-  Запись в тетради (слайд 6). 
-  Промышленность – это отрасль материальной сферы, которая охватывает разработку недр, переработку сырья, создание средств производства и предметов потребления.
 
 Промышленность имеет сложную структуру. В ней, как нигде, больше всего отраслей: во всем мире их 300, а в Донецкой области их более 150. Сегодня мы назовём основные.
 
-  При знакомстве с отраслями промышленности, мы будем заполнять схему (слайд 7).   
- (Слайд 8) С самого детства мы знаем, а в 8-ом классе мы убедились, что Д.о богата каменным углём. Уголь – это топливо – это тепло и энергия, поэтому отрасль называется «Топливно-энергетический комплекс».   
- Возможно, что в ближайшем будущем мы в «Топливную промышленность добавим еще одну подотрасль – «Газовую», т.к. на севере Донецкой области открыто месторождение газа с ежедневной добычей 70000 м3, мощность месторождения составляет 2 трл. м3. В настоящее время ведется разведка еще 15 потенциальных газовых месторождений с запасами около 30 млрд. м3. Этого хватит лет на 400! 
-  В схеме «Отраслевая структура промышленности» делаем такую надпись… (Слайд 9). 
-  (слайд 10) Можете сказать, из чего сделаны все эти предметы? Как мы назовём отрасль, которая производит всё это?  Металлургия   
-   
-  (слайд 11)  Узнаёте всё это? Как мы назовём всё это одним словом? Отрасль, производящая машины, - машиностроение   
-   
-  Физкультминутка   
-  Ребята, я прошу вас встать и внимательно рассмотреть всё, что находится в классе, кто во что одет. Найдите то, что изготовлено НЕ из природных в-в и материалов.   
-  У нас 30 сек.   
-  - Смотрим налево, ищем глазами и запоминаем. 
-  - Смотрим направо… ищем глазами и запоминаем. 
-  - Подняли голову вверх… ищем глазами и запоминаем. 
-  - Повернулись назад… ищем глазами и запоминаем. 
-  - Присядьте или нагнитесь, посмотрите вокруг... ищем глазами и запоминаем. 
-  - А теперь закройте глаза и посчитайте, загибая пальчики, сколько искусственных предметов, вещей и веществ вы нашли.  
-  - Теперь тот, кто готов назвать до 5-ти предметов, вещей и веществ, поднимите одну руку, а те, кто – около 10-ти – две руки, ну, а тем, кто еще больше нашел, придётся помахать мне руками. Высоко поднимаем. Еще выше! Молодцы! Садитесь.   
-  (слайд 12) Посмотрите на слайд: моя добавка к тому, что нашли вы   
-  - А какая наука синтезирует вещества? (Химия). 
-  И как мы назовём отрасль, которая производит это всё? - Химическая 
-   
-  (слайд 13) А для чего нужна такая продукция? (Чтобы строить) Промышленность строит. материалов 
-   
-  Пищевая промышленность (слайд 14). 
-  Лёгкая промышленность (слайд 15). 
-  Лесная промышленность (слайд 16).   
-  Итак, мы заполнили схему. Она должна выглядеть так… (слайд 17).   
-  Мы неспроста так распределили отрасли в схеме. Посмотрите на диаграмму. В схеме отрасли расположены с учетом их доли в ВВП области (слайд 18).   
- . 
![]() 
 
-  
-  Ребята, вы заметили, что наша схема заполнена не полностью. Мы будем заполнять её постепенно, на последующих уроках, изучая каждую отрасль промышленности. 
-     
-  Карта.   
-  Я в начале урока говорила, что промышленность Д.о. является одной из крупнейших отраслей хозяйства и что здесь находится 150 отраслей. Посмотрите, как много пром.центров и как плотно они расположены (слайд 19).   
-  Такая специфика региона обусловлена выгодным географическим положением, богатой минерально-сырьевой базой, достаточно развитой инфраструктурой. 
-   
-  Запись в тетради (слайд 20).   
-  Отрасль специализации - отрасль, объем производства которой превышает собственные потребности региона и прибыль от реализации продукции является основной частью бюджета данного региона. 
-   
-  Вывод. Промышленность – ведущая отрасль, от которой зависит прогресс, экономическая и оборонная мощь страны. 
-  Зная, какие отрасли есть в Д.о, вы можете выбирать те профессии, в которых нуждается регион. 
-  Но мы не рассмотрели еще один пункт нашей темы – «Проблемы и перспективы». 
- Мозговой штурм. Объединившись в группы по 4 чел. по принципу близкого ГП (соседние парты), подумайте, какие проблемы промышленности в нашей области. 
 - 1. Я из недр добываю уголь, 
- Я стремлюсь всех на свете осветить и согреть. 
- Я помогаю плавить железо. 
- В общем, я – главная отрасль, как ни крути.   
- (Топливная пром) 
-  
- 2. Без меня не будет ни машин, ни деталей, 
- Ни чугуна, ни проката, ни стали, 
- Ни труб, ни рельсов, ни уголков… 
- И в экспорте очень важна, вот!   
-   (Черная металлургия) 
-  
- 3. Медикаменты и парфюм, 
- И ПВА, и кислота, и сера. 
- А еще удобрения, хлор, резинка… 
- Всему начало – в пробирках.   
- (Химическая промышленность) 
-  
-  
-  
-  
-  
-  
-  
-  
-  
-  
-  
-  
- 4. Я – флагман экономики! 
- Я – лидер в производстве! 
- Станки, комбайны, утюги, вагоны… 
- В общем, я машины произвожу. 
-   (Машиностроение) 
-  
- 5. Конфеты, консервы произвожу, 
- Хлебом с маслом всех кормлю. 
-  (Пищевая промышленность) 
-  
- 6. Изготовлю пряжу я, 
- А потом – носочки, 
- Брюки строгие, пиджак, 
- Юбку яркую в цветах,   
- А еще кроссовки.   
-  (Легкая промышленность)