Урок географии в 5 классе по теме «Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры».
 Учебник – Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 кл.: / И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014.
 Методическая литература – Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 5 класс. 2-е изд. – М.: ВАКО, 2018.
  Дидактический материал – презентация к уроку, видеоролики «Прогулки по космосу» https://www.youtube.com/watch?v=zv5VQcDeJhU , кроссворды (Приложение 1,2,3,4), бланки графического диктанта (Приложение 5), Атлас, рабочая тетрадь к учебнику.
  Тип урока: урок открытия нового знания.
 Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникационные.
  Цель – познакомить учащихся с отличительными признаками астероидов, комет, метеоров, метеоритов.
  Формируемые УУД: предметные: находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника и слайдам, давать определения понятий: астероид, комета, метеор, метеорит; метопредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность, работать в соответствии поставленными задачами, выделять главное, существенные признаки понятий, участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами, искать и отбирать информацию в учебнике и справочных пособиях, составлять описание объектов, оценивать работу одноклассников: личностные: обладать ответственным отношением к учебе, осознанном, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
 Ход урока
 I Организационный момент. Проверка учебных принадлежностей. Приветствие и пожелание успешной работы.
 II. Проверка домашнего задания. (Работа в 4 группах). Заполнение кроссвордов по теме «Планеты Солнечной системы» (Приложение 1,2,3,4) Проверка и выводы учеников: Что получилось? Что еще раз придется вспомнить? Оценивание своей работы.
 III. Актуализация знаний.  
 1. Определение темы урока.  
 - Ребята, какие ключевые слова получились у вас в кроссвордах? (Астероид. Комета. Метеор. Метеорит) Учитель вывешивает на доску эти слова или пишет крупными буквами) Слайд 1
 - Прочитайте тему сегодняшнего урока (дети читают вслух)
 - Что вы знаете по этой теме? (ответы детей)
 2. Постановка учебной задачи, гипотезы и планирование деятельности.
 - Что хотите узнать? (постановка учебной задачи детьми)
 - Какие предположения имеются? (гипотезы)
 - Как будем работать на уроке? (планирование деятельности)
 IV. Работа по новой теме.
 1. Астероиды. Слайд 2.
 - Какой вопрос поставим? (ответы детей)
 - Ребята, откройте учебники и на с. 61 найдите и прочитайте информацию об астероидах. (чтение детьми про себя)
 - Что такое астероиды? (ответы детей)
 - Являются ли астероиды частью Солнечной системы? (ответы детей)
 - Где находится основной район астероидов? (работа по Атласам (с. 10-11)
 - Что еще интересного узнали? (ответы детей)
 - Сделаем выводы (Сначала ребята делают, а потом читают по слайду)
 2. Кометы. Слайды 3,4
 - Какой вопрос поставим? (ответы детей)
 - Давайте найдем информацию о кометах на с. 61-62 учебника (чтение вслух одним из учеников)
 - Что такое комета? (ответы детей)
  - Из чего она состоит? (ответы детей)
 - Какие части выделяют в строение кометы? (ответы детей)
  - Какова орбита кометы? (ответы детей)
 3. Первичное закрепление. (Работа в рабочей тетради. (с. 31)
 - Напишите определения: что такое астероид? Что такое комета? (самостоятельная работа)
 - Напишите, чем отличается астероид от кометы (Слайд 5 парная работа).
 - Давайте проверим (Чтение ответов детьми, и проверка правильных ответов по слайду 6)
 V. Физкультминутка.  
 - Ребята встали. Давайте немного отдохнем. Я вам буду читать характеристики небесных тел. Если говорится об астероидах, руки - на поясе, если о кометах – руки вверх, будто тянем хвост кометы. Задание всем понятно?
 - Не испускают собственного света.
 - Волосатая.
 - Обнаружил в телескоп Джузеппе Пиацци.
 - Считалось предвестником различных бед.
 - Большинство их них движется между орбитами Марса и Юпитера.
  - Хвост всегда направлен в сторону от Солнца.
 - Движутся по вытянутым орбитам.
 - Звездоподобные.
 - Главная часть – твердое ядро.
 4. Метеор. (Слайд 8)
 - Что хотите узнать о метеорах? (ответы детей)
 - Информацию найдите на с. 62 учебника (чтение детьми про себя)
 - Кто хочет рассказать о метеорах? (рассказ ученика)
 - Можно ли наблюдать метеоры на Луне? (ответы детей) правильный ответ – нет, потому что на Луне нет атмосферы.
 - Сделаем выводы (по слайду)
 5. Метеорит. (Слайд 9) Просмотр видеофильма «Прогулки по космосу» https://www.youtube.com/watch?v=zv5VQcDeJhU время – 5 мин.
 - ответьте на вопросы (ответы детей)
 - какие бывают метеориты? (ответы детей)
 6. Таинственные соседи Солнца. Работа по учебнику и слайдам.
 - Найдите информацию о Церере (Слайд 11) (ответы детей)
 - Что такое Галлея? (слайд 12) (ответы детей)
 - Как часто можно увидеть самую известную комету? (раз в 76 лет)
 - Когда ее можно увидеть в следующий раз? (в 2062 г)
 - Сколько вам будет лет? (ответы детей)
 VI. Закрепление изученного материала.
 - А сейчас проверим нашу память. Как вы запомнили сегодняшний материал урока. Для этого мы напишем графический диктант. (Слайд 13) (раздаю бланки)
 - Вам зачитаю 14 характеристик, вы должны правильно отметить их на бланке, а потом соединить знаки, чтобы получился график. Задание всем понятно?
 1) это космическая пыль.
 2) Они бывают каменные, железные, железокаменные.
 3) Основная их часть находится между орбитами Марса и Юпитера.
 4) небесное тело, движущееся по сильно вытянутой орбите.
 5) Это небесное тело имеет ядро и хвост.
 6) Самое крупное небесное тело этой группы – Церера.
 7) Название этого небесного тела переводится как «волосатая».
 8) Эти небесные тела не излучают собственного света.
 9) Ее появление на небе считалось у людей предвестником страшных бед.
 10) Его название переводится как «парящий в воздухе».
 11) В атмосфере Земли они раскаляются и полностью сгорают.
 12) Самое известное небесное тело этой группы имеет имя Галлея.
 13) Упавшие на Землю космические тела.
 14) В течение года на Землю падает около 200 таких небесных тел.
 Взаимопроверка по слайду (Слайд 14) Оценивание работы одноклассников.
 VII. Подведение итогов урока
 1. Выводы по уроку.  
 - На все поставленные вопросы мы нашли ответы?
 - Какие гипотезы подтвердились?
 - Что еще хотелось бы вам узнать по сегодняшней теме?
 2. Домашнее задание. (слайд 15)
 Прочитать § 12
 Смотреть видеофильмы «Прогулки по космосу»
 Выполнить задания в рабочей тетради (с. 32-33).
 3. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 16)