|  3 |  Целеполагание мотивация,   |  Ребята, с этого урока мы отправляемся в путешествие по земному шару, т. е. по материкам и океанам. Предметом нашего исследования станут природные особенности материков, занятия, нравы, обычаи народов, населяющих эти материки.  (Конго, Суэцкий, Килиманджаро, Нил, Сахара, Мадагаскар)    - Посмотрите, что вы видите на слайде.   Река Конго – пересекает дважды экватор, Суэцкий канал-отделяет материк Африку от Евразии;вулкан Килиманджаро – самая высочайшая точка Африки, река Нил- самая длина река Африки, пустыня Сахара- большая пустыня, остров Мадагаскар – один из крупнейших на земном шаре и самый большой остров Индийского океана,Красное море - самое тёплое и самое солёное море в мире.   - Все эти объекты принадлежат, какому материку?  -Как вы думаете, какой материк  будет предметом нашего изучения на уроке?  -А что вы сами знаете об Африки?    -Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка или океана?   
 |  Включаются в диалог.    Определяют цель и задачи  
  
  Цель урока - научиться давать характеристику географического положения Африки. основной задачей урока будет определение особенностей географического положения материка, создание образа Африки |  Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки  Регулятивные: Определять уровень успешности Личностные: Самоопределение (для чего?) | 
  | 4 |  Освоение нового материала    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 |  - Откуда произошло название материка “Африка”?  - Может кто-то знает, откуда появилось такое название?  Работа с учебником.  - Найдите ответ в своих учебниках на стр.108.  С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.  Кто открыл Африку?  Видеофрагмент «История исследования» 3.10(Инфоурок)  В каком веке европейцы обошли Африку?  Кто первый из европейцев пересек Индийский океан?  В каком веке стали изучать внутренние районы Африки и для чего?  Кто открыл истоки Нила?  Кто открыл водопад Виктория, оз. Танганьика и Ньяса?  Назовите имена русских исследователей?  
  - А что значит определить географическое положение материка?    Работа с учебником с планом стр. 331:  - То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре. А чтобы мы правильно умели описывать географическое положение любого материка существует план на стр.331 найдите «план описания географического положения материка»    
  Совместная работа  Работа с картой    Положение относительно условных линий на карте: экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов, полюсов.  1.1Положение материка относительно экватора:  1.2. Положение материка относительно нулевого меридиана  1. 3. Положение относительно полярных кругов:  удалена от них  
  1.4. Положение материка относительно тропиков:  
  1.5 Положение относительно полюсов  
  2. Положения в полушариях земли.  - А теперь дайте подведем итог о том, что мы сейчас сказали. 
 
  Задания 2  Найдите на карте крайние точки материка, как правило, это далеко вдающиеся в море участки суши, их называют мысами. Например, крайняя южная точка Африки называется мыс Игольный. 3. Крайние точки, их координаты. 
  Задания 3 
 4.Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. 4.1. Определить протяженность материка с севера на юг  
 
  Задания 4 Определить протяженность материка с запада на восток     Задания 5 4. Положение материка в климатических поясах.    Климатические пояса Африки:    экваториальный (1);  субэкваториальный (2);  тропический (2);  субтропический (2).  -Какой вывод можно сделать на основе нахождения Африки в этих климатических поясах?  
  Задания 6 6. Положение материка по отношению к морям и океанам. 
 
 
 
 
 
 7. Положение материка по отношению к другим материкам. 
 |  
  
  
  от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка  
  
  
  
  15 в.  Васко до Гама  
  19 в., сырье, с/х угодья  
  Спик и Гран  
  Д. Ливингстон  
  Юнкер, Вавилов  Это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле  
  Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу.  Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая — к западу. в северной части пересекается северным тропиком, а в южной- южнымсеверном, южном, восточном, западном во всех полушариях   
 
 
 
 
 
 
 
 в градусах:  37 гр.+ 35 гр.= 72 гр.  Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит:  в километрах:111 км.* 72 = 7992 км. 
 в градусах:  52 гр. + 18 гр. = 70 гр.  Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км., то длина материка будет равна:  в километрах: 110 км. *70 = 7700 км.  
  
  
  
  все климатические пояса теплые, поэтому растительность и животный мир будет состоять из теплолюбивых видов   На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.  Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки. 
 |  познавательные:  работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;  коммуникативные:  умение выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество.  регулятивные: целеполагание к определенному заданию. 
 |