Н.И. Гулина учитель географии 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №5» города Торжка Тверской области.
 Разработка урока по географии для 6 класс.
 Данный урок позволит сформировать систему знаний о реке её частях, представления о размещении объектов гидросферы на карте.
 Урок географии в 6 классе по теме «Реки».
 Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
 Цели урока.
 Образовательные: сформировать понятия: река, речная долина, русло реки, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, дельта, эстуарий.
 Развивающие: уметь называть и показывать по карте реки России, определять водораздел и бассейн реки; объяснить взаимосвязь направления течения реки и рельефа; сравнивать устья рек (дельту и эстуарий).
 Воспитательные: развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, коммуникативную компетентность через позитивное отношение к ответам одноклассников, объективность при взаимопроверке.
 Оборудование: компьютер, проектор, экран, физическая карта полушарий, физическая карта России, таблица «Строение речной долины», географические атласы для 6 класса, мультимедийная презентация « 6 класс. Реки. Урок 1.»
      |   Этап урока.   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся.   |  
    -  
   Организационный момент.   |    Организация учащихся на урок. Эмоциональный настрой.  Активизация знаний. Слайд №1.      Тема нашего сегодняшнего урока спрятана в загадке.     Объявление целей урока. Слайд №2.       |    Готовятся к уроку.       Отгадывают загадку.      Определяют тему урока.  Записывают тему в тетрадь.       |  
  |   II. Изучение нового материала.   |    Рассмотрите изображение рек на картине А.М. Васнецова «Северный край» и современных фотографиях.    На берегу, какой реки находится наш город?  Опишите ее.  Сформулируйте определение «Что такое река?» Слайд №3.          Рассмотрите рисунок 57, и назовите и покажите на схеме части речной долины.   |                Рассказывают о реке Тверца, протекающей через г. Торжок.      Высказывают предположения.  Проверяют по учебнику на стр. 87(голубой шрифт).  Анализ таблицы «Строение речной долины»   |  
  |   На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по рекам нашей страны. А начнется это путешествие необычно. Давайте определим, какая река начинается в точке с координатами 57˚с.ш. 33˚в.д. Слайд №4.  Откуда начинается река?   |    Работают с физической картой России, определяют название географического объекта по его координатам.  Отвечают: «Река Волга».  Делают вывод: «Волга берет начало из родника».   |  
  |   Как называется место, где река берет начало? Слайд 5.   |    Делают предположение.  Проверяют себя по учебнику на стр.87.  Записывают определение в тетрадь.   |  
  |        |    Где еще могут начинаться реки?  Слайд №5.   |     Отвечают. Работают с картой атласа, находят реки, показываю у доски на настенной карте с помощью учителя.  Начинают стоить схему «Части реки « в тетрадях.   |  
  |   В реках, начинающихся в горах, протекающих по пустыням, количество воды уменьшается, иногда они «теряются» в песках. Найдите такие реки на карте в атласе. По каким материкам они протекают? Где они начинаются и как заканчиваются?        Большинство рек несет свои воды в другие водоемы, постепенно собирая воду притоков. Слайд №6.  При этом они становятся шире, многоводнее. Посмотрите, как из маленького ручейка, Волга превратилась в величавую красавицу.  У села Волговерховье ширина мостка 30 метров, а в районе Саратова мост через Волгу шириной около 3 км. Слайд №7.   |                Находят реки на карте, называют, показывают.          Проследили по карте атласа , как меняется ширина реки.   |  
  |   Мы с вами уже знаем, как называется место, где река берет начало.    А где же заканчиваются реки?                  А как называется место, где заканчивается река? Слайд №8,9.   |    Работают с картой атласа. Называют: реки, озера, моря. Приводят примеры рек. Показывают реки на карте.              Находят ответ в учебнике на стр. 88.  Записывают определение в тетрадь.   |  
  |    Устья рек могут быть разные.   Из курса истории вы знаете о том, что при впадении в Средиземное море река Нил образует дельту, посмотрите, как она выглядит на космическом снимке.     Устье реки в виде воронки называется эстуарий.  Слайд №10.   |    Находят на карте реки, которые при впадении в моря образуют дельту, эстуарий.   |  
  |   Большинство рек являются притоками других рек. Слайд 11.  Найдите на карте атласа притоки Волги - Оку и Каму.   Как определить какой это приток, правый или левый?   |    Работают с картой атласа.              Высказывают предположение, проверяют себя по учебнику на стр. 88 3 абзац со слов «Чтобы узнать…   |  
  |   Посмотрите внимательно на схему в тетради, мы с вами узнали строение реки от истока до устья, обозначили главную реку, начертили притоки реки.    Внимательно посмотрите рисунок 58 на стр. 89.  Продолжите определение.  Главная река и ее притоки образуют…  Каждая река, даже самая маленькая имеет свой участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в эту реку. Этот участок называется речной бассейн.      Граница, разделяющая соседние речные бассейны называется водоразделом.   |        Работают со схемой в тетради, с рисунком в учебнике.                  Отвечают: «…речную систему».                      Давайте по карте атласа определим бассейн и водораздел реки Волга.   |  
  |   III. Закрепление.   |    Давайте вспомним, как называется тема нашего сегодняшнего урока.  Что вы узнали нового?  С какими понятиями познакомились?  ( В это время помощник раздает листки для географического диктанта)   |                    Подписывают листочки.   |  
  |   Географический диктант.  Закончите предложение.  Рядом с номером вопроса напишите цифру ответа.  Слайд №  1). Место, где река берет начало, называется…  2). Выработанное углубление на земной поверхности, по которому река течет, называется…  3). Низменность перед впадением реки в море, образованная речными наносами, на которой река делится на множество рукавов, называется…  4). Участок земной поверхности, с которого  В реку стекает вся вода, называется…  5). Место впадения реки в другую реку, озеро или море называется…  6). Главная река и все ее притоки образуют…  7). Граница между бассейнами двух рек называется…  8). Широкое понижение в рельефе, по которому река проложила свое русло, называется…                  Работа с контурной картой.  Найдите на карте атласа и нанесите на контурную карту реки: Обь, Енисей, Лена, Амур, Дон, Днепр.   |                На доске  ДОЛИНА 1  РУСЛО 2  ИСТОК 3  УСТЬЕ 4  РЕЧНАЯ СИСТЕМА 5  БАССЕЙН РЕКИ 6  ВОДОРАЗДЕЛ 7   ДЕЛЬТА 8              Взаимопроверка.          Критерий оценки:  1 ошибка-5  2-3 ошибки-4  4-6 ошибок-3      Работы сдают учителю, оценки в журнал ( только «4» и «5»)   За активную работу на уроке объявляются оценки.       |  
  |   IV. Домашнее задание.   |    -прочитать §30(пункт 1,2),  -выучить все определения,  - закончить работу на к/к.   Для тех, кто получил за урок оценку «5».Можно подготовить выразительное чтение стихотворения о реке, дополнительное сообщение о водопадах.       |         |