МКОУ Новохарьковская СОШ
  учитель географии:
  Мартыненко Николай Николаевич  
  
 
  
 
  Тема: Географические координаты широта и долгота.
  Цели: 1. дать учащимся знания о географической долготе и географической
  широте и назначении градусной сетки на карте и глобусе.
  2. показать и отработать приемы определения географических коор-
  динат точек на карте и глобусе, а так же нахождение точек по
  заданным координатам.
  3. отметить практическое значение умения определять координаты  
  точек в жизни и деятельности людей.
  Межпредметные связи: координатный луч, оси координат, координаты точек,
  координатная поясность, параллельные прямые, перпендикуляр.
  Оборудование: глобусы, физическая карта полушарий, атласы, координатный
  глобус, контурные карты.
  Тип урока: комбинированный
  Ход урока:
  I. Оргмомент.
  II. Проверка домашнего задания.
  (индивидуальный опрос)
  1. Какие специальные линии наносят на глобус при его создании?
  а) что значит ориентироваться?
  2. В чем отличие в изображении меридианов и параллелей на глобусе
  и карте.
  а) дать определение географической карты.
  Вывод: Меридианы и параллели - это линии на глобусе и карте проведенные  
  по направлениям основных сторон горизонта.
  II. Изучение новых знаний, умений, навыков.
  1. Постановка проблемной задачи:
  “ Во время изучения вод Тихого океана океанографическое судно,
  потерпевшее кораблекрушение при столкновении о подводный  
  риф, просит о помощи в телеграмме. Телеграмма, посланная эки-
  пажем судна, сообщает: “SOS!!!”Срочно помогите! На борту  
  люди, техника, ценная аппаратура. Наши координаты 10* южной
  широты и 160* западной долготы. На доске записываются коорди-
  наты и становится вопрос:
  «Как быстрее помочь экипажу ?» «Как найти место его положения?»
  Прочитав параграф 13, научимся определять координаты.
  2. Определение координат - комментированное чтение параграфа 13, по
  ходу которого на доске составляется опорный конспект.
  
 
  
 
  Географические координаты.
  
 
 
  


 Географическая широта Географическая долгота
 Географическая широта Географическая долгота
  
 
  cеверная (с) южная (ю) западная (з) восточная (в)
  Измеряется от 0* до 90* отсчи- Отсчитывается по экватору от нуле-
  тывается от экватора по нулево- вого меридиана к востоку (в) и к за-
  му меридиану, а на карте по ее паду (з),а на карте по ее рамке.
  рамке.  
  - По ходу чтения учащимися, показываются навыки в определении
  координат, на примере нескольких пунктов.
  3. Определение географических координат места бедствия судна.
  -  Определение географических координат г. Воронежа и нанесение 
 местоположения города на к/к.
  -  Значение и умение определений географических координат (рассказ) 
 А) на примере приключений героев Ж. Верна «Дети капитана гранта»
  (им было известно только 37*10ю.ш.)
  б) в полярной авиации;
  в) в ходе спасения членов экипажа теплохода «Михаил Сомов»
  г) в морском транспорте;
  д) в военном деле.
  Вывод: Географические координаты позволяют быстро и точно определить  
  местоположение на земном шаре, а так же на карте и глобусе нового
  объекта.
  IV. Закрепление:
  -  Определить г. к. м. Челюскин (78* с.ш. 104* в.д.) 
-  Какой географический объект имеет следующие координаты 42*ю. ш. 
 146*в.д. (о. Тасмания)
  -  В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной; если   
 Изменяется только долгота, а широта остается неизменной.
  
  Общий итог урока:  
  
 
  V. Задание на дом. Выучить параграф 13, записи в тетради. Ответить на  
  вопросы.