| Предмет, класс | География, 9 класс | 
  | ФИО учителя | Хестанова О.В. | 
  | Тема урока | Транспорт России | 
  | Место и роль урока в изучаемой теме |  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Транспорт России» 
 | 
  | Цель урока | Сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами | 
  | Задачи урока |  обучающие |  развивающие |  воспитательные | 
  |  Способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом. |  Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.  |  воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.  
 | 
  | Планируемые результаты | Сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового материала, умения сопоставлять различные тематические карты, сформировать знания по теме «Транспорт России» | 
  | Тип урока | Изучение нового материала | 
  | Вид урока | 
 | 
  | Используемые технологии | Информационно – коммуникационные, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии. | 
  | Учебно-методический комплекс |  Источники информации |  Оборудование |  Дидактическое сопровождение |  Материалы для познавательной деятельности ученика | 
  |  «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс  
 
  
 |  Презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска |  Карточки со статистическими данными, индивидуальные задания  |  Статистический материал | 
  |  Организационная структура урока | 
  |  Название этапа урока |  Длительность, мин. |  Цель |  Содержание учебного материала |  Методы и приёмы работы |  ФОУД* |  Деятельность учителя |  Деятельность обучающихся |  Ожидаемый результат | 
  |  I.Организа-ционный и мотивационный момент |  2 мин.  |  Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в ходе урока. |  
 |  
 |  Ф |  Проверяет готовность уч-ся к уроку, информирует о дом. задании. |  Готовит рабочее место,   Вклеивают в дневники листочки с дом. заданием |  Полная готовность класса и оборудования. | 
  |  II.    1. Актуализация полученных ранее знаний и умений |  10 мин. |  Активизация опорных знаний и умений. |  Крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальнего Востока – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат. Задача для учащихся |  Проблемный, частично-поисковый |  Ф, П, Г |  Ставит проблемную задачу |  Приступают к решению проблем, опираясь на карты атласа и полученные ранее знания. Приводят доказательства на поставленные вопросы |  Показать знание факторов, влияющих на размещение предприятий промышленности, умение анализировать тематические карты. Должны выявить, что одним из факторов является транспортный. | 
  |  2. Подготовка к изучению нового материала  
 |  1 мин |  Акцентирование внимания учащихся на изучение нового материала |  
 |  
 |  Ф |  Называет тему урока |  тему урока, записывают в тетрадь,  формулируют цель урока |  
 | 
  |  III. Изучение нового материала  
 
  
 |  2 мин |  
 |  Выражение «Транспорт – кровеносная система страны»  «транспорт» |  
 |  Ф  
 
  
 
  
 
 Ф |  Читает выражение  
 
  
 
  Озвучивает термин |  Доказывают правильность этого высказывания,  Записывают термин в тетрадях |  Показать умение рассуждать, анализировать, сравнивать | 
  |  Работа в группах   
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 |  23 мин |  Познакомить уч-ся с составом транспортного комплекса, его ведущими отраслями, рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта, проанализировать географию различных ведущих видов транспорта России; совершенствовать умение учащихся анализировать информацию, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы. |  Понятие «Транспорт», виды транспорта, показатели работы транспорта, задачи, которые решает транспортный комплекс, обеспеченность транспортными путями европейской и азиатской частей страны, основные магистрали.  
 
  
 
  Термин «транспортная система»  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 |  Частично-поисковый, картографический, метод работы в группах, приемы работы с текстовой информацией – составление схем  
 
  
 
  
 
  
 |  Г  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Ф |  Ставит перед группами задачи  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Озвучивает термин  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Подводит детей к выводу  
 
  
 |  Работают в группах с картами атласа, текстом учебника, составляют схему, делают выводы.  Демонстрируют подготовленные материалы, схемы,   
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Делают вывод  о недостаточной обеспеченности транспортной сетью территории страны  «Эксперты» предоставляют отчет о проделанной экспертизе представленных объектов  
 |  1гр, - Выявляют составляющие понятия «транспорт»,   2гр – обозначают задачи, которые решает транспортный комплекс;   4гр – используя текст учебника, составляют схему «виды транспорта»;  3гр – используя текст учебника, выделяют показатели транспорта;  6гр – работают с картой «Автомобильный и воздушный транспорт», сравнивают плотность автомобильных дорог в европейской и азиатской частях России,   7 гр - работают с картой «Водный транспорт», сравнивают обеспеченность водными путями европейской и азиатской частей России, их роли в экономике.  5гр – работают с картой «Железнодорожный транспорт», выявляют обеспеченность транспортными путями территории страны, определяют основные магистрали;  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 | 
  |  Работа в парах |  7 мин |  Познакомить школьников с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития |  
 |  Поисковый, работа с текстом |  Г |  Организует работу учащихся |  Работают с текстовой информацией, заполняют таблицу |  Выявляют роль различных видов транспорта в хозяйстве,  ведущий вид транспорта. | 
  | IV. Подведение итогов |  2 мин |  Закрепить знания, полученные в ходе изучения нового материала |  
 |  Эвристическая беседа |  Ф |  Задает вопросы, нацеливает учащихся на вывод. |  Делают вывод  |  
 | 
  | Диагностика результатов урока |  
  Сформировано представление у школьников о транспортном комплексе России, его ведущих отраслях, их значении в уровне развития регионов страны, об обеспеченности транспортными путями отдельных территорий. Отработано умение учащихся анализировать информацию, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать текстовую информацию в схемы, таблицы. 
 | 
  | Домашнее задание |  1 уровень – п. 30 («География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс)  2 уровень – п. 30, составить таблицу «Влияние природных условий на работу транспорта)  3 уровень – п. 30, подготовить сообщение «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный)  Индивидуальное задание – п. 30, подготовить сообщение «Развитие железнодорожного транспорта в России |