| 1. Организационный этап. 
 
 
 
 
 | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Стихотворение: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! (Пожелание плодотворной работы на уроке) Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся   | Приветствие учителя, подготовка к уроку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу. Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока. 
 
 
 | 
 | Проверка готовности рабочего места ученика и учителя | 
  | 1. Контрольно – оценочный этап а/ взаимопроверка; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 б/ проблемный вопрос | На доске: Группа А. - Что такое астероид? - Что вы знаете о метеоритах? Группа Б. - Каково строение кометы? - Что такое метеор? Учитель проводит включённый контроль одной пары, оценивает сам их работу. Предлагает другой паре осуществить взаимооценку. После комментария в журнал выставляются оценки. 
 
 - Можно ли наблюдать метеоры на Луне? | Дети в парах осуществляют взаимопроверку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Взаимооценка. Вопросы учащимся позволяют проверить объективность отметок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Вопрос заставляет применить знания о метеорах и Луне в новой, необычной ситуации. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения. Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям. | 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Осознанно использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные: умение ставить проблему 
 | 
  | 2. Мотивационно – целевой этап: а/ определение темы урока; 
 
 
 
 
 
 
 
 б/ целеполагание | Диалог с учащимися: 1. Перечислите все известные нам космические тела. 2. Какие космические тела не входят в состав Солнечной системы? 3. Что мы сегодня будем изучать на уроке? 4. Какова тема урока? 
 
 На доске вывешивается карта звёздного неба и плакат с эпиграфом. Учитель наизусть выразительно читает слова эпиграфа. 
 
 Диалог с учащимися: - Почему эти слова взяты эпиграфом к уроку? - Как вы их понимаете? - Согласны ли вы с автором? - Как вы относитесь к звёздам? - Нужно ли их изучать? - Что вы хотели бы узнать о звёздах? - Какие источники информации мы будем использовать? | Каждый ученик называет не более одного небесного тела. 
 
 
 
 
 
 Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты. Одна из тем записывается на доске, а дети пишут её в тетрадь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В диалоге должны принять участие как можно больше детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение, каким бы оно не было. Важно помочь детям определить для себя: нужны ли им знания о звёздах? Какие и для чего? (личностная значимость знаний). | Формирование мотивационной основы учебной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Смыслоопределение. Формирование уважительного отношения к иному мнению | Формулирование темы и цели урока | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказывание суждений, подтверждение их фактами | 
  | 3. Организационно – деятельностный этап: а/ определение понятия «звёзды» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 б/ составление плана изучения звёзд 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 в/ самостоятельная работа в малых группах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 г/ физкультминутка (здоровьесберегающий компонент) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 г/ выступление учащихся | 1. Понятие о звёздах. Учитель предлагает дать детям собственное определение. Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся назвали самые существенные признаки звёзд и только после этого записывает на доске: Звёзды – это раскалённые огромные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. 
 
 Давайте составим по этому определению план изучения звёзд. О каком признаке звёзд говорит первое слово, второе, третье и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 Сможете ли вы сами изучить эти свойства звёзд? Какие источники информации вы можете привлечь для самостоятельной работы? Как вам удобнее будет работать – индивидуально, в парах или в группе? Выберите задания и приступайте к работе (5 минут). 
 
 Учитель читает стихи: *А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.
 Брызги пены, шум прибоя,
 А над морем - мы с тобою (машут руками)
 *Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.
 Веселее загребай
 И дельфинов догоняй(плавательные движения руками)
 *Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу (ходьба на месте)
 *Сядьте, дети на песок,Продолжаем наш урок.
 
 
 
 
 Учитель консультирует, направляет, корректирует по ходу работы, предлагает принять активное участие в обсуждении вопросов и выставление оценок за ответ. | 
 
 Дети дают определение понятия «звёзды», опираясь на имеющиеся у них знания и опыт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети записывают определение в тетради. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Устно составляют план (он записывается на доске): - температура, - размеры, - состав, - форма, - удалённость от Земли. 
 
 Дети отвечают на вопросы учителя, определяют источники информации, разбиваются на группы. 
 
 
 
 
 
 После определения для себя заданий, приступают к самостоятельной работе. 
 
 Выполняют физические упражнения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу и представляют её. Внимательно слушают ответы ребят, задают вопросы, оценивают выступления. | Формирование устойчивого познавательного интереса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самоопределение в условиях работы в парах или в группе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника | Выполнение учебных действий в соответствие с заданием 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение вести самостоятельный поиск 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками 
 
 Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. | 
  | 4. Рефлексивно – оценочный этап. | Творческое задание: «Я – звезда» (соотнести то, что узнали о звёздах, с человеческими качествами и описать звезду). Можно предложить вопросы – ориентиры: - Как меня называют? - Где я нахожусь? - Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.) - Как я себя чувствую в космическом пространстве? - Что меня ждёт в будущем? 
 
 Учитель предлагает детям оформить это задание в виде кластера, детской сказки или телерепортажа из космоса. | В классе находятся дети, которые успешно себя отождествляют со звездой, фантазируют. 
 
 
 
 Большинство детей нуждается в вопросах – ориентирах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся выбирают, в какой форме будут выполнять творческое задание, уточняют неясные моменты у учителя. | 
 | Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Умение систематизировать знания по теме. 
 
 
 
 
 
 
 | Выполнение учебных действий в соответствие с заданием | 
  | 5. Задание на дом. | Учитель комментирует д/з: а/ прочитать текст параграфа, проверить свои знания, пользуясь блоком контроля; б/ задания о созвездиях и практическую работу выполнять по желанию; в/ для любознательных –составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу. | Выбирают д/з по своему усмотрению, при необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам. 
 
 Записывают д/з в дневник. | 
 | 
 | 
 |