|  
  
  
  
  
  
 2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование |   Учитель демонстрирует термометр, спрашивает, что измеряют при помощи прибора, как им пользоваться. Скажите, о чём мы сегодня будем говорить и какую тему изучать?  Формулирует тему. «Температура воздуха».  
  План урока демонстрируется на экране:  1. Нагревание земной поверхности и температура воздуха в тропосфере.  2. Суточный ход температур. Годовой ход температур.    3.Среднесуточная температура. Среднегодовая температура.  3. Годовой ход температуры воздуха в Нижнем Новгороде; определение среднесуточных и среднегодовых температур воздуха на примере Нижнего Новгорода.  4. Обобщение знаний и закрепление. |  Предполагаемые ответы: это термометр. С его помощью измеряют температуру. На приборе есть шкала, по которой определяют значение температуры, можно измерять температуру на улице, дома…  
  температуру; температуры воздуха | 
  | 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |  1. Что является источником света и тепла на Земле?    2. Объясните с помощью учебника, как нагревается воздух (от чего)?    3. Покажите стрелками.   Солнечные лучи -------- t земной поверхности -------- t воздуха  А изменяется ли температура с высотой?    4. Как нагреваются суша и вода? (одинаково или по – разному, почему?)     Суша и вода нагреваются по разному. В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря песок накаляется так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Получается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша. А суша наоборот: днем она быстро нагревается, вечером же быстро остывает).  5. Суточный ход температуры воздуха.     Найдите с помощью данных таблицы соответствие: как температура воздуха изменяется в течении суток?    Температура 7.декабря 2019 г. Нижний Новгород     | время |  температура |   | 6 ч | 0* |   | 12ч | 2* |   | 14ч | 5* |   | 16ч | 4* |   | 20ч | 2* |   
   (Утром холодно. В полдень земная поверхность, а от нее и воздух нагревается сильнее. В 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня) температура самая высокая. К вечеру становится прохладнее, так как земная поверхность постепенно охлаждается. Перед восходом Солнца температура самая низкая (хол).    Давайте попробуем объяснить почему же температура так изменяется в течении суток. Мы можем обратиться к рисунку в учебнике.( рис. Угол падения солнечных лучей)  
  6.Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим еще раз термометр и научимся высчитывать амплитуду температуры воздуха и среднюю температуру воздуха.  
  Нахождение суточной амплитуды температуры воздуха.  Дайте определение суточной амплитуды температуры воздуха.   ( воспользуйтесь учебником)  
  У амплитуды нет знаков «+» и «-». Назовите алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха.  Попробуйте вывести формулу.  
  
  
  
  
  
  
  Амплитуду также можно вычислять за неделю, месяц, год Как?  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Предлагаю вернуться к нашему вопросу. Почему в прогнозе погоды нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Вспомните из уроков математики и запишите, как вычислять среднее арифметическое. |  Ответы учащихся: 1.Источником света является Солнце   2. Воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Сначала солнечные лучи нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передается воздуху. Если поверхность охлаждается, то от нее начинает охлаждаться и воздух. Таким образом, воздух тропосферы нагревается в основном от поверхности, над которой он находится. В географии ее называют подстилающей поверхностью. А на передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли.    3.Солнечные лучи …. t земной поверхност … t воздуха)  
  4. учащиеся могут предположить и дать ответ на вопрос. Если они не смогут ответит, то учитель поясняет.  
  
  5. Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости.      
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  6. находят определение в тексте учебника. «Суточная амплитуда температуры воздуха – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток»  Ученики: Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха  1. Найти среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;  2. Найти среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;  3. От самой высокой температуры воздуха вычесть самую низкую температуру воздуха.   Предлагают формулы.( А = Т max – Т min)    Ответы учащихся :1. Амплитуда температур за неделю: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за неделю.  2. Амплитуда температур за месяц: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за месяц.  3. Амплитуда температур за год: разность температур между самой высокой и самой низкой температурами за год.  
      Чтобы рассчитать среднее арифметическое нескольких чисел, нужно эти числа сложить и разделить на их количество | 
  |  2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |  Задание 1 Вычислите самостоятельно амплитуду по следующим данным:        | Т мах | Т мин | А |   | 9 | 3 | 6 |   | -10 | -15 | 5 |   | 12 | -2 | 14 |       Задание2. Найдите среднесуточную температуру воздуха в г. Нижний Новгород.         | 
 | 2часа | 8часов | 14часов | 20часов | Тс |   | 1 | 3 | 10 | 12 | 7 | =8 |   | 2 | -19 | -18 | -14 | -17 | =-17 |   | 3 | 10 | 12 | 15 | 13 | =10 |   А как можно узнать среднемесячную температуру?  Среднемесячные температуры дают представление о ходе температуры в течение года. Как же вычислить среднегодовую температуру?  Задание 3. Вычислите среднемесячную температуру воздуха за декабрь,2019 года, г. Нижний Новгород.               | Число   | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |   | 
 |   |  
 Т | -7 | -8 | -5 | -3 | -3 | -3 | -6 | -4 | -3 | -3 |   | 
 | 
 |   | число |  11 
 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |   | т | -5 | -6 | -5 | -5 | -7 | -9 | -7 | -4 | -4 | -6 |   | 
 | 
 |   | число | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |   | т | -1 | -1 | -1 | -1 | -5 | -6 | -5 | -6 | -7 | -10 |   | 
 | 31 | 
 |   | -11 |   
  Задание 4. Вычислите среднегодовую температуру воздуха для г. Нижнего Новгорода по данным 2018 года.                | Месяц | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 |   | Т | -10 | -4 | 0 | 6 | 16 | 18 | 19 | 18 | 12 | 3 | -3 | -5 |   
  
 |  
  Делают вычисления, находят амплитуду температур.  
  
  
  
  
  
  Сложить средние температуры за сутки и разделить полученную сумму на количество дней в месяце.    
  Сложить среднемесячные температуры и полученную сумму разделить на 12.    
  
  Выполняют расчеты, находят среднемесячную, среднегодовую температуры  
 | 
  |  3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |  Вопросы для рефлексии: потребуются ли вам в жизни полученные сегодня на уроке знания и умения?  Какие трудности встретили при изучении новой темы?  
  Комментируя активность на уроке, выставляет оценки. Отмечает только положительные стороны в работе учеников на уроке.  
  Спасибо за урок. Тема «Атмосфера» очень трудная, но и интересная. Мы все с вами чувствуем, что очень много зависим от состояния этой сферы Земли и иногда она бывает очень сурова к нам. Поэтому, чтобы не быть беспомощными перед стихией природы, надо знать все о ней. Атмосферой - занимаются учёные – метеорологи – может кто-нибудь в будущем из вас и займётся этой наукой. |   Отвечают на вопросы.    Благодарят за урок. |