| 3. Определение темы, постановка целей и задач 
 | Сообщение темы и цели урока:  (демонстрируется модель фонтана, даётся загадка, ответ на которую подводит к определению темы урока). Попробуйте по следующим строчкам определить, о каких водах пойдет речь на уроке сегодня? 
 В тени деревьев серебритсяВода лесного родника.
 И люди едут насладиться
 Его водой издалека.
 Дороже злата им и хлебаКристально чистая вода.
 Энергию земли и неба
 Родник пронес нам сквозь года.
 
 
 Скажите, как называется такая вода? Какая тема урока? 
 Что про подземные воды можно узнать? Значит, с чем нам сегодня на уроке предстоит познакомиться? 
 | С помощью наводящих вопросов и наблюдением за фонтаном, анализируют ситуацию и самостоятельно формулируют тему занятия, цели урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Подземные воды. (Учащиеся записывают тему урока) Выдвигают предположения, формулируют цель. | Регулятивные:   - целеполагание , как постановка учебной задачи, - планирование. Познавательные:   - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 
 | Беседа по наводящим вопросам, проблемный диалог. 
 | 
  | 4. Изучение   нового материала. | Формулировка задания на урок: Перед вами карточки с ключевыми терминами, которые нам предстоит сегодня на уроке изучить. Ваша задача – в течении урока выбирать соответствующие понятия и формулировать их определения.   Вопрос: Сформулируйте определение понятия «подземные воды». Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. 
 
 - А как она туда проникла? 
 
 - Какие условия необходимы для образования подземных вод? Организует работу в группах, контролирует выполнение работы. Проведем небольшой опыт. - Перед нами три стакана, три воронки, три разные горные породы. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий   -Как вы думаете, какой опыт я хочу провести? Сделайте предположение, что я могу увидеть?  Наливаем одновременно во все воронки воду. Подводит обучающихся к выводу о водопроницаемости горных пород. 
 
 - Что мы наблюдаем? 
 
 
 
 
 
 
 
 Ищем понятия на карточках, соответствующие проделанному опыту.   - Дайте им определения.  Используя материал параграфа, составьте в тетради схему: 
 
 -С одинаковой ли скоростью проникает вода через горные породы. 
 
 - От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?   - Какой вывод мы можем сделать?   
 Организует взаимопроверку в парах. Проверьте друг у друга, как вы составили схему.  Те, чьи ответы совпали, пожмите руки. Остальные не расстраиваемся, работаем дальше. Проблемный диалог: До каких пор вода с поверхности через водопроницаемые породы? просачивается Что с ней происходит дальше? 
 
 
 
 Напоминает учащимся о том, что  -в земной коре будут встречаться места, где вода будет просачиваться через водопроницаемый слой и места, где вода будет накапливаться над водоупорным слоем. Таким образом, водопроницаемы и водоупорные слои чередуются. -Что получится в результате такого чередования?   В зависимости от положения водоносных слоев подземные воды будут различаться. Ищем соответствующие понятия и даем им формулировку.    Организация самостоятельной частично поисковой деятельности в группах: Найдите в учебнике определение грунтовых вод и межпластовых и на основе уже приобретенных знаний составьте на столах схему залегания подземных вод. 
 
 Проблемный вопрос: Могут ли грунтовые воды выходить на поверхность Земли? В каком виде? 
 
 
 
 Объявляет «Страничку деда-краеведа». 
 
 
 
 Проблемный вопрос: Могут ли межпластовые воды выходить на поверхность земли? В каком виде? 
 
 Проведем опыт: вернемся к модели фонтана. Понаблюдайте и подумайте, каким образом вода в нем может фонтанировать? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Подземные воды отличаются по своим характеристикам. Организует исследовательскую деятельность учащихся. Опыт:    Определение свойств, характеризующие подземные воды. 1 группа определяет воды по степени минерализации на вкус (пресные, соленые) Проблемный вопрос: почему одни воды бывают пресные, а другие соленые? 2 группа определяет по температуре – холодные и термальные (темп. 20 градусов и выше). Проблемный вопрос: почему одни воды бывают холодными, а другие теплыми? 3 группа определяет по степени качества – питьевая и техническая. Проблемный вопрос: почему воды различаются по качеству? 
 
 - Проверка ответов по слайду. Проблемный вопрос: Можно ли использовать свойства подземных вод в хозяйственной деятельности человека? Как? Организует работу в группах:   из предложенных вариантов выберите использование подземных вод только те, которые соответствуют свойствам, определенным вашей группой: 1 группа – по степени минерализации – минеральные лечебные воды, источник питьевой воды. Объявляет «Страничку деда-краеведа» и предлагает исследовование залегания питьевых и минеральных вод Челябинской области:  Изучив надписи на этикетках некоторых бутылок с питьевой и минеральной водой, мы определим месторождения и производство следующих вод. 
 2 группа – по температуре – для обогрева жилья, в отдельных случаях и получения электроэнергии, в лечебных целях; 3 группа -   По степени качества: источник питьевой воды, орошение, для работы промышленных предприятий. 
 
 Показывает видеоролик «Пещера Сугомак» Вопрос: Что вы видите на представленном видео? Выберите из предложенных понятий те, которые соответствуют теме ролика. 
 
 
 
 
 
 Много пещер встречается в Уральских горах. Например, пещера Сугомак. Объявляет «Страничку деда-краеведа». 
 
 
 
 Проблемный вопрос: Мы часто говорим о загрязнении поверхностных вод, а могут ли загрязнятся подземные воды, ведь они залегают глубоко под землей? Побуждает к высказыванию своего мнения. | 
 
 В течение урока работают с определениями.   
 
 
 
 
 
 Формулируют и озвучивают определение, высказывают свои предположения:  -Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей.   
 
 - просочилась вглубь земли из атмосферных осадков 
 
 -Способность горных пород пропускать воду. 
 
 
   Проводят исследование. 
 
 
 
 
 
 
 
 Делают выводы. Глина воду не пропускает, а песок и щебенка пропускают, то есть существуют горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые задерживаю.    
 Работают с понятиями.   - водопроницаемые горные породы    
 - водонепроницаемые или водоупорные горные породы.  
  
  Используя материал учебника, самостоятельно заполняют схему в тетради. - от количества и размеров трещин и пор: чем крупнее поры, тем быстрее скорость просачивания воды. 
 
 Осуществляют взаимопроверку в парах. 
 
 
 
 
 - пока не встретит на пути водоупорные слои.   
 - она задерживается, постепенно заполняя поры или трещины водопроницаемых пород. Пласты, насыщенные водой, образуют водоносные слои. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работают с терминами: - грунтовые и межпластовые. 
 
 Находят в тексте понятия, обсуждают, выявляют закономерности, составляют схему. 
 
 Высказывают свои предположения. 
 
 1 группа выступает с сообщением по теме «Родники Кыштыма». 
 
 
 
 Проводят опыт.   Высказывают свои предположения.   
 
 
 
 Проведение опыта, определение свойств подземных вод, формулировка выводов. 
 Чаще фонтанируют межпластовые воды, так как они находятся под давлением. Это связано с тем, что вода стекает по водоупору в самое низкое место и образуется давление. Артезианские воды – самоизливающиеся подземные воды.   - гейзеры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Коллективная проверка результатов исследование свойств подземных вод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Высказывают предположения. 
 
 
 
 
 
 Изучают этикетки  некоторых бутылок с питьевой и минеральной водой и называют районы залегания и производства вод.   
 
 
 
 
 2 группа выступает с сообщением по теме «Термальные источники на карте мира». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Просмотр видеоролика, обосновывают свои предположения.   Работа с понятиями.   - пещера - карст - сталактиты - сталагмиты  3 группа выступает с сообщением по теме «Пещера Сугомак». Определяют причины загрязнения подземных вод и возможные пути их решения. 
 
 
 | 
 1) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные:   - поиск и выделение необходимой информации; - смысловое чтение; - построение логической цепи рассуждения. 3) Регулятивные Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 
 Работа с определением. 
 
 
 
 
 
 Проблемный диалог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Исследование, наблюдение Групповая работа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Эвристическая беседа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Представление материала в таблице 
 
 
 Проблемный диалог 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самостоятельная работа с учебником, построение структурно-логической схемы «Залегание подземных вод» 
 
 
 
 
 Сообщение 
 
 
 Проблемный диалог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Исследование 
 
 
 Проблемный диалог 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Исследование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |