Состав (структура) населения мира.
  2. Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы,  
  выявлять закономерности.
  3. Совершенствовать навык сопоставления карт, сопоставлять и  
  анализировать поло-возрастные пирамиды.
      | Этап урока | Действия учителя | Действия учеников | 
  |  I. Орг. момент | 
 | 
 | 
  |  II.Проверка Д/з А) Тест 
 
 
 
 
 Б) Терминологическая разминка «Кто такой? Что такое?» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В) Видео-вопрос   | 
 Раздаю распечатанные карточки с тестом 
 
 
 Задаю вопросы , показывая карточки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Ученики 9 класса приготовили видео-вопрос. Смотрим внимательно и определяем в каком государстве мог произойти данный диалог. | 
 В течении 5 минут выполняют тест (после выполнения один из учеников проверяет и анализирует) Дают определения понятий - Демография - Рождаемость - Смертность - Естественный прирост - Воспроизводство - Демографический взрыв - Демографический кризис - Старение нации - Демографическая политика 
 Анализируют ситуации, примеры стран, тип демографической политики. | 
  | III.Изучение нового материала А) постановка темы и цели урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Б) 1 вопрос – Половозрастной состав | 
 
 - Назовите основные вопросы темы «Население» (вывешиваю на доске) 
 
 
 - Что уже знаем? (перевешиваю на другую сторону) - Что изучим сегодня? (перевешиваю на место темы) - Почему важно знать состав населения? 
 
 
 - У вас карты урока, в которых вы будете работать в течение всего урока, чтобы к его концу получился опорный конспект всего материала изученного сегодня. 
 - Первый вопрос темы (вешаю на доску) Половозрастной состав населения мира.   
 - Используем графичекий метод, анализируем половозрастные пирамиды. 
 
 
 
 - Рассмотрите пирамиду, характеризующую положение в мире. Сделайте выводы. 
 | 
 
 Называют:  Динамика численностиСостав населенияРазмещение и миграцииГородское и сельское население 
 
 
 
 
 
 - Численность населения больше 7 млн. , но все должны жить в мире и согласии, чтобы общение было толерантным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Анализируют пирамиды в карте урока, используя приём «Незаконченные предложения» 
 Выступают с анализом. 
 - Пирамида устойчива, но основную долю ЕП дают развивающиеся страны. | 
  | Это интересно. Половозрастная пирамида Китая. | 
  | 
 | - Анализ диаграмм полового соотношения в мире, по странам 
 
 
 
 | - Анализируют и заполняют карту  (примеры стран с преобладанием мужчин и преобладанием женщин и причины этого) | 
  | В) 2 вопрос – Этнолингвистичекий состав | - В мире 4-5 тысяч народов или по-другому этносов. Что такое «этнос»? 
 
 
 
 - Главные показатели – численность и язык. Примеры самых многочисленных этносов и языковых семей. 
 - По национальному составу государства бывают Многонациональные, двунациональные, однонациональные. Примеры (слайд) 
 - Какая проблема может возникнуть в многонациональных государствах | Этнос- это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, объединённая языком, хозяйством, культурой, национальным самосознанием. 
 (работа с атласом) 
 
 
 
 
 (заполняют карту) 
 
 
 
 
 
 - Межнациональные конфликты (примеры) | 
  | Физминутка (для глаз) 
 | 
  | Г) 3 вопрос – Религиозный состав | 
 
 
 
 «Горячие точки» что это такое, их причины? Примеры? | Выступление учеников с подготовленной презентацией, остальные заполняют карту | 
  | IV.Закрепление изученного материала. Рефлекция. 
 | - Чтобы подвести урок, проанализируйте свою деятельность сегодня и заполните последний пункт карты. 
 
 
 | Заполняют таблицу, а затем выступают по ней       | узнал | понял | научился | вызвало затруднения |   | 
 | 
 
 | 
 | 
 |  
 | 
  | V.Д/з | Те кто выполнил тест на «5» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить новые понятия 
 Те кто выполнил тест на «4» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить параграф 3.2. 
 Те, кто выполнил тест на «4» или «3» и получил затруднения при изучении нового материала – выучить карту урока выучить параграф 3.2. и повторить параграф 3.1.   
 | 
 | 
  | Рефлексия урока | Когда будете выходить с урока, прикрепите на лист человечка зелёного, жёлтого или красного цвета. | Зелёный – ухожу с хорошим настроением, урок понравился, всё понятно. Жёлтый – есть сомнения и некоторые трудности с изученной темой. Красный – ничего не понятно, нужна дополнительная помощь. | 
  | Резерв урока |  Понятие «Русский крест»Понятие «Кривая дожития» |