формирование понимания особенностей соотношения увлажнения и испаряемости различных территорий страны в зависимости от географического положения понимать причины распределения тепла и влаги на территории России; определять температуры июля и января по климатическим картам; умение использовать географические карты для поиска информации
        |  Базовое содержание урока |  Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) |  Ценностно- личностный компонент урока |  Творческий компонент урока (вопросы проблемного и творческого характера) | 
  |  Смысловые блоки содержания |  Познавательные задачи для учащихся | 
  |  1. Организационно - мотивационный этап урока с актуализацией опорных знаний учащихся. | 
  |  Какая у нас вчера была погода? Как мы можем узнать, какая погода будет в ближайшее время |  Анализ синоптической карты, применение полученных знаний 
 |  Работа с синоптической картой, ответы на вопросы онлайн теста, подготовка к ОГЭ, работа у доски и по карточкам |  Возможность выразить свои чувства,   |  Представьте себя на месте ведущей-составьте прогноз погоды по карте. Сможем ли мы помочь Незнайке | 
  |  Определение темы урока 
 |  Какие элементы климата являются главными? Сформулируйте тему и цель урока |  Учащиеся предполагают, что тема урока будет связана с температурой и осадками. Формулируют цели: изучить особенности распределения тепла и влаги по территории России |  Развитие коммуникативной компетенции |  Какие виды деятельности сильно зависят от Т и осадков?  Сможем ли мы помочь Незнайке в выборе жилища и с/х культур на данном этапе урока? | 
  |  Формулирование задач урока |  Что нам необходимо сделать, чтобы добиться выполнения цели. Каким образом на климатической карте изображены средние температуры июля и января? Где зарегистрированы самые низкие температуры воздуха? Как изменяется температура с высотой? Какие районы России получают наибольшее количество осадков |  Называют задачи: прочитать текст учебника, работать с климатическими картами, выяснить причины изменения температуры и осадков и др. |  
 |  
 | 
  |  Создание мотивационной установки.   
 |  
 |  Учащиеся высказывают свое мнение. Говорят о том, что им предстоит что-то делать   |  создание положительного настроя |  Помощь Незнайке | 
  |  2.Процессуально - содержательный этап урока | 
  |  Температура июля 
 
 
 |  1 группа изучает раздел «Температуры июля», Где на территории России зафиксирована самая высокая температура? Почему?   
 |  Ученики работают с текстом в учебнике стр. 133 и климатической картой и заполняют опорный лист «зависимость средней температуры июля от географического положения пункта. Делают вывод о распределении температур июля и от чего они зависят. |  Развитие умения учиться, посильные задания |  -связывают информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | 
  |  Температура января 
 |  2 группа работает с разделом «Температуры января», Где на территории России зафиксирована самая низкая температура и почему? Делают вывод о распределении температур января, и чем это определяется. |  Ученики работают с текстом в учебнике на стр. 134-135 и с климатической картой заполняют опорный лист «зависимость средней температуры января от географического положения пункта» 
 |  
 |  Выдвигают версии, выбирают средства достижения цели. | 
  |  Осадки |  3 группа работая с разделом «Распределение атмосферных осадков» и с климатической картой заполняет опорный лист «Зависимость годового количества осадков от географического положения пункта». Делает вывод о распределении осадков по территории России и их причинах. Где выпадает больше осадков, а где меньше всего? |  Выполняют работу в парах |  Развитие коммуникативной компетенции |  Возможность проявить творчество при выполнении рисунка, отборе нужного материала, компоновке элементов рисунка | 
  |  Минутка релаксации - игра «Незнайка» |  Учитель объясняет принцип активной минуты релаксации, проводит   |  Дети играют |  Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности |  
 | 
  |  Решение эвристической задачи |  Ответьте на вопрос задачи, обсудив его в группах.   |  Учащиеся делятся полученной информацией   |  Развитие коммуникативной компетенции |  Для решения проблемы урока предлагается каждой группе поделиться своей информацией с классом | 
  |  Обсуждение Промежуточная рефлексия 
 |  Учитель задает вопросы: Как распределяли роли в группе? Кто был лидером? Кто выполнял основную работу? Кто устранялся от обсуждения и выполнения задания? |  Ученики отвечают на вопросы промежуточной рефлексии |  Возможность выразить свои чувства, свое мнение |  
 | 
  |  Знакомство с новыми понятиями «испаряемость», «Коэффициент увлажнения» |  Отношение осадков к испаряемости будет характеризовать степень увлажнения территории. |  Вывод, при одинаковом количестве осадков условия увлажнения оказываются принципиально различными |  
 |  Скажите , 400 мм осадков это много или мало? Такое количество осадков характерно как для Западно-Сибирской равнины. Но на севере территория переувлажнена, - заболоченность, а на юге - сухие степи – проявление дефицита влаги..   | 
  |  3.Этап закрепления | 
  |  Закрепление |  ОГЭ , задание №3 |  
 
 |  
 |  
 | 
  |  Подведение итогов |  Как вы думаете, сумели ли мы справиться с целью урока? Решили ли мы его задачи? Оценивается работа учеников учителем, взаимооценка работы групп, самооценка 
 |  Учащиеся отвечают на вопросы |  Возможность критически оценивать деятельность друг друга |  Возвращаемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока. Можете на данном этапе помочь Незнайке? | 
  |  4.Рефлексивно-оценочный этап | 
  |  Рефлексия деятельности |  Оцените урок соответствующим цветом 
 |  Делают соответствующие действия 
 
 |  Оценка актуальности, новизны изучаемых вопросов, умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности |  
 | 
  |  5. Объяснение домашнего задания | 
  |  Обязательное задание |  Параграф 29, решу ОГЭ №3, 5, 6 
 |  
 |  
 |  
 |