План-конспект урока географии по теме "Восточная Сибирь: специфика природы" 
   Учебные: изучить особенности состава территории, географического положения, географического строения рельефа и климата Восточной Сибири. Сформулировать представление о суровости природы данной территории.
   Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.
   Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий в жизни людей; воспитать эстетическое восприятие природы.
 
       |   | Этапы урока | Содержание | Дидактические принципы и типические свойства системы Занкова Л.В. | 
  | I |   | Организация класса к уроку. | Беседа учителя.- Здравствуйте, садитесь.
 |   | 
  | II |   | Мотивация учебной деятельности. |   | Осознание учащимися процесса учения. | 
  | 1. | Запись темы в тетрадь. | Беседа учителя.- Нашему тур-агенству «Вынга-тур» поступило предложение организовать туры в Восточную Сибирь по теме: «Восточная Сибирь: специфика природы Средней, Северо-Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири».
 |   | 
  | 2. | Д/З § 37Стр. 205,
 Задание 1.
 | Мы проведем расширенное заседание совета директоров и сотрудников фирмы с целью решения следующих задач:   Определить специфику природы Восточной Сибири и отдельных ее частей.  Определить, какие туристические маршруты и виды отдыха можно организовать в данный район. В ходе заседания вы должны заполнить экспертные карточки. (Приложение 1) |   | 
  | III |   | Изучение нового материала. |   |   | 
  | 1. | Вступительная беседа учителя. | Беседа учителя.- Первый вопрос нашего заседания – Экспертиза состава и размеров территории, особенностей ГП Восточной Сибири. Вы выступите в роли экспертов по вопросам Приложения 1. Поможет атлас, карта «Восточная Сибирь», учебник, стр. 201, рис.75.
 |   | 
  | 2. | Объяснения учителя с одновременной демонстрацией на карте. | - Восточная Сибирь занимает площадь более 7 млн. км2.Для сравнения:
 - Западная Сибирь – 2,6 млн. км2.
 - Австралия – более 7 млн. км2.
 Территория протянулась от реки Енисей на западе до Тихоокеанского водораздела на востоке. На севере район омывается Северным ледовитом океаном, а на юге граничит с Китаем и Монголией.
 Значительная часть территории расположена за северным полярным кругом. Город Кызыл – центр Азии.
 | Ведущая роль теоретических знаний (процессуальный характер). | 
  | 3. | Запись в тетрадь названий частей. | Территория района состоит из трех частей:   Среднесибирского плоскогорья; Северо-Восточной Сибири;  Пояса гор Южной Сибири. - Запишите названия частей Восточной Сибири. |   | 
  | 4. | Сообщения учащихся. | - Заслушаем результаты экспертизы (ответы на вопросыПриложения 1) | Осознание учащимися процесса учения. | 
  | 5. | Самостоятельная работа учащихся. | - Дайте письменные ответы на задания 1,2 экспертной карточки. | 
  | 6. | Решение сложных ОУНов. | Беседа учителя.- Поступил отчет о работе наших представителей в Восточной Сибири. Но в нем допущены ошибки. Определите лишние звенья в цепочке причинно-следственных связей характеристики особенностей ГП.
 Это Приложение 2. Ответы запишите в тетрадях.
 Задание 3.
 Ключ: 4,5,8
 
 Беседа учителя.
 - Следующий вопрос нашего заседания – создание рекламного ролика по теме «Из истории освоения и заселения территории Восточной Сибири». При помощи учебника, стр. 200-202, определите:
    какие события соответствуют датам? какие объекты привлекут туристов. | Проблематиза-ция содержания (коллизии). | 
  | 7. | Коллективная работа (отвечающие держат карточки с датами выстраиваются в цепочку). |   40 тыс. лет до н.э. XV век.  1609 год. Начало XVII в. – составлена одна из первых карт- чертежей Земли Русской царевичем Федором Борисовичем Годуновым. На этой карте обозначена Сибирь. Это событие отражено в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». | Продвижение в изучении материала быстрыми темпами (вариантность). | 
  | 8. | Дополнительный материал (учитель) | Послушайте отрывок. Царь: - А ты, мой сын, чем занят? Это что?
 Федор:
 - Чертеж земли Московской. Наше царство из края в край,
 Вот видишь – тут Москва,
 Тут Новгород, тут Астрахань,
 Вот море, вот Пермские дремучие леса,
 А вот Сибирь.
   1628 год. 1631 год. XVIII век.  XX век. - Какие объекты привлекут внимание туристов в этом районе?(г. Туруханск, Красноярск как древние города)
 | 
  | 9. | Работа в группах (5 мин.). | Беседа учителя.- Для определения специфики природы Восточной Сибири и разработки туристических маршрутов и туров агентство создает творческие группы:
   Геологи. Геологи и геоморфологи. Климатологи. Гидрологи.  Лимнологи - Задание каждой группе определены в Приложении 3. Для решения заданий участники групп могут использовать все источники знаний. Результаты исследований занесите в тетради (задание 4,5,6,7 экспертной карточки). | Ведущая роль теоретических знаний. | 
  | 10. | Работа с картой. | Беседа учителя.- Наши специалисты предлагают составить номенклатурный маршрут. Необходимо распределить формы рельефа в алфавитном порядке. Я начинаю.
     | А – | Алтай |   | 
 | Алданское нагорье |   | Б – | горы Бырранга |   | В – | Верхоянский хребет |   | Е – | Енисейский кряж |   | П – | плато Путорана |   | С – | Среднесибирское плоскогорье |   | 
 | Становой хребет |   | 
 | Саяны |   | Ч – | хребет Черского |   | Я – | Яблоновый хребет |   
 |  Единство аффекта и интеллекта (многогранство). | 
  |  11. |  Сообщения учащихся. |  Беседа учителя.- Откроем секрет разнообразия рельефа.
 Отчет геоморфологов и геологов.
 |    | 
  |  12. |  Дополнительный материал. |  Беседа учителя.- В Восточной Сибири расположены многочисленные месторождения полезных ископаемых:
  Много поделочных камней, особенно яшмы.Наши корреспонденты передали очень интересный материал.
 
 «В начале 19 века в горах Южной Сибири нашли монолитную яшму массой 12 т. 11 лет работали с этим камнем тысячи человек, создавая каменное чудо – царицу ваз массой 11 т., диаметром 5 м. В 1843 году ваза перевезена в Петербург в Эрмитаж.»
    Отчет климатологов.  Отчет гидрологов.  Отчет лимнологи. |  Ведущая роль теоретических знаний. | 
  |  IV |    |  Итоги урока. |    |    | 
  |  1. |  Итоговая беседа. |  Беседа учителя.- Какие особенности природы Восточной Сибири вы определили?
 - Какая часть территории района имеет самые благоприятные условия?
 - Возможен ли туризм в данном районе?
 - Какой вид отдыха можно предложить?
 - Какие виды туризма можно организовать?
 |  Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся (многогранность) | 
  |  2. |  Творческая работа. |  Беседа учителя.- Восточная Сибирь известна своими природными рекордами. Определите 10 из них под девизом «Самый»
 |  Осознание школьниками процесса обучения (процессуальный характер). | 
  |  3. |  Найти соответствие. |  Беседа учителя.- Специалист по рекламе Мозговая Даша подготовила эскизы рекламных щитов. Определите, какие части территории или объекты  изображены на каждом эскизе. Запишите в тетрадь под цифрой 8 (экспертная карточка, задание 8).
 |  Единство аффекта и интеллекта. | 
  |  4. |  Анализ и оценка работы учащихся. |  - Экспертные карточки вложите в рабочую тетрадь, сдайте. |    | 
  |  5. |  Домашнее задание. |  § 37, задание 1, стр. 205, (работа на контурной карте). |  
 |