| 
 
 2.Актуализация   знаний 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Постановка учебной цели. 
 | - Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ). Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю) Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах) Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов)   Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги) Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский) В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий) Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан)Вспомните, что такое гидросфера? Что является основной частью гидросферы?Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.
 | Диалог с учителем.
 
 
 
 Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;
 | 
 
 Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). 
 
 Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | 
  | 
 
 3.  Этап изучения новых знаний и способов действий
 
 Поиск информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Физкульт-ка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 -Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). (слайд 1 ) -Открываем глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан)-Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану. (слайд2)
 Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3) 1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры. 2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?? 3. Из каких частей состоит Мировой океан? 4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться. 5. Почему вода в океане солёная. Ответить на главный вопрос:    Имеет ли границы Мировой океан? -Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды? ( воды) Обратите внимание на диаграмму (слайд3).
 Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ¾ планеты - это вода361 млн. км.2 -Сколько же приходится на сушу? (149 млн. км. 2) -Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4)-Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим?
 Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы). -А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан)( слайд 4)
 -Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.-Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.
 -Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.   -Сколько океанов на планете? (4, 5)-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана.
 Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу. (слайд5)  -Молодцы! Все с заданием справились.   Поработаем с картой в атласе стр. 14-15.   – Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски. -Итак, ребята, сколько всего океанов-4,
  Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?
 
 -Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения)   - А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку Шириною широко,Глубиною глубоко,
 День и ночь о берег бьётся,
 Из него вода не пьётся,
 Потому что не вкусна-
 И горька и солона (Море)( слайд5)
 
 -Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны)
 А что является причиной волн? (ветер).
 А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл.
  -Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.
 -А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс .м)
 -Отметили это море в контурных картах-Ребята подготовили опережающее задание(сообщения Саргассовом море).
 -Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте. Встаньте пожалуйста. А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.
 Брызги пены, шум прибоя,
 А над морем - мы с тобою!
 Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.
 Веселее загребай
 И дельфинов догоняй.
 Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу.
 Сядьте, дети на песок,Продолжаем наш урок.
 
 -Наше путешествие продолжается. - Куда же мы движемся дальше?
 -Для этого вновь загадка.
 
 Он ведёт из моря в море
 
 Не широк - всего верста
 
 И в нём как в школьном коридоре,
 
 И шум, и звон и теснота.(пролив)(слайд6)
 
 Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив. Пролив - узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
 ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ (слайд16)
 Найдите на карте проливы.   Определите, что они разделяют и что соединяют? Что вы можете рассказать о нём?  Нанесите на карту. (слайд17, 18)  1группа- Гибралтарский пролив 2 группа- пролив Дрейка 3 группа- Беренгов пролив 4 группа- Магелланов пролив
 -А наше путешествие продолжается и вновь загадка.
 
 Он у моря - как язык
 
 Он берега лизать привык,
 
 И пляж в часы он вылизал на диво (залив)(слайд7)
 
 Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.
 Сравните с определением в учебнике.
 Самый крупный залив - Бенгальский. А чем отличается море от залива? (Залив это часть океана, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).
 | 
 
 Слушают музыку.
 Целеполагание.
 
 
 
 
 
 
 
 Записывают в тетрадь 
 
 
 
 
 
 Работают с информацией, представленной учителем.
 Отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работают с картой атласа. Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём.
 Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Работа с атласом.  Нанести на контурную карту.
 (Название океана, площадь, какие материки омывает, глубины, отличительные особенности).
 
 Формулируют собственное   мнение и аргументируют его. 
 
 
 
 
 
 
 
 отгадывают загадку 
 
 
 
 слушают
 
 
 
 
 Формулируют собственное
 мнение и аргументируют его. 
 
 Работают с текстом учебника 
 
 . Привести примеры, показать на карте.
 
 
 
 
 
 (машут руками) 
 
 
 (плавательные движения руками) (ходьба на месте) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Отгадывают загадку.
 
 
 
 
 
 Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь   
 Показывает по карте. 
 
 
 
 Работа в контурных.
 
 
 Работа погруппам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в контурных. 
 Отвечают на вопросы. | 
 
 Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). 
 ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. 
 УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). 
 
 КоммуникативныеРегулятивные УУД
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |