| 5.Изучение нового материала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Физминутка для глаз  «Путешествие по карте». 
 
 
 Физкультминутка 
 
 
 
 
 
 
 
 6. Закрепление изученного. Практикум 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7. Итоги урока. Рефлексия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Домашнее задание | Знакомство с рекой мы начнем с посещения картинной галереи великих русских художников. (Слайд – шоу). Читает стихотворение: Речка, синяя вода! Ты скажи, бежишь куда? И зачем ты так спешишь, Плещешь пеною, шумишь? Отвечала нам река: - Я бегу издалека, Я спешу, я тороплюсь, В океан большой вольюсь, Растворюсь там в глубине, На просторе вольно мне! Потому так и желанна Бесконечность океана. - Какие главные отличительные признаки у реки? По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)  «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло» - Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река?    И расставим карточки по порядку.   Работа с кластером. ( Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом руслом). Работа с картами атласа Откроем атласы и найдем физическую карту полушарий на стр.14. 
 - Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так? 
 -Приведите каждый примеры рек, назовите их. 
  - Реки покрывают земной шар голубой паутиной. На земле почти 20 миллионов рек, 53 из них имеют длину более 1000 км. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов.    Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало, одна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек.  - Определите, какая река берёт начало в точке с координатами 57 с.ш. 33 в.д. ?  - Как называется начало реки?  Исток – это место, где река берет начало. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.    - Как называется место, куда впадает река?  Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку.  Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2.    - Откройте физическую карту Российской федерации на стр.20. Ознакомьтесь с заданием: вам нужно найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с этим заданием. (Приложение 2).  Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара.  Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание, оцените работу.  Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл.  
 
  Прежде чем выполнять следующие задание, поработаем устно с понятиями. У Географчика к вам несколько вопросов: - Как называется расстояние от истока до устья? - Расстояние от истока до устья называется длиной реки. 
 Значит, реки бывают длинными и короткими.   Работаем с физической картой Российской Федерации стр. 20 
 - Приведите примеры длинных рек. - Приведите примеры коротких рек. 
 
 Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и левыми.   - Как определить, где правый приток, а где левый? 
 
 
 
 
 - Обратимся к карте: определим притоки (правый, левый) рек: Лена (притоки Алдан, Вилюй) Обь (приток Иртыш) Волга (приток Кама). 
 
 
 
 
 Следующий вопрос от Географчика:   
 - Что такое речная система? Главная река со всеми притоками образует речную систему.  - Продолжаем работу в парах. Приступим к выполнению задания № 3.  Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.    
 
  Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим 1 балл.  
 
  - В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.  Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки бывают равнинные и горные.    - по каким признакам отличаются равнинные реки от горных?  Выполним задание № 4 на листочках  Приложение 4  Проверка задания.  
  Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти. Включается музыка (звуки в природе -ручей в лесу) Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) 
  А мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы получили на уроке, выполним практическую работу.    Работаем в группе.  Возьмите листочки Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки вы выбираете самостоятельно (приложение 5) 
 Корректирует работу в группах. Проверка практической работы по группам 
 
 Подведем итог урока, сегодня мы узнали:   - что такое река, ее части; - что такое речная система; - какие бывают реки; - зачем они человеку;  Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке.  -Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?!  
  
  Знакомит с домашним заданием:  Для всех Параграф 23, вопросы в конце параграфа    На выбор:  1)Составить синквейн со словом река  -Ребята, какие реки протекают возле нашего города?    2)Творческое задание: описать реки согласно плану практической работы. ? На следующем уроке мы продолжим изучать тему реки и начнем с практической работы (если не успели). | 
 
 
 Смотрят картины, слушают стихотворение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Обучающиеся дают ответ 
 
 
 Учащиеся высказывают разные версии 
 
 Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку. Делают запись в тетрадь   
 
 
 Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия. Приводят примеры рек. 
 
 Слушают учителя и смотрят слайд – шоу. 
 
 
 
 
 
 
 
 Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответы. 
 
 
 
 Знакомятся с заданием на листочках.   
 С помощью атласа выполняют задание. 
 
 
 
 
 Проверяют задание. Самооценка, взаимооценка. 
 
 Учащиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответ: длина реки 
 Примерные ответы учащихся:   Длинные: Обь, Лена, Енисей. Короткие: Анадырь, Мезень, Таз 
 Ответы детей Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят ответ, отвечают. 
 Работа с картой, ответы учащихся: Река Лена - Алдан правый приток, Вилюй- левый приток. Река Обь – Иртыш левый приток. Река Волга – Кама левый приток. 
 Ответ обучающихся: Главная река со всеми притоками образует речную систему. 
 
 
 
 Знакомятся со схемой и заданием № 3 Выполняют задание. 
 Обучающиеся проверяют схему. За правильное выполнение задания, ставят 1 балл. 
 Слушают учителя. 
 
 
 
 Ответы обучающихся 
 
 
 Знакомятся с заданием 
 
 
 
 Учащиеся выполняют физминутку для глаз, выполняя команды учителя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Знакомятся с заданием, распределяют задания между участниками группы, выполняют практическую работу 
 Исправляют ошибки(?) Выступление групп согласно плану у доски Обучающиеся отвечают на вопросы устно (да-нет) 
 
 
 Оценивают свою работу на уроке 
 
 
 
 
 
 Записывают домашнее задание 
 
 
 Ответ Кинель, Самара, Волга 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Устные ответы. Фронтальная работа Выслушиваются ответы обучающихся и делается вывод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа с картой 
 
 
 
 Индивидуальная работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Индивидуальная работа, поиск информации 
 
 
 
 Работа в парах. 
 
 
 Работа с картой, письменные ответы 
 
 Устные ответы 
 
 
 Фронтальная работа. Устные ответы. 
 Индивидуальная работа с картой у доски. 
 Устные ответы 
 
 Фронтальная работа. Устные ответы. 
 
 
 
 Устные ответы. 
 
 
 
 
 
 Работа в парах. 
 
 
 Самопроверка, взаимопроверка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в парах. Самопроверка   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа в группе. Письменные ответы. 
 
 
 Устный ответ. 
 
 
 
 
 
 Устные ответы 
 
 
 Оценивание работы на уроке. Самооценка на листочках |