kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ментальная карта: «Взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере Тайги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ментальна карта дает возможность углубленного изучения материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ментальная карта: «Взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере Тайги»»

Ментальная карта:

«Взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере Тайги»

Центральный образ (можно нарисовать коллаж):

Ель/Пихта — символ темнохвойной тайги.

Лиственница — символ светлохвойной и сибирской тайги.

Бурый медведь — вершина пищевой цепи.

Извилистая река с хвойным лесом по берегам.

Снежинка — указание на важность зимнего сезона.

Основные ветви (компоненты ПК) и их углубленные связи:

1. Климат (Умеренно-континентальный → Резко-континентальный)

Характеристики: Короткое прохладное лето (+10...+20°C), долгая холодная зима (до -30...-50°C), избыточное увлажнение, снежная зима.

Связи:

→ Почвы:

Обусловливает промывной тип водного режима — обильные осадки и талые воды вымывают питательные вещества (кальций, калий, магний) из верхних слоев в нижние.

Приводит к формированию мерзлотного водоупора — в Восточной Сибири многолетняя мерзлота не дает воде просачиваться вглубь, вызывая заболачивание даже при малом количестве осадков.

→ Растительность:

Определяет строение хвои (малая площадь поверхности, восковой налет) для уменьшения испарения зимой.

Формирует явление "вечной" темноты — сомкнутый полог темнохвойной тайги (ели, пихты) пропускает мало света, поэтому подлесок и травяной покров бедный.

Обуславливает господство хвойных пород: Ель, Сосна, Пихта (в европейской части и Западной Сибири), Лиственница (в Восточной Сибири — сбрасывает хвою, чтобы пережить морозы при мерзлоте).

→ Воды:

Определяет резко выраженное весеннее половодье — быстрое таяние снега.

Обуславливает летнюю межень (низкий уровень воды) и зимнюю межень* — питание рек преимущественно снеговое, зимой реки скованы льдом.

Способствует сильному заболачиванию (особенно в Западной Сибири) из-за слабого испарения и плоского рельефа.

→ Животный мир:

Формирует сезонные адаптации: зимняя спячка (медведь), линька на густой мех (соболь, белка, лось), миграции (северный олень).

Определяет циклы активности: многие птицы (глухарь, тетерев) кормятся хвоей и почками зимой.

2. Рельеф и Геологическое строение

Характеристики: Обширные равнины (Русская, Западно-Сибирская), плато (Среднесибирское), горы (Урал, Алтай, Саяны).

Связи:

→ Почвы:

На равнинах — формируются однородные, зональные типы почв (подзолистые, глееподзолистые).

В горах — проявляется высотная поясность: тайга сменяется горной тундрой.

На песчаных отложениях — формируются более сухие и бедные почвы, благоприятные для сосны.

→ Воды:

Определяет направление и характер течения рек: спокойное на равнинах (Обь) и бурное в горах (Енисей в Саянах).

Влияет на заболачивание: плоский рельеф Западно-Сибирской равнины — главная причина крупнейших в мире болот.

→ Растительность:

Создает барьеры для распространения видов (Уральские горы разделяют европейскую и сибирскую флору и фауну).

Обуславливает локальные экосистемы: склоны южной экспозиции лучше прогреваются, здесь растительность богаче.

3. Почвы (Подзолистые, Дерново-Подзолистые, Мерзлотно-Таежные)

Характеристики: Кислые, малоплодородные, бедные гумусом, имеют четко выраженные горизонты вымывания (подзол) и вмывания.

Связи:

← Климат, рельеф, растительность: Формируются под пологом хвойного леса в условиях прохладного влажного климата.

→ Растительность:

Низкое плодородие определяет малое видовое разнообразие травяно-кустарничкового яруса (кислица, грушанка, черника, брусника, мхи).

Кислотность почвы благоприятна для роста грибов-симбионтов (микориза), без которых многие деревья не могут усваивать питательные вещества.

4. Воды (Реки, озера, болота)

Характеристики: Густая речная сеть, множество озер ледникового и термокарстового происхождения, обширные верховые болота.

Связи:

← Климат, рельеф: Питание смешанное (снеговое, дождевое), но с преобладанием снегового.

→ Растительность:

Формируют пойменные (урёмные) леса — "оазисы" в тайге с богатым травостоем (ивняки, ольха, черемуха).

Заболачивание приводит к смене древесных пород (с ели на сосну) и формированию сфагновых болот.

→ Животный мир:

Реки — места нагула и нереста ценных видов рыб (таймень, ленок, хариус, сиг).

Болота — местообитание для птиц (кулики, журавли, куропатки) и зимние "пастбища" для лосей* (поедают побеги ивняка).

Водоемы — среда обитания для полуводных млекопитающих (бобр, выдра, ондатра).

5. Растительность (Хвойные леса - Тайга)

Характеристики: Преобладание хвойных пород, слабая освещенность нижних ярусов, простота структуры.

Связи:

← Климат, почвы: Является индикатором всех условий.

→ Почвы:

Опад хвои, богатой смолами, подкисляет почву и медленно разлагается, что замедляет круговорот веществ.

→ Животный мир:

Создает ярусность среды обитания: птицы населяют разные ярусы (поползень — стволы, зяблик — кроны, глухарь — наземный ярус).

Определяет кормовые цепи:

Семена шишек: белка, бурундук, клест.

Кора и ветви: лось, заяц-беляк.

Хвоя: глухарь.

Служит убежищем и местом размножения (дупла, бурелом).

→ Климат (Микроклимат):

Лесная подстилка аккумулирует влагу, смягчает суточные перепады температур, снижает силу ветра.

6. Животный мир

Характеристики: Преобладают лесные виды, многие с ценным мехом, хорошо адаптированы к холоду и сезонным изменениям кормовой базы.

Связи:

← Растительность, климат: Полностью зависит.

→ Растительность, почвы:

Зоохория: птицы (кедровка, сойка) и звери (бурундук, белка) распространяют семена (кедра, дуба).

Опыление: насекомые опыляют цветковые растения таежного мелколесья и луговин.

Санитары леса: крупные хищники (медведь, волк) и падальщики регулируют численность копытных, предотвращая эпидемии.

Новая ветвь: АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (Красным цветом!)

Вырубка лесов:

→ Климат (микроклимат): Усиливается ветер, повышается температура летом, понижается зимой.

→ Почвы: Ускоряется эрозия, нарушается водный режим, происходит заболачивание или осушение.

→ Воды: Изменяется уровень грунтовых вод, реки мелеют.

→ Животный мир: Уничтожаются места обитания, фрагментируется ареал.

Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, руды):

→ Воды: Загрязнение рек и грунтовых вод.

→ Почвы: Техногенное нарушение, загрязнение.

→ Растительность: Гибель лесов на больших площадях.

Охота и браконьерство:

→ Животный мир: Сокращение численности ценных видов (соболь, кабарга).

Создание элементов устойчивого развития (Зеленым цветом!):

Лесовосстановление, заповедники и нац. парки, рациональное лесопользование.

Главная идея карты (вывод): Все компоненты таежного ПК связаны прямыми и обратными связями в единую, динамичную и хрупкую систему. Нарушение одного звена (например, вырубка леса или осушение болот) запускает цепную реакцию, ведущую к деградации почв, изменению гидрологического режима, исчезновению видов и смене всего природного комплекса.

Совет по визуализации: Для антропогенного воздействия используйте тревожные красные стрелки и значки (пила, буровая вышка, машина). Для положительных примеров — зеленые (саженец, знак заповедника). Это усилит контраст и наглядность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ментальная карта: «Взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере Тайги»

Автор: Маковецкая Анжела Михайловна

Дата: 22.11.2025

Номер свидетельства: 677524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства