|  Вступительное слово учителя.   - Когда мы впервые идем к кому-то в гости, мы узнаем адрес: улицу, номер дома, номер квартиры. А вот для того чтобы узнать адрес любого географического объекта, необходимо научиться определять его географическую координату.  -Посмотрите внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями: меридианами и параллелями.  Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому.  От Северного полюса до Южного проходят линии все равные - окружности. Меридианы прочертили этот круг и направленье указали: север—юг.    
  Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.  Параллели уменьшаясь к северу и югу,    Форму круга сохранить сумели.  Параллельны все они друг другу,   Потому зовутся параллелями.   Самую большая параллель это - экватор,    Маленькая точка это - полюс.   Все с востока тянутся на запад,    И по ним к широтам ведут поиск.     
  Предлагается ответить на следующие вопросы:    -Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?  -Какие точки соединяют меридианы?  -Одинакова ли длина всех меридианов?  -Покажите на глобусах нулевой меридиан.    Нулевой меридиан делит Землю на два полушария. Какие, покажите их на глобусах.    
  -В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Как можно объяснить такое название? (Отвечая на эти вопросы, учащиеся используют атлас)  
  -Можно ли провести меридиан в классе? Как определить направления?  
  
  
  
   С.П. С.П.     Ю.П. Ю.П.  
  Определение направлений по меридианам и параллелям.  Параллели, как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление на параллелей, т.е. запад-восток. (рис 17). По меридианам и параллелям определяют основные и промежуточные стороны горизонта.  Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:  Экватор делит Землю на два полушария.    Длина экватора 40 000км, а так как это окружность, то содержится в ней …..(360)градусов.  Длина меридиана составляет половину длины экватора, сколько километров и градусов составляет дуга меридиана?(20000км или 1800 )  
  Градусная сетка на глобусе и картах.  На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой.  
   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 |  Воспринимают информацию.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Учащиеся отвечают на вопросы:  
  -Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?  -Какие точки соединяют меридианы?  -Одинакова ли длина всех меридианов?  -Покажите на глобусах нулевой меридиан.    Нулевой меридиан делит Землю на два полушария. Какие, покажите их на глобусах.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие вопросы:  Экватор делит Землю на два полушария.    
 |