| 
 Этапы урока 
 | 
 Слайд | 
 Деятельность учителя | 
 Деятельность учащихся | 
 УУД | 
  | 1.Организационный момент. 
 30 сек | Слайд  1 |  Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация  внимания.  «Желаю всем умения самостоятельно мыслить!» 
 | Проверяют наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью. | Личностные Оценивают свои возможности для учебной деятельности 
 | 
  | 
 2.Актуализация знаний. Определение темы урока. 
 
 
 
 
 2 минуты | Слайд   2 3 
 
 
 
 
 
 | Прочитайте стихотворение. 
 Где-то бушуют ветры, Где-то метет метель, Где-то полгода длится Долгий полярный день. Где-то жара и пекло- Солнца лучи горячи, Так нагревают землю, Будто в жаркой печи. Где-то реки, озера, Где-то край топких болот, Где-то с ясного неба И капля дождя не идет. Где-то лианы и пальмы, Густой и тенистый лес, Где-то мхи и лишайник- Край пустоты окрест … 
 Подумайте: «О чем это стихотворение?» (о природных зонах). 
 Мы изучаем материк Южная Америка. 
 Сформулируйте тему урока. 
 Запишите в тетради тему урока «Природные зоны Южной Америки». 
 | Учащиеся фронтально отвечают на вопросы. 
 | Личностные Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, привлечь внимание детей наглядностью 
 | 
  | 3. Осмысление учебных задач. Целеполагание. 
 
 4 минуты 
 
 
 
 
 
 
 | Слайд 
 4 5 6 
 
 | Вспомним понятие «природная зона». Для этого заполним карту согласий. ----Участник №1, возьмите лист А4, подготовьте «карту» согласия. -Подумайте, что такое природная зона? (10сек). -Запишите каждый в своём квадрате слова-ассоциации, которые относятся к понятию природная зона (30 сек). -Озвучьте ваш ответ в команде по кругу, называя по одной идее, все голосуют, если эта идея совпадает, то ее записывает в центральный квадрат участник №2. (1 мин) -Составьте одно общее определение понятия «природная зона». (30 сек) -Участник №…. команда №… дайте ваш ответ. 
 Определите цель урока. ( изучить природные зоны Южной Америки, выявить взаимосвязи компонентов природных зон). 
 | Обучающиеся работают индивидуально. 
 
 
 
 
 Взаимодействуют в команде. Дают ответы. 
 
 
 Составляют определение понятия. 
 
 
 Называют цель урока. | Коммуникативные Умение участвовать в коллективном обсуждении, строить сотрудничество. 
 Познавательные Анализ, синтез объектов, Постановка, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 
 Регулятивные   Планирование собственной деятельности. | 
  | 4. Поиск, открытие нового знания 
 3 минуты | Слайд   7 |  Начинаем исследование по карте «Природные зоны Южной Америки».  Какие природные зоны есть на материке? –Подумайте (10 сек) -Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек). -Отвечает участник №... команда №….2. Какие из них занимают большую площадь?
 –Подумайте (10 сек) -Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек). -Отвечает участник №.. команда №….3. Как в Южной Америке проявляется широтная зональность и высотная поясность?
  –Подумайте (10 сек) -Обсудите ваш ответ с партнером по плечу (20 сек). -Отвечает участник №.. команда №…. 
 | Находят ответы на вопросы, работая в парах. 
 
 
 
 Презентуют свои ответы. | Личностные адекватное реагирование на трудности. 
 Познавательные работа с географической картой. 
 Коммуникативные   Работа в парах   | 
  | 5. Практическая деятельность детей   (работа в команде)   
 5 минут 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 5 минут | Слайд 
 8 9 
 
 
 
 
 | 
 Переходим к практической части, которая состоит из двух этапов: 1 этап. Устно составьте описание природной зоны по плану:(см. стр. 312 в учебнике). Для этого самостоятельно распределите между собой вопросы (№ 4,5 объедините в один). Получилось 4 вопроса для 4 участников.
 
 1,2 команда – влажные экваториальные леса (сельва)
 3,4 команда – саванны
 5,6 команда – степи (пампа)
 7 команда - полупустыни.
 2 этап. Составьте логический опорный конспект, характеризующий природнуюзону Южной Америки, используя знаки, символы, рисунки, названия. Т.е. вы получите теоретическую информацию о к-л природной зоне – выделите элементы, установите взаимосвязи, затем данную информацию преобразуете в знаково-символическую с помощью опорного конспекта. 
 Таким образом, мы сможем структурировать информацию о природных зонах материка. 
 | 
 Знакомятся с планом описания в приложении в учебнике. 
 Самостоятельно распределяют задания в команде. 
 Работают с информацией по учебнику, географическими картами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выделяют главное, анализируют собранную информацию, устанавливают логические связи, оформляют результаты работы на листе А4. 
 | 
 Коммуникативные   участвовать в работе команды, распределять роли, договариваться друг с другом, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении вопросов. 
 Познавательные Смысловое чтение текста, работа с географической картой, самостоятельное усвоение новых знаний и умений. Графическое отображение основного учебного материала | 
  | 6. Результаты самостоятельной работы команды. 
 5 минут | Слайд №№ 10- 23 | Начинаем защиту ваших работ. 
 -Команда №1 -Команда №3 -Команда №5 -Команда №7. 
  Слушает ответы учащихся, задает вопросы:- Какие действия вы выполнили?  – Какие результаты вы получили? 
 
  Сопровождает ответы обучающихся м/м презентацией.   | Выступают с отчётом о проделанной работе. 
 
 
 
 
 Помещают свои работы на выставку. 
 | Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация своих действий в информационной среде, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.  Практическое освоение умений, сотрудничество с учащимися. 
 | 
  | 7.Поиск, открытие нового знания. 
 
 3 минуты+ 
 
 
 
 4 минуты+ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 5 минут 
 | Сайд 24 25 26 27 28 | - В Южной Америке находится самая протяженная горная система мира – Анды. В горах тоже есть природные зоны. - Познакомьтесь с особенностями высотной зональности в Андах по тексту в учебнике на странице…….. (4 минуты). 
 -Встаньте, смешайтесь, найдите ближайшую пару, «дайте пять». -Ответьте на вопрос: От чего зависит количество высотных поясов в горах? - Подумайте (10 сек) -Запишите свой ответ (20 сек) -Обменяйтесь ответами в паре, начинает говорить тот, у кого первая буква имени ближе к началу алфавита (20 сек.+20сек) -Найдите новую пару, «дайте пять». -Ответьте на вопрос: Назовите природную зону у подножия горы в районе экватора. - Подумайте (10 сек) -Запишите свой ответ (10 сек) -Обменяйтесь ответами в паре, начинает говорить тот, у кого день рождения ближе к 1 апреля (10 сек.+10сек). 
 Итог: В горах с высотой изменяются температура, давление. Чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем больше климатических поясов. (см.рисунок в учебнике). 
 Выполняем задание. -Из предложенных слов составьте по 3 предложения по правилу «крестики-нолики». (3 минуты). -Озвучьте ваши предложения, начиная с участника №1 по кругу по часовой стрелке. Зачитываем по одному предложению (10 сек). -Зачитает свои предложения участник№….. команда№…. 
 -К какому понятию относятся все ваши предложения? (высотная зональность). -Подумайте (10 сек) -Обсудите с партнером по плечу (10 сек) -Отвечает участник №…….команда №…. 
 | 
 
 
 Работают с учебником. 
 
 
 Взаимодействуют в парах, отвечая на вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Составляют предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Взаимодействуют в парах, отвечая на вопросы. 
 | 
 | 
  | 8. Рефлексия   
 1 минута | Слайд 29 | Лестница успеха 
 | Строят высказывания: -я знаю - я понимаю -я умею | Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | 
  | 9. Домашнее задание Подведение итогов, выставление оценок 
 1 минута | Слайд 30 | 1.Изучите параграф 36 (44).   2.Выполните проект: Роль – коренные жители Южной Америки Аудитория – для туристов из Европы Форма – рекламный ролик или рекламный буклет Тема (на выбор): «Посетите сельву!» «Удивительная саванна!» «Мир Патагонии.» «Пампа – вас ждёт!» 
 | Записывают домашнее задание | 
 | 
  | 10. Подведение итогов урока | Слайд 31 | Оценивает работу обучающихся. | 
 | 
 | 
 
  Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями,  предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями. В совокупности они формируют у учеников умение учиться.
  Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе изучения новой темы.
  Данный урок предусматривает использование активно-деятельностного способа приобретения знаний учащимися. Учащийся выступает в ходе учебного процесса в роли субъекта. Он должен решать вопросы, находить информацию, презентовать свою работу, взаимодействовать в команде, сотрудничать с учителем, делать посильные выводы на основе имеющихся знаний и ранее приобретенных навыков. Роль учителя в данном виде деятельности заключается в помощи ребенку добыть знания.  
  На уроке использованы технология критического мышления, ЛОО, технология опорных конспектов, технология сотрудничества, технология продуктивного чтения.
  На мой взгляд, поставленные задачи урока удалось решить на оптимальном уровне и получить соответствующие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления, сохранить и развить продуктивную мотивацию учебного процесса.