| Первичное усвоение новых знаний. - Знания, которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же отличаются от представлений древних людей, и будут отличаться от знаний народов, который будут жить в будущем. -Разобьем знания людей о Земле, живущих в разные эпохи:    первобытные люди; древние цивилизации; люди, жившие в средневековье; жившие в эпоху Просвещения; люди в современном мире. -Что знали первобытные люди о форме Земли в то время? (Ничего, они об этом не задумывались) - Тогда давайте попробуем  сформулировать цель нашего урока (подробно познакомится с миром древних цивилизаций) - А тему урока? Записываем    Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования географии. В эпоху древних цивилизаций возникли философия, астрономия, медицина, математика и разные виды искусств. Это время появления письменности, которая открыла возможности сохранения и передачи информации. В это время возникают мировые религии. Города возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встретиться жители разных территорий, обмениваться информацией.     Так происходило накопление знаний. Расширялось представление о площади мира – он оказался больше, чем представляли себе древние люди. Чтение отрывка сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч»: На вопрос учительницы географии: «-Разве тебе неизвестно, что Земля – шар?» Волька ответил:  -Если бы Земля была шаром, воды стекли бы вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля… имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной  рекой, называемой Океан. Земля покоится на  шести слонах,  а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница!» Почему Волька ответил именно так? Ответ на предыдущий вопрос поможет разобраться вам и в этом.  «-Расскажи, что такое горизонт?    –Горизонтом  называется воображаемая линия, которая… Горизонтом, - поправился он, - я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.  - Значит, как же? – все еще не веря своим ушам Варвара Степановна.  – Значит, небо, по-твоему , - твердый купол?  -Твердый.  - И, значит, есть такое место, где Земля кончается?  -Есть такое место».  А вот отрывок из сказки П.П. Ершова «Конек - горбунок»  Только скоро я узнал,  Что конек туда вбежал,  Где (я слышал стороною)  Небо сходится с Землею.  Небо сходится с Землею.  ………………………….  Тут Иван с землей простился и на небе очутился.  - Почему у героев этих сказок сложилось такое представление о Земле и небе? Как представляли Землю древние народы?       В эту же эпоху начинаются путешествия по морю. Люди задумались о форме Земли, края света. Поэтому возникли первые представления о мире. Жители Вавилона  представляли мир в виде горы, на западном склоне расположен Вавилон. Жители Индии представляли Землю в виде половине шара, опирающегося на слонов которые, в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывает океан. -  Какие цивилизации существовали до н. э.? - Давайте выясним, что такое центры цивилизаций? Центры цивилизаций – исторически сложившиеся районы, которые характеризуются общностью художественной культуры, присущей роду, племени, союзу племен, а также общим языком и письменностью… При этом центры цивилизаций в достаточной мере независимы друг от друга. Различают следующие центры цивилизаций:    Дальний Восток с центром в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ;  Средняя Азия;  Восточное Средиземноморье;  Северная часть п-ва Индостан;  Древний Египет;  Древняя Греция;  Древний Рим. - Сейчас с помощью магнитов и «визитных карточек» на физической карте мира отметим центры тех цивилизаций, о которых пойдет разговор на нашем уроке.  «Визитные карточки» - рисунки с изображением:  компас – Китай;  пирамиды – Египет;  Колизей – Рим;  Парфенон – Греция. Рассмотрим  подробно несколько древних центров цивилизаций: |