| 
 
 
 Этап актуализации знаний. 
 Цель – развитие мотивации и познавательного интереса при изучении нового материала 
 | Посмотрите на политико-административной карте , атлас стр.30, какой еще район входит вместе с Северо-Западным районом в состав Северо- Западного Федерального округа. Сформулируйте тему урока и определите круг вопросов для первого урока, как это делали ранее. Все путевые заметки мы будем делать в таблице маршрутного листа и на контурной карте.(Слайд 2,3). Мы сказали, что у каждого района должна быть какая то специализация. - Проблемный вопрос: «А какая специализация у Северного района?» (Проверим себя в конце урока, т. к. для более точного ответа нам необходимо больше знаний о районе) (Слайд 4).  Чтобы достичь цели мы будем работать по плану. Какому? Учащиеся озвучивают план характеристики каждого района.(Слайд 5).  План изучения ЭГП экономического района 1. Состав района (субъекты РФ).  2. Экономико-географическое положение. -положение по отношению к другим странам, регионам; -выход к морям; -положение по отношению к хозяйственным центрам; -положение по отношению к транспортным путям; -положение по отношению к внешним рынкам; 3. Природные условия и ресурсы.  4. Население и трудовые ресурсы района.  5. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры.  6. Проблемы района и перспективы его развития. 
 | 
 
 
 
 Анализируют политико- административную карту России, формулируют тему и главные вопросы урока:  Цели: изучить состав, эгп, природные условия и ресурсы района, составить образ этого района. Научиться добывать информацию из учебника, атласа; анализировать и перерабатывать информацию из словесной в графическую форму.  
 
 Европейский Север.   
 
 
 
 
 
 
 
 Состав, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера. | 
  | Этап изучения нового материала. 
 Цель- создание образа территории и воспитание любви к родной природе Севера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Этап первичного закрепления материала с целью определения уровня усвоения знаний по теме урока | 1 блок (Показ 6 слайда- С-З Федеральный округ) S района 1466 тыс.км кв.- крупнейший по площади район в западной экономической зоне. Задание №1 (Слайд 7) Посмотрите на карту СЭР (атлас стр.4,30) и скажите какие субъекты РФ входят в состав района. Определяем состав района с помощью карт атласа, заполняя данные в таблицу, наносим субъекты района и их административные центры на контурную карту. Регламент практического задания –3-4 мин. 
 
 Ну, а теперь давайте проверим. Показ субъектов района -1 ученик показывает по карте у доски. (Слайд 8) 
 
 Спасибо! Что дальше описываем по 2 показателю плана характеристики района?  Но нам надо оценить эгп для развития экономики. Проанализируем с вами карты, текст учебника. Повторим пункты описания эгп района.  2 блок   Задание №2 (Слайд 9) Оценим ЭГП района с точки зрения условий для проживания и развития хозяйства, проанализируем карты атласа, нанесём на карту соседние районы, пограничные государства, моря и дадим оценку ЭГП района, зафиксировав выводы в нашей таблице. (5-6мин.) (Слайд 10) Вызываем 1 ученика к доске. Оцениваем ответ вместе с учащимися. Назовите крупные порты Европейского Севера. Какой из них незамерзающий из-за суровых условий и почему он не замерзает? Сформулируйте главный обобщенный вывод о ЭГП и его влиянии на хозяйство района.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3 блок Вы успешно справились с поставленной задачей характеристики ЭГП района, а теперь исследуем возможности для экономики, изучая природные условия и ресурсы района. Что Вы можете сказать о природе территории, глядя на карту стр.30 и, используя знания, полученные в 8 классе? Задание №3(Слайд 11) Вместе описываем рельеф. 1 ряд-климат 2 ряд-внутренние воды 3 ряд-природные зоны, почвы Затем вызываем по 1 ученику от каждого ряда к карте Выслушиваем , ставим оценки. Какие ПУ негативно влияют на жизнь и здоровье человека? Какие отрасли специализации С/х могут возникнуть исходя из природных условий? Какая область больше всего подходит для выращивания каких-либо сельскохозяйственных культур и почему? Что можно выращивать в Вологодской области и почему именно эту культуру? Обобщение и дополнение ответов учащихся   Север не только богат и красив своей природой, но богат он и природными ресурсами.   Вопрос классу: Какими природными ресурсами богат Европейский Север?  Задание №4.(слайд13)-Определите обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами  Определяем природные ресурсы, заполнив таблицу в маршрутных листах. Используя карты атласа, определите отрасли промышленности, развитые в районе. Заполните таблицу. Определяем какая отрасль специализации может возникнуть на основе этих природных ресурсов.  
 
 -Итак что мы делали сегодня а уроке? Сегодня на уроке мы определили состав, охарактеризовали и оценили географическое положение и природные ресурсы Европейского Севера, выполнили практическую работу. Кто попробует создать целостный образ Европейского Севера. 1 ученик работает у доски, затем классом оцениваем его работу.   Чтобы определить уровень усвоения полученных на уроке знаний, проведём тренировочный тест по 6 вопросам. См. Приложение (Тест )  Время выполнения – 3 минуты. Затем поменялись с соседом по парте проверили и поставили оценки соседу. -Кто получил оценку «5» -поднимите руку, Кто «4», кто «3», кто «2» -не справился .Делаем выводы.   (Показ слайда №13 с правильными ответами и критерием для самооценки результатов работы.) |  Самостоятельная практическая работа в тетрадях и контурных картах   Состав: 1.Респ. Карелия (столица Петрозаводск)  2.Респ. Коми (столица Сыктывкар)  3. Мурманская обл.  4.Вологодская обл.  5.Архангельская обл. 6(в т.ч. Ненецкий АО-столица Нарьян-Мар) 
 
  Согласно типового плана характеристики ЭГП, выделяют и записывают в таблице главные определяющие черты района:      Так как это Европейский Север,то находится на севере Европейской части России .Район имеет приморское положение, так как омывается Белым и Баренцевым морями на севере и окраинное , пограничное.. На западе район граничит с развитыми странами Европы - Норвегией и Финляндией. Отношения с этими странами добрососедские, что позволяет развивать экономические связи с этими государствам. Также на западе граничит с Северо-Западным экономическим районом, на юго-западе –Центральным районом, юге-Волго-Вятским и Уральским районами, на востоке с Западно-Сибирским районом. Район соседствует с районами Центральной России - индустриальной базой страны, что очень выгодно для развития экономики Европейского Севера. Есть свои Тимано- Печерские и Кольско -Карельские месторождения полезных ископаемых..  Транспортная сеть - редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям - на Мурманск, на Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, Северную Двину и водно-озерный путь из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское и по каналу (Беломоро-Балтийскому) - в Белое море. На Европейском севере находится 2 крупных порта в Мурманске и Архангельске. Незамерзающий порт – Мурманск, т.к. проходит тёплое течение.  ЭГП СЭР - выгодное Главный вывод- выгодное положение для развития морского хозяйства и большие возможности для размещения хозяйства, связанного с соседними развитыми районами, нуждающимися в богатых ресурсах Европейского Севера, но северное положение и слабо развитая инфраструктура потребуют больших капиталовложений.  Работа с учебником, картами атласа. Нанесение на контурную карту условными знаками ресурсов района и запись в таблицу краткого вывода о возможностях использования ПРП в хозяйстве района. 
 
 
 
 1.ряд- Негативно сказывается на жизнь и здоровье людей   климат Европейского Севера (холодная зима, прохладное лето, большая влажность.  Большая часть территории не очень благоприятна с точки зрения комфортности для работы и проживания людей. Значительная часть района находится за полярным кругом, находится под воздействием суровых северных природных условий. Где господствуют низкие температуры, вечная мерзлота, заболоченность, дуют холодные северные ветры.  2 ряд. Реки-Сев. Двина, Печора, Мезень, Онега. Озера-Ладожское, Онежское, Выгозеро, Сегозеро, Ловозеро и много других озер. Много болот, т.к. при низкой температуре низкая испаряемость.. 3 ряд-на севере-тундра (почвы тундрово-глеевые), на юге-тайга(дерново-подзолистые).  -Отрасли специализации с/х- оленеводство на севере, на севере-молочное скотоводство (т.к.К увл. Больше 1 –переувлажнение) -Для с/х подходит Вологодская область, т.к. она находится южнее всех субъектов в Европейском севере. 
 
 - В Вологодской области можно выращивать лён, т.к. эта культура не требовательна к теплу, но влаголюбив.   Вывод:  Район обладает очень богатыми топливными, минеральными, водными, лесными, рыбными ресурсами, способствующими развитию добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, ТЭК, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности и деревообработки.  Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера.  
 
 
 Заполняют таблицу. Делаем выводы: богат природными ресурсами СЭР  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют тест и затем оценивают соседа по парте. |