| Предмет | география | 
  | Класс | 6 | 
  | УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014 
 | 
  | Тип урока | комбинированный. 
 | 
  | Тема урока | Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствия и солнцестояния. Входной контроль. | 
  | Цель урока |  формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли | 
  | Задачи урока (планируемые результаты) | -формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий - создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; -развивать умения организовывать свою деятельность; развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми. | 
  | Методы обучения | Проблемной метод, групповой метод | 
  | Формы организации познавательной деятельности обучающихся | фронтальная, групповая, индивидуальная 
 | 
  | Средства обучения | учебник, ПК, проектор, глобус, теллурий, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси». 
 | 
  | 
 | 
  | № | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | 
  | 1 |  Организационно - мотивационный этап урока | 
 | 
 | 
  | 
 |  
  Организационный момент | 
 | 
 | 
  | 
 |  Определение темы и задач урока | Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи (применяя деятельностную форму, используя глаголы). |  С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа | 
  | 
 |  
  Создание  мотивационной  установки |  Демонстрация видеороликов осевого и орбитального движений (1), организует беседу: Приведите доказательства движения Земли.  Какие виды движения Земли вы знаете? |  
 Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе. | 
  | 2 |  Процессуально - содержательный этап урока | 
 | 
 | 
  | 
 |  
  Проверка заданий |  Организует работу с электронным тестом «Вселенная» (2) |  
 Демонстрируют знания по пройденному материалу | 
  | 
 |  Актуализация  знаний. |  Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась |  
 Участвуют в обсуждении | 
  | 
 |  Формирование новых знаний. Формирование представления о суточном вращении Земли. |  Демонстрация ресурса, изложение материала (3) | Наблюдают за движением модели, анализирует полученную информацию | 
  | 
 |  Формирование новых знаний. Формирование представления об орбитальном вращении Земли. |  Организует работу с теллурием, демонстрация ресурса (4) и схемы «Орбитальное движение Земли», изложение материала, обращает внимание на дни солнцестояния и равноденствия. Организует беседу по рис. 13 |  Следят за движением модели, Участвуют в беседе по рис. 13, | 
  | 
 |  Физминутка (здоровьесберегающий компонент) |  Организует релакспаузу «Космос» (5) |  
  Смотрят видеофрагмент | 
  | 
 |  Формирование умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси |  Предлагает задание на вычисление продолжительности суток пи скорости вращения 10,15,30 градусов в час.  Организует обсуждение таблицы, отражающей продолжительность суток планет. Подводит к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси |  
  Выполняют задание, обсуждают таблицу, делают вывод о    зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси | 
  | 
 |  Формирование умения объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения |  Организует анализ схемы орбитального движения, работу с тренажером «Волшебный купол» (6) или «Волшебные часы» (7) |  По схеме объясняют смену времен года, по тренажеру объясняют продолжительность дня и ночи в зависимости от положения Земли на орбите | 
  | 
 |  Формирование умения составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли» |  Для формирования данного умения совместно с учащимися составляет схему 1 «Географические следствия вращения Земли» |  В парах обсуждают возможные следствия, составляют схему 1 «Географические следствия вращения Земли» | 
  | 
 | Закрепление | 
 | 
 | 
  | 
 |  Практикум |  Организует работу с ресурсами по закреплению  (8) |  Закрепляют свои знания и умения с помощью тестов и практических заданий | 
  | 
 |  Закрепление |  Дает задание составить устный рассказ о том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом | Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей | 
  | 
 |  Рефлексия |  Подводит итоги урока.  Комментирует и выставляет оценки за урок. Синквейн «Времена года» |  Участвуют в подведении итогов урока. Составляют синквейн | 
  | 
 |  Постанова домашнего задания. |  
   § 3, «Проверим знания» задания 1-6,К параграфу составить 2 «толстых вопроса», 2 «тонких». |  Записывают домашнее задание | 
  |  
 Узнай при помощи фонарика, как зависит освещённость от направления лучей? Земля совершает путь вокруг Солнца в течении года. Поскольку земная ось- воображаемая линия, проходящая через центр планеты между полюсами,- имеет наклон 23,50, то ежегодно в определённое время Северное и Южное полушария получают от Солнца то больше тепла и свете, то меньше. В последнем случае холодает и световой день сокращается. Проверь это при помощи фонарика. Требуется: лист белого картона, фонарь. Выполнение: 1.направь луч фонаря отвесно на лист белого картона так, чтобы освещённая поверхность представляла собой круг. 2.с того же расстояния направь луч фонаря под углом- освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг. То же самое происходит и с солнечными лучами. Ближе к полюсам они падают на Землю под более острым углом, и освещаемая ими поверхность получает мало тепла и света. Ближе к экватору лучи падают отвесно или почти отвесно, поверхность получает больше тепла.  
 |