| Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год 7 А класс | 
  | №  | Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности 
 | Примечание | 
  |  
 | По плану | Фактически |  
 |  
 | 
  |  Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4 часа. | 
 | 
  | 1 | 
 | 
 | Карта и ее математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях. Вводный инструктаж по ТБ | Работать с источниками информации.   Давать определение понятиям: карта, план местности, космические снимки.    Классифицировать картографические изображения.  Определять  вид картографической проекции;горные; Проанализировать  особенности топографической карт.  Выявлять  специфику математической основы карт; Уметь строить профиль местности 
 | 
 | 
  | 2 | 
 |  
 | Топографическая карта. | 
 | 
  | 3 | 
 | 
 | Практическая работа №2. Чтение топографической карты. Построение профиля местности.   
 | 
 | 
  | 4 | 
 | 
 | Космические и цифровые источники информации. | 
 | 
  | Тема 2. Россия на карте мира 4 часа | 
 | 
  | 5 | 
 | 
 | Географическое положение России Практическая работа №3. Характеристика географического положения России. | Умение объяснять: • специфику географического положения России; • особенности приспособления человека к природным условиям; • особенности проведения государственной границы России; • специфику исчисления времени на территории России. Умение определять: • различия во времени на территории России; • страны-соседей. | 
 | 
  | 6 | 
 | 
 | Природные условия и ресурсы.   | 
 | 
  | 7 | 
 | 
 | Часовые пояса и зоны. 
 | 
 | 
  | 8 | 
 | 
 | Практическая работа №4.   Определение поясного времени для разных пунктов России. | 
 | 
  | Тема 3. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 5 часов. | 
 | 
 | Обобщение по теме «Россия на карте мира» | 
  | 9 | 
 | 
 | Русские землепроходцы XI-XVII вв. Входной контроль. | • определять критерии для сравнения фактов, явлений, • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, • создавать объяснительные тексты Предметные умения: Умение объяснять: • особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. Умение определять: • следствия географических открытий и путешествий. 
 | 
 | 
  | 10 | 
 | 
 | Географические открытия в России XVIII-XIX вв. 
 | 
 | 
  | 11 | 
 | 
 | Практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев. | 
 | 
  | 12 | 
 | 
 | Географические исследования в XX веке. Практическая работа № 6. Анализ источников информации об истории освоения территории России. 
 | 
 | 
  | 13 | 
 | 
 | Роль географии в современном мире. | 
 | 
 | 
  | Тема 4.ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ РОССИИ 6 часов 
 | 
 | 
  | 14 | 
 | 
 | Геологическое летоисчисление . Шкала геологического времени. Геологическая карта. | Предметные умения: Давать определения терминов, по тематике урока;  выявлять и объяснять особенности геологического летоисчисления;   читать и анализировать геологическую карту и геохронологическую таблицу;   классифицировать геологические эры и периоды; устанавливать связь между геологическим событием и эрой и периодом;  формулировать вывод о значении геологической карты и геохронологической таблицы;  показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока;   использовать знания о геохронологической таблице для объяснения истории развития земной коры и природы планеты;   представлять тематическую информацию в графическом виде. | 
 | 
  | 15 | 
 | 
 | Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. 
 | 
 | 
  | 16 | 
 | 
 | Практическая работа №7 Выявление зависимости между строение, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. 
 | 
 | 
  | 17 | 
 | 
 | Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны. | 
 | 
  | 18 | 
 | 
 | Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. | 
 | 
  | 19 | 
 | 
 | Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | 
 | 
  | ТЕМА 5. «КЛИМАТ РОССИИ» 7 часов.  
 | 
 | 
  | 20 | 
 | 
 | Факторы, определяющие климат России, солнечная радиация, распространения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. 
 | Давать определения терминов, по тематике урока; читать и анализировать климатические карты; выявлять и объяснять особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей;   определять по картам и формулировать вывод о закономерностях распределения основных климатических показателей на территории России; устанавливать связь между ГП и распределением основных климатических показателей;   показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока;   использовать знания о распределении тепла и влаги по территории России для характеристики климата отдельных территорий России; представлять тематическую информацию в графическом виде. | 
 | 
  | 21 | 
 | 
 | Распределение тепла и влаги по территории России. Практическая работа №9.  Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте. 
 | 
 | 
  | 22 | 
 | 
 | Климатические пояса и типы климатов России. Практическая работа №10.  Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. 
 | 
 | 
  | 23 | 
 | 
 | Погода Воздушные массы и атмосферные фронты. Практическая работа №11 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. 
 | 
 | 
  | 25 | 
 | 
 | Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Практическая работа №12.  Прогнозирование тенденций изменения климата. 
 | 
 | 
  | 24 | 
 | 
 | Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека.   | 
 | 
  | 26 | 
 | 
 | Обобщение, контроль и коррекция знаний и навыков учебной деятельности по теме  «Климат России». | 
 | 
  | ТЕМА 6. ГИДРОГРАФИЯ РОССИИ 8 часов. 
 | 
  | 27 | 
 | 
 | Моря, территорию омывающие России. Практическая работа №13. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.   | Давать определения терминов по тематике урока; выявлять и объяснять особенности морей, омывающих территорию России;  читать и анализировать тематические карты;   составлять описание морей;   формулировать вывод об особенностях морей, относящихся к бассейнам разных океанов и их значении;   классифицировать моря;   устанавливать связь между ГП моря и его особенностями;  показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока;   использовать знания о морях, омывающие территорию России для определения их значения в жизни и хозяйственной деятельности человека, в формировании природы России. 
 | 
 | 
  | 28 | 
 | 
 | Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания реки. Режим рек.   | 
 | 
  | 29 | 
 | 
 | Реки России. Практическая работа №14.  Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования. | 
 | 
  | 30 | 
 | 
 | Озёра и болота. Виды озер их распространение по территории России. Виды болот их хозяйственное значение. | 
 | 
  | 31 | 
 | 
 | Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | 
 | 
  | 32 | 
 | 
 | Великое оледенение. Великий ледник на территории России. Последствия ледникового периода. | 
 | 
  | 33 | 
 | 
 | Гидросфера и человек. Практическая работа №15.  Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны. | 
 | 
  | 34 | 
 | 
 | Обобщение, контроль и коррекция знаний и навыков по теме  «Гидрография России». | 
 | 
  | ТЕМА 7. ПОЧВЫ РОССИИ 3 часа. 
 | 
 | 
  | 35 | 
 | 
 | Формирование почвы, ее состав, строение и свойства. | Давать определения терминов, по тематике урока; выявлять и объяснять условия формирования почв, особенности строения и состава почв;   читать и анализировать тематические карты; составлять описание почвенного профиля; классифицировать почвенные горизонты; устанавливать связь между условиями почвообразования и типом почвы;   формулировать вывод о почве как результате взаимодействия всех оболочек Земли;  использовать знания об условиях почвообразования для характеристики типов почв на территории России;   представлять тематическую информацию в графическом виде. | 
 | 
  | 36 | 
 | 
 | Зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Практическая работа №16. Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования. | 
 | 
  | 37 | 
 | 
 | Почвенные ресурсы. Изменение почв в процессе хозяйственной деятельности человека, борьба с эрозией и загрязнением почв.   | 
 | 
  | ТЕМА 8. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ 3 часа. 
 | 
 | 
 | Антарктида – холодное сердце – 3 часа | 
  | 38 | 
 | 
 | Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Практическая работа №17. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы. | Давать определения терминов, по тематике урока; выявлять и объяснять место и роль растений и животных в природном комплексе, специфику типов растительности;   определять особенности размещения растительного и животного мира по территории России;   читать и анализировать тематические карты; классифицировать объекты;  устанавливать зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы; формулировать вывод о разнообразии растительного и животного мира России; использовать знания о растительном и животном мире России для описания природы нашей страны; представлять тематическую информацию в графическом виде. | 
 | 
  | 39 | 
 | 
 | Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы.   | 
 | 
  | 40 | 
 | 
 | Особо охраняемые природные комплексы. | 
 | 
  | ТЕМА 9. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ 7 часов. 
 | 
 | 
  | 41 | 
 | 
 | Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. | Давать определения терминов, по тематике урока; выявлять и объяснять отличия ПК друг от друга; определять особенности размещения природных зон на территории России;   читать и анализировать тематические карты; классифицировать ПК и их компоненты;  сравнивать ПК;  устанавливать связь между компонентами ПК; формулировать вывод о разнообразии ПК России; использовать знания о компонентах природы для характеристики ПК России;  представлять тематическую информацию в графическом виде. | 
 | 
  | 42 | 
 | 
 | Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра.  Практическая работа №18.  Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.   
 | 
 | 
  | 43 | 
 | 
 | Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. | 
 | 
  | 44 | 
 | 
 | Лесостепь, степь и полупустыни.  Практическая работа №19.  Составление описания одной из природных зон России по плану. | 
 | 
  | 45 | 
 | 
 | Высотная поясность.   | 
 | 
  | 46 | 
 | 
 | Природно-хозяйственные зоны. | 
 | 
  | 47 | 
 | 
 | Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме  «Природные зоны России». | 
 | 
  | ТЕМА 10. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ 13 часов. 
 | 
 | 
  | 48 | 
 | 
 | Островная Арктика. | Давать определения терминов, по тематике урока;   читать и анализировать тематические карты;  выявлять и объяснять условия выделения и размещения природных районов, специфические черты природных районов;   определять географические особенности природных районов и характер влияния человека на их природу;   формулировать вывод об особенностях природных районов России;  показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о компонентах ПК для составления характеристики природных районов;  представлять тематическую информацию в графическом виде. | 
 | 
  | 49 | 
 | 
 | Восточно-Европейская равнина. Агроклиматические ресурсы Белгородской области. | 
 | 
  | 50 | 
 | 
 | Восточно-Европейская равнина. Практическая работа №20.  Составление описания природного района по плану. | 
 | 
  | 51 | 
 | 
 | Северный Кавказ. | 
 | 
  | 52 | 
 | 
 | Крым.   | 
 | 
  | 53 | 
 | 
 | Уральские горы. | 
 | 
  | 54 | 
 | 
 | Западно-Сибирская равнина. | 
 | 
  | 55 | 
 | 
 | Средняя Сибирь. | 
 | 
  | 56 | 
 | 
 | Северо-Восточная Сибирь. | 
 | 
  | 57 | 
 | 
 | Пояс гор Южной Сибири. | 
 | 
  | 58 | 
 | 
 | Дальний Восток. | 
 | 
  | 59 | 
 | 
 | Обобщение, контроль знаний по теме  «Крупные природные районы России». | 
 | 
  | 60 | 
 | 
 | Коррекция знаний и навыков учебной деятельности по теме  «Крупные природные районы России». | 
 | 
  | 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК 1 час. | 
  | 61 | 
 | 
 | Природа и человек. Практическая работа №21.  Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека. | Давать определения терминов, по тематике урока;  читать и анализировать тематические карты;    выявлять и объяснять закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий, особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства; определять закономерности размещения различных видов природных ресурсов;  классифицировать природные ресурсы;  использовать знания о взаимном влиянии природы и человека друг на друга для сохранения ПК;  показывать и обозначать на карте объекты по тематике урока. | 
 | 
  | ГЕОГРАФИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 5 часов. | 
  | 62 | 
 | 
 | Территория, границы, географическое положение Белгородской области. Практическая работа по краеведению №1. Физико-географическое положение Белгородской области | определять критерии для сравнения фактов, явлений, • анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, • работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, • создавать объяснительные тексты Предметные умения: Умение объяснять: • особенности изучения территории Белгородской области на различных этапах ее геологического развития. Умение определять: • составляющие климата и прогнозировать изменения . 
 | 
 | 
  | 63 | 
 | 
 | Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф области. Практическая работа по краеведению №2.  Полезные ископаемые области, района. | 
  | 64 | 
 | 
 | Общая характеристика климата Белгородской области. Практическая работа по краеведению №3. Основные характеристики климата Белгородской области. | 
  | 65 | 
 | 
 | Почвы и почвенный покров области. Земельные ресурсы и их использование. Водные ресурсы области. Практическая работа по краеведению №4. Земельные ресурсы своего района, области. |