kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время на примере сельской школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из главных направлений образовательного курса  современной  школы является практическая направленность, то есть умение проявить на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, что является следствием формирования социальной и учебно-познавательной деятельности. Решить проблему прочности знаний и повысить мотивацию обучения можно включая в процесс обучения проектную и исследовательскую деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время на примере сельской школы»

Обобщение опыта работы учителя географии и биологии филиала МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Березовка

Макаровой Ларисы Александровна


Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время на примере сельской школы






























1. Информационный раздел


Одним из главных направлений образовательного курса  современной  школы является практическая направленность, то есть умение проявить на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, что является следствием формирования социальной и учебно-познавательной деятельности. Решить проблему прочности знаний и повысить мотивацию обучения можно включая в процесс обучения проектную и исследовательскую деятельность.

Занимаясь исследовательской деятельностью, обучающиеся приобретают следующие компетенции: умение  находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, получают навыки обработки информации, формируют навыки работы и делового общения в группе, развивают исследовательские умения, творческое мышление.

Исследовательская деятельность, как правило, базируется на межпредметной интеграции, так как требует комплексного подхода в изучении объекта.[1]

2. Условия возникновения и становления опыта.

Я работаю учителем географии более 20 лет. Всё это время я стремлюсь развивать у своих ребят интерес к изучению предмета, формировать у них положительную мотивацию к предмету, используя различные формы и методы работы.  В процессе работы выявляются наиболее активные высокомотивированные учащиеся желающие изучать географию на более углубленном уровне не только на уроках, но и во внеурочное время. С ними я занимаюсь дополнительно.   Формирование ведущей идеи опыта  моей образовательной модели состоит идея о том, что данная технология обучения, позволяет раскрыть потенциал каждого ученика на счет создания благоприятных условий для полноценной самореализации личности. В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога. Принцип сотрудничества- это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.

3. Актуальность и перспективность опыта

Американский писатель Эльберт Хаббард когда то сказал: ««Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Именно это идея становится ключевым ядром всего современного образования. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана и в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. Передо мной встал вопрос: «Как организовать такую деятельность учащихся на уроках географии и во внеклассной работе?» Успеху способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности. Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формулируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше.

Как и , наверное, большинство педагогов , я сталкиваюсь с противоречиями в работе:

  1. снижение качества знаний обучающихся, снижение мотивации к обучению и необходимость получения качественного образования с целью дальнейшей успешной социализации выпускников школы в обществе.

  2. ориентация нового содержания образования на формирование творческих компетенций обучающихся и традиционные формы и методами обучения, ориентированные на передачу готовых знаний.

Я считаю, что в таких условиях мой опыт актуален, учитель просто обязан приложить усилия к освоению и использованию проектной технологии, которая лежит в основе личностно-ориетированного обучения.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности на уроках географии:

1) дневник путешествия по природным зонам России; 2) мультимедийные презентации «Страны Зарубежной Европы»; «Геохронологическая таблица»; «Горы России. Хибины»; 3) инструкция «Правила поведения туриста в лесу»; 4) газета «Открытие Антарктиды»; 5) доклад «Удивительные места Африки»

Наиболее глубокие и содержательные проекты и исследовательские работы выполняются, как правило, в ходе внеурочной деятельности. Я являюсь руководителем экологического объединения «Экогруппа». Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская и проектная деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению кон­кретных экологических вопросов. У каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, это следующие проблемы:

-опасность перегрузки учащихся. (Работа над проектом и исследовательской работай - объемная, кропотливая. Это поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования);

-недоделанные проекты до конца. (Иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект).


4. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении эффективности процесса обучения географии посредством широкого внедрения в учебный процесс проектной технологии, которая позволят обучающимся повысить мотивацию к изучению географии, поможет создать условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества.

5. Новизна опыта

Новизна опыта - состоит в создании системы условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время, развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач.

В перспективе:

-увеличение доли проектов исследовательского характера;

-дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;

-проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов школы, района, обмен опытом работы;

-участие в конкурсах инновационных проектов;

-проведение проектного дня для учителей района на природе.


6. Адресность опыта.

 Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе. Я готова к педагогическому общению, активно делюсь своими находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных и республиканских семинаров, вебинаров. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на ШМО, РМО, даю открытые уроки на муниципальном уровне. Мои работы представлены в сети Интернет: на сайте Инфоурок, сайте ПРОшкола и др.

II. Технология опыта – система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы, приемы обучения, воспитания. Оптимальность и эффективность средств.

1. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проект (от лат. projection— бросание вперед) — форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи [5].

Цели проектного обучения представлены следующими позициями:

- содействием повышению уверенности каждого в возможности своей самореализации через проживание «ситуации успеха»;

- осознанием значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

-формированием исследовательских умений по выявлению проблемы, проблемной ситуации, формулированию и доказательству гипотезы, выводов по результатам проектного исследования и т. д. [4].

Создание в сельской школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Основные задачи исследовательской работы: - расширение кругозора, познавательных и творческих способностей учащихся; - развитие навыков работы с информационными технологиями; - создание информационно-иллюстрированных слайдов и презентации в программе Power Point; - развитие коммуникативных качеств учащихся; - воспитание любови к родному краю в процессе интеграции краеведческих знаний и творческой деятельности; У нас в школе достаточно давно и эффективно используются информационные технологии в образовательном процессе, поэтому оформление учебных проектов в электронном виде – обязательное условие для их презентации. Работы оформляются в виде презентации в программе Power Point . Компьютерные технологии помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача - научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации; обработки информации; интеграции информации; оценки информации; создания информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляю с помощью современных мультимедиа технологий. [3] - Решение исследовательской задачи: -Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать) -Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки -Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии) В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить..”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме. Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень. Идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследова -тельскую деятельность школьников.[4] Заключительный этап – защита исследовательской работы на конференции. Ученик представляет свою исследовательскую работу, участвует в её обсуждении и в обсуждении других докладов. После защиты своей работы, ему могут задать вопросы: комиссия, которая оценивает все работы, учащиеся и педагоги. Защита работы стимулирует дальнейшую, более серьёзную над подобными исследованиями. Именно на таких защитах закладываются ростки будущих интересов. Для учеников маленьких сельских школ это возможность дальнейшего развития. А для учителя исследовательская деятельность учеников – один из поводов к самообразованию и к творчеству. Продукты проектной деятельности, которые использую на уроках географии, анализ данных социологического опроса; атлас; бизнес-план; газета; устный журнал; законопроект; настольная игра; карта; коллекция камней; мультимедийный продукт; прогноз; путеводитель по городам; серия иллюстраций; статья; сценарий; экскурсия; путешествие.

2. Организация учебно-воспитательного процесса. Способ включения учащихся в учебную деятельность, его анализ.

Учебно-воспитательный процесс можно разделить на следующие этапы формирования исследовательских умений и навыков:

1-й этап: 5-6 классы – чаще всего применяются игровые и познавательные

проекты. Например, «В гости к Нептуну», «Пиратский клад», «Млечный путь и другие галактики», «По следам великих путешественников» и т. д. Ребята приобретают простейших знания, умения и навыки для овладения методами проектно- исследовательской работы в старших классах, обучаются основам самостоятельной деятельности (наблюдение, заполнение таблиц, выполнение простейших опытов.

2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя. Большая возможность для творческих проектов. Например, «Геохронологическая таблица », «Страна «Наоборот», «Континент которого нет». 3-й этап: 9 - 10 класс – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектную научно-исследовательскую деятельность. На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения - вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем,

начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Выполняя практико ориентировочный проект, учащиеся достигают применение проектной деятельности, - это профильность обучения. [6]


3. Содержание образования. Обоснование причин изменений в содержании образования.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Я применяю следующие формы и методы работы над проектом: групповые - экскурсии, дискуссии, ―мозговой штурм‖; урок-путешествие - «Галичья гора –самый маленький заповедник мира»-8класс; игровые - «Глобус и карта»- 5-6 классы; ролевые - «Туристическое агентство» 7класс, проблемные - «Полезные ископаемые Тербунского района»- 6 класс; консультация- применяется при выполнении любого проекта, т.к. всегда необходима консультация либо педагога либо самих участников проекта; самостоятельная работа- обучающиеся выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют результаты работы; практическая работа - «Построение плана школьного двора»-6 класс.

4. Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика дает учителю возможность включить обучающихся в реальное общение, наиболее насыщенное межпредметными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. Увеличивается объем самостоятельной работы, эффективность восприятия информации за счет наглядности, эффективность использования проектной методики, разнообразие видов деятельности на уроке, эффективность восприятия информации за счет наглядности. Появляется возможность редактировать объекты, согласно методическим задачам, создавать и хранить собственные презентации, дидактические материалы на электронных носителях, многократно повторять, осуществлять пошаговую демонстрацию, использовать Интернет -ресурсы, видеть принцип действия технических устройств в ходе работы механизма, видеть схему протекания процесса при объяснении сложных моментов теории, при решении задач. Проектная технология развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, интегрирую при этом новые идеи. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. [2] Вывод: проектная деятельность позволяет значительно повысить эффективность обучения, способствует развитию личности. Ее самоорганизации и самореализации, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует активную жизненную позицию.

III Результативность

Работа над опытом охватывает период с сентября 2015 года по май 2021год. На формирующем этапе была проведена апробация технологии в условиях данного учебного учреждения. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы. В качестве критериев эффективности сложившейся системы работы по теме «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время на примере сельской школы» были выделены следующие критерии:

1. % учащихся, у которых сформирован навык работы с проектами, (анкетирование).

2.% учащихся, успевающих на «4» и «5», по результат учебного года (анализ

результатов).

3). % учащихся с положительным отношением к учебе (анкета «Как вы

относитесь к учебе по отдельным предметам?»).

4. Динамика отношения учащихся к выполнением проектов на уроках

географии

5. Количество учащихся, принявших участие в олимпиадах и конкурсах,

анализ результатов.

В процессе работы по использованию проектной технологии для формирования мотивации учащихся на уроках географии очевидны положительные результаты:

1. Анкетирование выявило, что сформирован навык работы с проектами

у 36% обучающихся.

2. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года

Предмет

Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам

учебного года


год

год

год

год

год


2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

география

74

71

71

80

83


Количество обучающихся на «4» и «5» выросло на 11%.

3. Анкетирование по отношению учащихся к предмету география . Диагностировались учащиеся 6-9 классов.

Отношение

2015 г

2020 г

Отрицательное

7%

1%

Нейтральное

10%

6%

Положительное, но ситуативное

43 %

51%


Анкетирование выявило, что у учащихся значительно изменилось отношение к учению предмета География.

4. Динамика отношения учащихся к выполнением проектов на уроках географии

Динамика положительная, но не всех детей удается вовлечь в проектную деятельность.

5.Мои ученики постоянные участники муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций не только по географии, но и по биологии , экологии, геологии и краеведению .

В 2015 – 2016 уч. году Корчагина Анна стала призёром II этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии В районном конкурсе «Спорт глазами детей» Соколов Ярослав 5 класс занял 2 место; В Общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус. Зимняя сессия», Городилкина Юлия 9 класс стала призер по географии;

Во Всероссийских дистанционных предметных олимпиадах:

- « ФГОС тест. География»: Евдокимова Анастасия 7 класс (Диплом 3степени); «ФГОС тест. Биология» Веревкина Анастасия 7 класс (Диплом 3степени); Киреева Полина 6 класс (Диплом 3степени), Корсаков Егор 5 класс (Диплом 3степени);

-Проект «Новый урок»:

-международный турнир по биологии «Загадки природы»: Кашанян Юра 5 класс (диплом 3степени), Соколов Илья 8 класс (диплом 2 степени);

-международный турнир по географии «Глобус мира»: Полтев Игорь 5 класс (диплом 1степени), Кладов Артём 6 класс (Диплом 2 степени), Веревкина Анастасия 7 класс (диплом 2степени), Городилкина Юлия 9 класс (Диплом 2 степени);

-«Росконкурс», III Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием, по географии: Полтев Игорь 5 класс (Диплом 1степени), Кладов Артём 6 класс (Диплом 3степени), Корчагина Анна 7 класс (Диплом 1степени), Веревкин Данила 8 класс (Диплом 2 степени);

- «Росконкурс»,III Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по биологии: Полтев Игорь 5 класс (Диплом 2 степени), Какурина Алина 5 класс (Диплом 3степени); Киреева Полина 6 класс (Диплом 1 степени), Поляков Евгений 9 класс (Диплом 3степени);

- Международные дистанционные олимпиады и конкурсы «Мега - Талант», конкурс по биологии «Энциклопедия комнатных растений» Веревкина Анастасия 7 класс (Диплом 3степени).

В 2016 – 2017 уч. год.

Конкурсы дополнительного образования:

- «Вместо елки, новогодний букет» Пикалова Полина 5 класс (3 место);

- «Зеленая планета» Пикалова Полина 5 класс (1 место);

- «Кормушка для друзей» Галкова София 5 класс (2 место);

Общероссийская предметная олимпиада Олимпус. Осенняя сессия «География» Кладов Артем 6 класс призер; « Биология»: Евдокимова Анастасия 7 класс призер;

Всероссийские заочные предметные олимпиады: «ФГОС тест. География»: Полтев Игорь 6 класс (диплом 3степени);

«ФГОС тест. Биология» Пикалова Полина 5 класс (диплом 1степени); Корсаков Егор 6 класс (диплом 2 степени);

В 2017 – 2018 уч. год.

В конкурсах дополнительного образования:

- «Лес – наш главный интерес» Пикалова Полина 6 класс заняла 2 место, а в районном конкурсе; «Противопожарной безопасности» 1 место.

В заочных олимпиадах учащихся тоже достигли неплохих результатов.

- «ФГОС тест. Биология». Победители: Карташов Артём и Горюнова Валентина 5 класс. Призовых мест удостоились Евдокимова Анастасия и Корчагина Анна 8 класс (Диплом 2степени); Кладов Артем 7 класс, Какурина Алина 6 класс (Дипломы 3степени).

- «ФГОС тест. География». Победители: Кладов Артем, Карпов Дмитрий 8 класс, Полтев Игорь 7 класс, Пикалова Полина 6 класс. Призер: Веревкин Александр 7 класс (Диплом 2степени);

- «Новый урок. «Биология» .Победителями стали Карташов Артем 5 класс», Пикалова Полина 6 класс. Призер: Морозова Анастасия 7 класс. (диплом 2степени);

- «Солнечный свет. «Ботаника» Пикалова Полина 6 класс (Диплом 1 степени).

- КОМПЭДУ «Весенний фестиваль знаний-2018. География 8 класс» Сырычева Светлана 8 класс» (Дипломы 1степени)

В 2018 – 2019 уч. году под моим руководством учащиеся 5-9 классов стали победителями и призерами различных конкурсов и олимпиад.

Конкурсы дополнительного образования: «Вместо елки, новогодний букет» Пикалова Полина 7 класс (2 место).

Участие в заочных олимпиадах учащихся.

Всероссийская интернет олимпиада «Солнечный свет «Литосфера. Гидросфера»» Карташов Артем 6 класс (победитель);

-«Солнечный свет. «Биологии 5 класс» Косачев Алексей 5 класс (Диплом 1 степени), Зиборова Алина (Диплом 2 степени);

-«ФГОС тест. Биология» Кладов Артем 9 класс, Кашанян Гарик 5 класс (Дипломы 1 степени);

- ФГОС тест. География» Карпов Дмитрий 9 класс (Диплом 1 степени), Жулькин Павел 5 класс (Диплом 3 степени);

-Лига эрудитов «Международный конкурс «Лига эрудитов» по предмету: биология» Веревкина Виктория 5 класс (Диплом 1 степени);

-Международная олимпиада по географии от проекта «Мега-талант» Сырычева Светлана 9 класс (Диплом 1 степени).

В 2019 – 2020 уч. году

-20 международная олимпиада по географии проекта Мега-талант Денисова Дарья 5 класс призер;

- Региональный этап конкурса им. П.А. Мантейфеля на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны живой природы. Андросова Захара, 6 класс (1 место ),

- Региональный этап IХ Всероссийского конкурса «АПК - молодёжь, наука, инновации» Пикалова Полина 9 класс (2 место)

- Региональный этап IХ Всероссийского конкурса «АПК - молодёжь, наука, инновации» Соколов Ярослав 9 класс (1 место)

Учащиеся под мои руководством регулярно учувствуют в школьных и районных научно-практических конференциях «В науку первые шаги», «Человек. Природа. Творчество», которые успешно представили свои работы на региональных конкурсах научно-исследовательских работ: имени Д. И. Менделеева, «Человек на Земле», «Леонардо», «Край родной», «АПК - молодёжь, наука, инновации» и др.

Сравнивая результаты исследования, можно констатировать, что у учащихся повысилась мотивация к урокам географии в процессе применения проектной технологии.

Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

IV. Возможность тиражирования опыта.

Данный опыт был представлен на РМО учителей географии Тербунского района и на муниципальном этапе конкурса «Учитель года2020».











Используемая литература

1. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» в 8 томах ,2002.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. -М., 2000

3. Иванов Ю.А. Методика преподавания географии: учебно-методическое пособие по методике преподавания географии / Ю.А.Иванов ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. Брест: БрГУ, 2012.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.-С-Петербург,КАРО,2002.

5. Полат Е. С. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образовани

6. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность

в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой,

2006. № 4.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Макарова Лариса Александровна

Дата: 31.08.2025

Номер свидетельства: 673741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства