 
Мастер класс: «Групповая работа на уроках географии»   
Учитель географии: Пивоварова Г. И. 
     
Уроки 5 класс ФГОС   
- Уроки 1–2 География — одна из наук о планете    Земля. 
- Урок 3 Наблюдения — метод географической    науки. 
- Урок 4 Земля среди других планет Солнечной     системы. 
- Урок 5 Движение Земли по околосолнечной    орбите. 
- Урок 6 Движение Земли по околосолнечной орбите. 
- Урок 7 Суточное вращение Земли 
- Урок 8 Слои «твёрдой» Земли. 
- Урок 9 Вулканы Земли. 
 
 Примерная структура каждого типа урока по ФГОС   
1. Структура урока усвоения новых знаний: 
2.  Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 
5.  Структура урока контроля знаний и умений 
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 
7. Структура комбинированного урока. 
     
Суточное вращение Земли    Урок №7   
5 класс 
     
Структура урока по ФГОС   
  Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) . 
- 1) Организационный этап. 
- 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 
- 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 
- 4) Первичное закрепление 
- в знакомой ситуации (типовые) 
- в изменённой ситуации (конструктивные) 
- 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 
- 6) Рефлексия (подведение итогов занятия) 
 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 
 
     
Этап 1. Организационный этап. 
Этап 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 
     
Домашнее задание №1 
1 группа -Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? А если бы Земля не вращалась? Какие последствия произошли на Земле? 
 Смена времён года 
2 группа - На что ещё влияет орбитальное движение Земли? На всей Земле, кроме полюсов, продолжительность дня и ночи равна…. 
На продолжительность дня и ночи. 12 часов. 
 
3группа - На дворе ноябрь. Какой особый день ждёт нас в декабре?– Осенью и зимой в Северном полушарии продолжительность какого времени суток больше ? 
День зимнего солнцестояния. Ночь. 
 
4группа - Как будет располагаться Солнце над горизонтом зимой? На какую звезду указывает Северный конец земной оси? 
Низко. Полярную. 
 
 
  
     
Домашнее задание №2  Выбери правильное суждение.  Измени неправильное суждение на правильное 
1 . Земля вращается вокруг своей оси как огромный волчок, совершая 1 оборот примерно за 24 часа. Этот промежуток времени называется «день». 
2. Если бы Земля не вращалась, то на стороне, обращённой к Солнцу, всегда был бы день, а на противоположной стороне - была бы ночь. 
3. Примерно за 300 с четвертью суток Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Что составляет календарный год. 
4 Вместе солнцем и всей солнечной системой наша планета обращается вокруг центра нашей звёздной системы-ГАЛАКТИКИ 
 5. Смена времён года вызвана движением Земли по орбите вокруг Луны и наклоном её оси к плоскости орбиты 
 
     
Физкультминутка 
- Ветер веет над полями, 
- И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) 
- Облако плывет над нами, 
- Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) 
- Ветер пыль над полем носит. 
- Наклоняются колосья — 
- Вправо-влево, взад-вперёд, 
- А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) 
- Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 
- Там немного отдохнём. (Дети садятся.) 
 
     
Этап 3. Организационно-мотивационный этап урока.    
     
 Эта картина нарисована художником Николаем Петровичем Крымовым в учебном пейзаже под названием…   
 "Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток ". 
     
     
Этап 4. Формулирование темы и цели урока   
Как Вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как? – Что мы будем изучать сегодня на уроке? – Зачем нам знать о суточном вращении Земли? 
     
     
 Этап 5. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала   
- 1. С помощью какого астрономического инструмента определяли высоту солнца над горизонтом? 
-  2. Меняется ли высота Солнца над горизонтом? 
- 3. Одинаковый ли угол падения солнечных лучей на Землю? 
-  4. Почему на Земле выделяются пояса освещенности? Сколько их? Чем они отличаются? 
- /учебник стр. 24-25, рис 10-11./ 
  
 
     
Задание №1 Тетрадь «Географа - следопыта» Урок 7 стр.13 «Пояса освещенности Земли». 3. 
- Ответы: Впиши пропущенные слова. 
- Лето наступает в северном полушарии, а зима в южном . Солнце находиться в зените над линией северного тропика , и не заходит за горизонт над линией северного полярного круга . В северном полушарии продолжительность дня длиннее , чем ночи. Дата: 22 июня . День летнего солнцестояния 
 
-  В каком направлении, и за какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? 
-  Как влияет суточное вращение на природу Земли? 
- Как называется промежуток между восходом и заходом Солнца? 
 Долготой дня 
 
     
Задание №2 Тетрадь «Географа следопыта» Урок 7 стр.13 «Вращение Земли вокруг своей оси».   
- Ответ: Впиши пропущенные слова. 
- Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа . Если в вашем населённом пункте сейчас день, то через 12 часов будет ночь . За 24 часа Земля повернётся на 360 градусов , а за час на 15 градусов . 
 
   Этап 6. Проверка полученных результатов. Коррекция .   
1. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси? 
а/ с запада на восток; 
б/ востока на запад; 
В/ с севера на юг. 
2. В каком направлении надо перемещаться по поверхности Земли, чтобы всё время наблюдать восход Солнца? 
а/ на запад; 
б/ на восток; 
в/ на юг. 
3. В каком поясе освещённости находиться Астрахань? 
а/ тропическом; 
б/ умеренном; 
в/ полярном; 
г/ экваториальном. 
     
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке 
 
 
 
Сегодня на уроке   я узнал…  я научился…  я не понял…   
     
Этап 8. Домашнее задание 
- Базовый уровень – Параграф 5, вопросы стр. 28. 
- Повышенный уровень – Составить кроссворд по теме «Пояса освещённости» 
- Высокий уровень – Составьте презентацию о полярном дне и полярной ночи.