| 2. Формулировка темы урока, постановка цели. (5 мин.) Цель: организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока | Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь. |  Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели.   - За это время вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).  А как Вы думаете, что помогает проводить исследование? (Методы исследований).   Давайте вместе озвучим тему нашего сегодняшнего урока «Методы географических исследований»  А какая же будет цель нашего сегодняшнего урока?   (познакомиться с методами географических исследований) 
 | Регулятивныуе УУД (целеполагание). Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 3. Изучение нового («открытие новых знаний») Цель: создать условия для ознакомления учащимися методов географических исследований 3.1. Что такое метод   (3 мин.) Цель: организовать формирование понятия «метод» 
 
 
 
 
 3.2. Методы географических исследований. (20 мин.) Цель: организовать формирование знаний о методах географических исследований 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4. Физминутка. (3 мин.) Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей | 
 
 
 
 
 
 
 
 Организует формулировку понятия «метод». 
 
 
 
 
 
 Организует формирование знаний о методах географических исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Озвучивает задание | 
 
 
 
 
 
 
 
 Читают учебник, отвечают на вопрос, записывают в тетрадь. 
 
 
 
 
 
 Отвечают на вопрос, рассказывают. Записывают в тетрадь основные методы.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Отвечают, приходят к выводу, что объяснить словами достаточно сложно, проще нарисовать план.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Рассказ ученика о природе места отдыха  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Обсуждение вопроса.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Выполняют задания.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Выполняют задания  
  
  
  
 |  
  
  
  
  
  
  
  
  - Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22).  - Что такое метод? (способы и приемы исследования) Слайд 2  География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.  
  - Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.  1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание. Слайд 3  Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.  - Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).  2) Следующий метод географического исследования – картографический. Слайд 4  Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.  Поднимите руку, кто этим летом ездил отдыхать? В какой город (страну)? Такая же там природа или нет?   Такая же, как у нас? (Обсуждение)  - Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу двух населенных пунктов, т.е. проводили сравнение).   3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический. Слайд 5  Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.  
  - Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)   4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический. Слайд 6  5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.). Слайд 7  Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.  - Поработаем со статистическим материалом учебника. (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», с.24; таблицы «Площадь материков и океанов», с. 25).   
  
  
  
  Дети встают из-за парт. Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, называя слова по теме «География»  
 
  
 |  Личностные УУД (смыслообразование).  Регулятивные (саморегуляция)  Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других).  Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
  |  5. Проверка полученных результатов. Коррекция.  (6 мин.)  Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок |  Организует фронтальную проверку. |  Отвечают на вопросы учителя. |  1. Какие методы географических исследований изображены на слайдах? Слайды 8-12  2. Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских островов? |  Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка) | 
  |  6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)  Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. |  Организует фиксирование содержания урока. |  Отвечают на вопросы учителя. |  - Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?  - Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: Слайд 13  Я узнал (а) …  Я не понял (а) …  Мне было …  
 |  Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).  Коммуникативные УУД.  Личностные УУД (смыслообразование). |