 
Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды России». 
     
Цели урока:  Обобщить и закрепить знания по изученной теме: (основные понятия и термины, особенности и типы внутренних вод, их размещение по территории России ).  Задачи урока   1) Организовать деятельность учащихся по применению и закреплению изученной темы.  2) Развивать навыки работы с картой..  3) Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме: «Внутренние воды и моря России».  4) Формировать навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в группах, умение слушать.   
     
Откуда начинается Россия? 
С Курил, Камчатки, с Командор? 
О чем грустят глаза её степные 
Над камышами всех её озер? 
Россия начинается с пристрастья 
К труду, терпенью, к правде, доброте 
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! 
Она горит и светит в темноте. 
Отсюда все дела её большие, 
Её неповторимая судьба. 
И если ты причастен к ней – 
Россия не с рек берет начало, а с тебя! 
 
В. Боков 
     
Путешествие: Кол-во баллов 
1.Станция Разминка 6+5=11 
2.Станция Терминологическая 10 
3.Станция Картографическая 3 
4.Станция Физкультминутка 1 
5.Станция Познавательная 5 
6.Станция Поэтическая 5 
7.Станция Математическая 3 
8.Станция Итоговая Всего 
 
 
     
Баллы Отметка Уровень  28 и выше 5 Высокий  20-28 4 Средний  10-20 3 Низкий  менее 10 2 Неудовлетворит. 
     
? 4 
1.Станция Разминка 1вариант 
 Внутренние воды 
? 1 
? 6 
? 2 
? 5 
? 3 
 А) Высота снеговой линии 
Б) Зона сплошного распространения 
В) Уклон и падение 
Г) Сточные и бессточные Д) Артезианский бассейн 
Е) Избыточное увлажнение ,торф 
     
?1 
?2 
?4 
1.Станция Разминка. 2вариант  
Внутренние воды 
?6 
?5 
?3 
     
     
     
     
     
     
     
Внутренние воды 1вар. 
6 многолетняя мерзлота 
Б) зона сплошного распространения 
1 реки 
В) уклон и падение 
2 озера 
Г) сточные и бессточные 
5 подземные воды 
4 ледники 
Д)Артезианский бассейн 
А) высота снеговой линии 
 
3 болота 
Е) избыточное увлажнение, торф 
 
     
4ледники 
Внутренние воды (2 вар). 
1реки 
5 подземные 
воды 
3болота 
6 многолетняя 
 мерзлота 
2озера 
     
Ключ (тест) 
Ответы: 
1 вариант: 1Б ; 2Б ; 3В ; 4Б ; 5Б. 
 
 
Ответы: 
2 вариант: 1Б ; 2В ; 3А ; 4Б ; 5А,Г. 
     
2.Станция Терминологическая 
 
- 1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке. 
- 2.  падение реки - превышение истока реки над устьем. 
- 3.наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности. 
- 4.сель – грязекаменные потоки. 
- 5.  межень – низкий уровень воды в реке. 
- 6.  исток-место , где река берёт своё начало 
- 7 . водные ресурсы - воды суши, пригодные для хозяйственного использования. 
- 8.многолетняя мерзлота –слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет. 
- 9.болото – переувлажненный участок местности 
- 10.  снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед. 
 
3.Станция Картографическая 
     
Третий лишний 
 
1.Баренцево, Карское, Охотское. 
2.Балтийское, Черное, Каспийское. 
3.Ладожское, Онежское, Байкал. 
4.Обь, Енисей, Волга. 
5.Рыбинское,Куйбышевское, Братское. 
6.Лена, Индигирка, Волга. 
7.Амур, Печора, Чудское. 
     
« Суша и вода»  
 Объекты суши- руки вверх 
 Водные объекты- приседание 
Западно-Сибирская Урал 
Енисей Камчатка 
Онежское Амур 
Верхоянский Алтай 
  
     
5.Станция Познавательная . 
     
6.Станция Поэтическая 
     
 
7.Станция математическая 
1)  вариант 
 Река Ангара. Уровень воды в озере Байкал – 456м, высота места впадения реки в Енисей – 76м, длина реки – 1826км. 
(Падение :456м – 76м = 380м или 38000см ; 
  Уклон: 38000см : 1826км = 20,8см/км ). 
2 )  вариант 
 Река Нева. Уровень воды в Ладожском озере – 4м, Финского залива – 0м, длина реки – 74км. 
  ( Падение: 4м - 0м = 4м или 400см ;   
  Уклон: 400см : 74км = 5,4 см/км ). 
  
     
8.Станция Итоговая ( Кол-во баллов, оценка) 
- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!» 
  
 Антуан де Сент-Экзюпери 
     
Домашнее задание по выбору:   
1)Составить кроссворд по изученной теме. 
2)Сочинение из 10-15 предложений о любом понравившемся водном объекте изученной темы. 
 
    