Тема: "Машиностроение мира".
  
 
  Цели: Сформировать представление о развитии машиностроения в мире,
  главных центров машиностроения. О его влиянии на окружающую
  среду.
  
 
  Задачи: 1. На основе анализа карт, таблиц и схем изучить факторы разме-
  щения и особенности географии данной отрасли мирового хо-
  зяйства.
  2. Развивать умение работать с таблицами, схемами, диаграмма-
  ми.
  3. Воспитывать чувство гордости, патриотизма к своей стране.
  
 
  Оборудование: таблицы, схемы, атласы, значки разного цвета, логоти-
  пы автомобильных компаний и бытовой техники, муль-
  тимедийная установка.
  
 
  Тип урока: Изучение нового материала.
  
 
  План урока:
  
 
  I. Организационный момент.
  II. Изучение нового материала.
  1. Значение машиностроения в экономике стран и история его развития.
  2. Деление отраслей машиностроения на "металлоёмкие", "наукоёмкие",
  "трудоёмкие".
  3. Факторы размещения машиностроения.
  4. Деление отраслей машиностроения по времени возникновения.
  5. Страны - лидеры в машиностроении.
  6. Уровни развития машиностроения.
  III. Закрепление.
  IV. Рефлексия.
  Ход урока:
  
 
  I. Организационный момент:  
  Сообщение темы урока.
  
  
 
  - 1 -
  
 
  
 
  
 
  Учитель: Посмотрите вокруг. Нас всюду окружает продукция одной
  из ведущих отраслей промышленности. Это и бытовая тех-
  ника, и автомобили, компьютеры, и телефоны и многое,  
  
  многое другое. Какая же отрасль даёт нам всё это?
  Правильно, машиностроение. И так, тема нашего урока
  "Машиностроение мира".
  А что же мы с вами сегодня должны будем узнать об  
  этой отрасли?  
  
 
  Учащиеся: Совместно с учителем ставят цели урока.
  
  
 
  II. Изучение нового материала.
  
 
  
 
  
 
  Учитель: У вас на столах есть план нашего урока. И начнём мы урок
  с определения "Машиностроительный комплекс"
  
 
  Учащиеся: Дают определение машиностроению.
  
 
  Учитель: Машиностроение, как отрасль возникла 200 лет назад во  
  время промышленной революции в Англии и прошло дли-
  тельный путь развития. Давайте вспомним, как всё начина-
  лось и совершим исторический экскурс в историю развития
  машиностроения. А поможет нам в этом I группа, которая
  приготовила историческую справку по истории развития
  машиностроения в зарубежном мире. Дадим им слово.
  
 
  Выступление I группы: Показывают и комментируют слайды по
  истории развития машиностроения в зарубежном мире.
  
 
  Учитель: Спасибо. А теперь давайте посмотрим как шло развитие
  машиностроения в нашей стране. Мы дадим слово  
  II группе. Пожалуйста, вам слово.  
  
  
 
  - 2 -
  
  Учитель:
  
 
  Посмотрите, сколько было сделано открытий в нашей
  стране от самых первых, простых, до изобретения косми-
  ческих аппаратов. Спасибо за работу.
  Нужно отметить, что машиностроение - наиболее дина-
  мичная отрасль промышленности, которая отражает уро-
  вень развития страны. Оно является "авангардной" отрас-
  лью промышленности.  
  
  
 
  2. Деление отраслей машиностроения на
  "металлоёмкие", "наукоёмкие", "тру-
  доёмкие.
  Учитель:
  Как вы помните, машиностроение состоит из множест-
  ва подотраслей, но все их можно разделить на "металлоём-
  кие", "наукоёмкие" и "трудоёмкие". Давайте вспомним из
  курса 9 класса, какие отрасли называются "металлоёмки-
  ми", "наукоёмкими", и "трудоёмкими".  
  
  Учащиеся: Дают определение "металлоёмким", "наукоёмким" и "тру-
  доёмким" отраслям.  
  
 
  Учитель: А теперь давайте выполним первое задание, которое есть у
  вас на листочках, а у меня на слайде.
  
 
  Учащиеся: Выполняют задание.
  
 
  Учитель: И так, что у нас получилось?  
  
 
  Учащиеся: Объясняют как они распределили отрасли и комментиру-
  ют почему именно так.
  
 
  Учитель: Хорошо. А теперь давайте проверим правильность ваших
  ответов. ( демонстрация слайда для проверки). Так у вас
  получилось? Молодцы!
  
  
 
  
 
  - 3 -
  
 
  
 
  
 
  3. Факторы размещения машиностроения.
  
 
  Учитель: Скажите, можно ли на севере Канады разместить завод по
  производству самолётов? Нет. А почему? Что нужно учи-
  тывать? Правильно, факторы размещения. А давайте вспом-
  ним, что такое факторы размещения отраслей.
  
  Учащиеся:  Дают определение "факторы размещения".
  
 
  Учитель: Хорошо. А теперь, давайте посмотрим, какие факторы оказа-
  ли влияние на размещение следующих отраслей машиностро-
  ения. Выполним задание № 2. (задание на слайде № 2).
  
 
  Учащиеся: Выполняют задание.
  
 
  Учитель: Давайте проверим, что у нас получилось.
  
 
  Учащиеся: Комментируют выполненные задания.
  
 
  Учитель: А теперь сверим, так ли у нас получилось? Молодцы! А скажи-
  те, какой фактор в последние годы становится значимым? По-
  чему?  
  Верно, в эпоху НТР возрастает роль трудового фактора
  (наличие не только квалифицированных ресурсов, но также и
  рабочих рук); благоприятного положения, научный фактор.
  
 
  4. Деление отраслей машиностроения по времени
  возникновения.
  
  Учитель: Посмотрите, со сколькими отраслями мы с вами поработали.  
  Но все они появились в разное время. Давайте вспомним, как  
  делятся отрасли машиностроения по времени возникновения.  
  Мы с вами выполним задание № 3. (слайд № 3).
  
  
 
  Учащиеся: Выполняют задание № 3  
  
 
  - 4 -
  
  -Мы с вами выполним задание № 3. возникновения.аботали.-
  
  00000000000000000000000000000000000000000000000000 
  
  Учитель: И так, какие же отрасли вы отнесли к старым отраслям? Хо-
  рошо! А какие к новым? Молодцы!  
  Теперь давайте проверим правильность нашей работы.
  ( слайд с проверкой задания № 3).
  Скажите, роль какого фактора в последнее время уменьша-
  ется? Почему?
  
 
  Учащиеся: Роль сырьевого фактора уменьшается, т.к. металл частично
  заменяется пластмассами и другими материалами.
  
 
  Учитель: А какие отрасли растут наиболее быстрыми темпами?
  
 
  
 
  Учащиеся: Старые отрасли находятся в упадке, либо стабилизируются.
  новые - обнаруживают некоторый рост. Новейшие отрасли
  растут быстрыми темпами.
  
 
  5. Страны - лидеры в машиностроении.
  
 
  Учитель: А как вы думаете, все ли страны производят одинаковые объё-
  мы продукции машиностроения? Нет, конечно!  
  Давайте мы с вами постараемся выделить лидеров в различ-
  ных отраслях машиностроения. Для работы, мы разобьёмся на  
  на пары. 1-я пара- займётся лидерами в станкостроении, 2-я па-
  ра - военно-промышленная электроника, 3-я пара - бытовая эле-
  ктроника, 4-я пара - судостроение, 5-я пара - авиастроение, 6-я
  пара - ж/д машиностроение, 7-я пара - автомобилестроение. Вы
  можете использовать дополнительную литературу, которая у  
  вас на столах. После подготовки, каждая пара покажет на карте
  выявленных лидеров и прикрепит соответствующий значок. У
  вас на столах лежат листочки с условными знаками и значки.
  
 
  Учащиеся: Выявляют лидеров. Отчёт пар. Остальные наносят на контур-
  ную карту лидеров, которых показывают пары (можно бук-
  вами).
  
 
  Учитель: И так, давайте начнём. Пожалуйста, 1-я пара.  
  
  - 5 -
  
  
 
  Учитель:
  
 
  III группа готовила доклады о некоторых крупнейших ко
  цернах машиностроения. Давайте дадим им слово. Спасибо.  
  Молодцы! Ваши доклады мы вложим в папку, которую начали
  с вами собирать с 10 класса "Отраслевая география мира".
  А теперь, посмотрите, пожалуйста, на логотипы автомоби-
  лей, и скажите, какие из них вы видели в нашем городе и отку-
  да они родом. Молодцы!  
  А какие зарубежные фирмы работают у нас в России? А в
  нашей области? Хорошо!
  А какие крупные российские концерны вы знаете и где  
  они расположены?
  Конечно российский автопром пока не-
  конкурентноспособный, но улучшения уже наметились. Зато
  нашей военной технике нет аналогов в мире!
  
 
  6. Уровни развития машиностроения.
  
 
  Учитель: Посмотрите на карту машиностроения в атласе. Что показано
  цветовой гаммой? Правильно. По уровню машиностроения
  весь мир можно разделить на несколько регионов: Северная
  Америка, Европа, Азия, Африка, Южная Америка, СНГ.
  Давайте попробуем дать характеристику каждому региону.
  Мы поработаем в группах. I-я группа - характеризует Северную
  Америку, II-я группа - Европу; III-я группа - Азию; IV-я группа-
  СНГ; V-я группа - Латинскую Америку.
  
  
 
  Учащиеся: Выполняют задание. Отчёт групп.  
  
  
  III. Закрепление.
  
 
  
 
  Учитель: И так, какой вывод мы можем сделать, изучив сегодняшний ма-
  териал?
  
 
  
 
  
 
  - 6 -
  Учащиеся: Машиностроение всё больше становится наукоёмкой и тру-
  доёмкой отраслью хозяйства. Разные регионы имеют раз-
  ный уровень развития машиностроения. Продукция маши-
  ностроения становится разнообразнее.  
  
  Учитель: Молодцы! А вот о разнообразии одной из ведущих отраслей
  машиностроения IV группа подготовила серию слайдов,
  которые назвала "Дорога от прошлого до настоящего". Вам
  слово.
  
 
  
 
  
 
  IV. Рефлексия.
  
 
  
 
  Учитель: 1. Что в работа на сегодняшнем уроке вам понравилась?
  2. Что вызвало затруднения?
  3. Какие знания полученные сегодня на уроке вам могут при-
  годиться?  
  
 
  IV. Задание на дом.
  Подготовка к конференции. Быть готовым всем группам.
  
 
  V. Выставление оценок.
  Выставляются группам за работу. Оценки обсуждаются.
  
  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
  
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  - 7 -