Конспект урока географии "Южная Америка. ГП и исследование материка". 7-й класс 
 Цели урока:  
  -  Продолжить формирование у учащихся умения определять ГП объекта, отработать его на примере Южной Америки; 
-  Описывать ГП Ю.Америки; 
-  Объяснять особенности природы континента. 
-  Познакомить учащихся с историей открытия и исследования Ю. Америки с наиболее значительными экспедициями, с выдающимися русскими исследователями Ю. Америки. 
 Тип урока: изучения нового материала
  Оборудование: физическая карта, презентация, атласы, учебник.
  Ход урока  
  -  Организационный момент. Добрый день, я приветствую вас ребята.  
-  Целеполагание. Географы называют этот материк материком природных рекордов. Именно здесь находятся: самый высокий водопад мира – Анхель (1054 м); самая полноводная река – Амазонка, обитает самая длинная змея Анаконда (длина – 11 м, вес - до 230 кг); самые большие бабочки и самые маленькие птички-колибри. И этот перечень можно продолжать.Ребята как вы думаете с каким материком мы с вами сегодня на уроке познакомимся? Юж. Америка. 
-  Изучение нового материала. И так мы переходим к изучению очередного южного материка. Давайте вспомним с какими южными материками мы с вами уже познакомились?  
 Что же у них общего? Они произошли от одного древнего материка который называется Гондвана. 135 млн. лет назад. Географы сравнивают юж. Ам. с гроздью винограда. Вместе с Северной Америкой образует часть света. Эти два материка соединены длинным и не широким Панамским перешейком.
  Итак, тема урока: “Южная Америка. ГП. История открытия и исследования”. Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (Задачи на доске). Для того, чтобы решить задачи, поставленные перед нами, мы должны хорошо поработать.
  Относительно экватора большая часть материка лежит в южном полушарии, относительно нулевого меридиана материк лежит в западном полушарии.
  Протяженность с севера на юг по 70 зд - 66 x 111 км=7326 км.
  Протяженность с запада на восток по 10 юш - 42x109,6=4603,2 км.
  Крайняя северная точка мыс Гальинас 12 сш 72 зд.
  Крайняя южная точка мыс Фроуард 54 юш 71 зд (островная мыс Горн 56 юш 68 зд). 
  Крайняя западная точка мыс Париньяс 5 юш 82 зд.
  Крайняя восточная точка мыс Кабу-Бранку 7 юш 34 зд.
  Используя карты атласа, давайте сравним ГП Южной Америки и Африки:
  а) Южную Америку также как и Африку пересекает экватор с той лишь разницей, что Африку почти посредине, а Южную Америку – в северной части. Из этого следует, что Южная Америка большей своей частью расположена в южном полушарии, а ее меньшая часть расположена в северном полушарии;
  б) Южная Америка, так же как и Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом климатических поясах. 
  в) начальный меридиан пересекает Африку в западной части, следовательно, она расположена в западном и восточном полушариях. В отличие от Африки, Южная Америка полностью расположена в западном полушарии, поскольку лежит на западе от нулевого меридиана.
  г) Атлантический океан омывает (какие?) восточные берега Южной Америки и (какие?) западные берега Африки. С запада Южную Америку омывают воды Тихого океана.
  д) Южная Америка ближе всего расположена к материку Северная Америка. Эти материки соединены между собой Панамским каналом. От других материков: Антарктиды – проливом Дрейка.
  4. Самостоятельная работа с учебником:
       | Дата | Исследователь | Результаты исследования | 
  | 1799-1804 гг. | А.Гумбольт | Ориноко, Льянос, Анды | 
  | 1826-1828 гг. | Г.Лангсдорф | Природа и коренное население Бразильского плоскогорья | 
  | 1923-1933 гг. | Н.Вавилов | Два очага культурных растений – Центр-Американский и Андинский.  | 
 
   Значение истории открытия и исследования
  а) Открытие новых, неизвестных земель - “Нового Света”;
  б) Колонизация земель Испанией и Португалией.
  в) Открытие культурных растений, которые сегодня выращивают во многих странах мира: кукуруза, картофель, арахис, тыква, томаты, фасоль, табак.