География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук.
  Законы размещения.
  Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
  Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.
  Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
  Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
  Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты).
  Формы государственного устройства и правления.
  Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
  Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.
  Международные политические организации. ООН.
  Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.
  Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.
  Типы стран современного мира.
  Анаморфированное картографическое изображение.
  Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
  География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
  Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.
  Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
  Практические работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться обучающимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.
       | № | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | 
  | РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (13 ч) | 
  | Тема 1. География как наука | 
  |    | География в системе наук о природе и обществе | 03.09-07.09 | 
 | 
  |    | Возможности, которые дает география для жизни и работы | 03.09-07.09 | 
 | 
  |    | Пространство – объект изучения географии | 03.09-07.09 | 
 | 
  |    | Концепция географического положения | 10.09-14.09 | 
 | 
  |    | Практическая работа № 1: «Выбор места для строительства города». | 10.09-14.09 | 
 | 
  |    | Конференция «Географическое положение и местоположение моего города» | 10.09-14.09 | 
 | 
  | Тема 2. Методы географических исследований | 
  |    | Методы географических исследований | 17.09-21.09 | 
 | 
  |    | Модели в географии | 17.09-21.09 | 
 | 
  |    | Модель Тюнена | 17.09-21.09 | 
 | 
  |    | Входной контроль | 24.09-28.09 | 
 | 
  |    | Новейшие методы географических исследований (космический мониторинг Земли) | 24.09-28.09 | 
 | 
  |    | Урок обобщения по разделу 1 | 24.09-28.09 | 
 | 
  |    | Зачет по разделу 1 | 01.10-05.10 | 
 | 
  | РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА: ГОСУДАРСТВА И ГРАНИЦЫ (33 ч) | 
  | Тема 1. Объекты политической карты мира | 
  |    | Объекты политической карты мира.   | 01.10-05.10 | 
 | 
  |    | Каковы основные черты независимых государств? | 01.10-05.10 | 
 | 
  |    | Какие формы государственного правления имеют независимые государства? | 08.10-12.10 | 
 | 
  |    | Практическая работа № 2: «Государственный строй стран мира». | 08.10-12.10 | 
 | 
  |    | «Круглый стол». Самопровозглашенные государства. | 08.10-12.10 | 
 | 
  |    | «Круглый стол». Имеют ли право на самоопределение самопровозглашенные государства? | 15.10-19.10 | 
 | 
  |    | Что такое международные территории и каков их статус? | 15.10-19.10 | 
 | 
  |    | Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? | 15.10-19.10 | 
 | 
  |    | Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? | 22.10-26.10 | 
 | 
  |    | Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? | 22.10-26.10 | 
 | 
  |    | Миротворческие миссии ООН | 22.10-26.10 | 
 | 
  |    | Обобщающее повторение по теме «Объекты политической карты мира» | 06.11-09.11 | 
 | 
  |    | Участие России в международной интеграции | 06.11-09.11 | 
 | 
  |    | Тестирование по теме «Объекты политической карты мира» | 06.11-09.11 | 
 | 
  | Тема 2. Территория и границы государств | 
  |    | Территория и границы государств | 12.11-16.11 | 
 | 
  |    | Причины территориальных споров между государствами | 12.11-16.11 | 
 | 
  |    | Естественные рубежи как государственные границы Практическая работа № 3. | 12.11-16.11 | 
 | 
  | Тема 3. Формирование политической карты регионов мира | 
  |    | Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира?   | 19.11-23.11 | 
 | 
  |    | Как формировалась политическая карта Европы? | 19.11-23.11 | 
 | 
  |    | Интеграция в Европе | 19.11-23.11 | 
 | 
  |    | Сепаратизм в Европе | 26.11-30.11 | 
 | 
  |    | Как формировалась политическая карта Азии? | 26.11-30.11 | 
 | 
  |    | Основные современные политические проблемы Азии | 26.11-30.11 | 
 | 
  |    | Как формировалась политическая карта Африки? | 03.12-07.12 | 
 | 
  |    | Как формировалась политическая карта Америки? | 03.12-07.12 | 
 | 
  |    | Как формировалась политическая карта Океании? | 03.12-07.12 | 
 | 
  | Тема 4. Политическая география и геополитика | 
  |    | Политическая география и геополитика.   | 10.12-14.12 | 
 | 
  |    | Геополитические теории и модели мира | 10.12-14.12 | 
 | 
  |    | Практическая работа № 4: « Определение политико-географического положения страны по выбору». | 10.12-14.12 | 
 | 
  |    | Практическая работа № 5: «Геополитическое положение РФ». | 17.12-21.12 | 
 | 
  |    | Обобщение знаний по разделу «Политическая карта мира: государства и границы» | 17.12-21.12 | 
 | 
  |    | Обобщение знаний по разделу «Политическая карта мира: государства и границы» | 17.12-21.12 | 
 | 
  |    | Итоговый контроль за I полугодие | 24.12-28.12 | 
 | 
  | РАЗДЕЛ 3. БОГАТСТВА И БЕДНОСТЬ: ТИПЫ СТРАН (26 ч) | 
  | Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира | 
  |    | Как оценить уровень развития и тип страны? | 24.12-28.12 | 
 | 
  |    | ВВП и ВНД как главные индикаторы уровня развития страны | 24.12-28.12 | 
 | 
  |    | Отраслевая структура ВВП. | 14.01-18.01 | 
 | 
  |    | Где и почему расположены богатые и бедные страны мира? | 14.01-18.01 | 
 | 
  |    | Региональное распределение «богатства» и «бедности» | 14.01-18.01 | 
 | 
  |    | Всемирный банк: классификация стран по уровню ВНД на душу населения | 21.01-25.01 | 
 | 
  |    | Всемирный банк: государства и территории с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой | 21.01-25.01 | 
 | 
  |    | Чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем доходов? Практическая работа № 6. | 21.01-25.01 | 
 | 
  |    | Конференция: «Страны и территории с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой» | 28.01-01.02 | 
 | 
  |    | Конференция: «Страны и территории с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой» | 28.01-01.02 | 
 | 
  |    | Как самому составить многопризнаковую классификацию стран | 28.01-01.02 | 
 | 
  |    | Рекомендации по составлению характеристик выделенных типов стран | 04.02-08.02 | 
 | 
  |    | Проект. Многопризнаковая классификация стран региона (по выбору) | 04.02-08.02 | 
 | 
  | Тема 2. Типы стран современного мира | 
  |    | Географические закономерности в размещении более развитых и менее развитых стран | 04.02-08.02 | 
 | 
  |    | Какую роль играют в мировой экономике страны разных социально-экономических типов? | 11.02-15.02 | 
 | 
  |    | Классификация развивающихся стран по географическому положению: развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю | 11.02-15.02 | 
 | 
  |    | Классификация развивающихся стран по географическому положению: малые островные и прибрежные развивающиеся страны | 11.02-15.02 | 
 | 
  |    | Наименее развитые страны (сбор фактов) | 18.02-22.02 | 
 | 
  |    | Наименее развитые страны (анализ) | 18.02-22.02 | 
 | 
  |    | Географическая типология стран мира | 18.02-22.02 | 
 | 
  |    | Конференция «Типы стран современного мира» | 25.02-01.03 | 
 | 
  |    | Как формируется территориальная структура колониальной экономики | 25.02-01.03 | 
 | 
  |    | Составление модели колониальной структуры экономики | 25.02-01.03 | 
 | 
  |    | Составление модели формирования колониальной структуры экономики | 04.03-08.03 | 
 | 
  |    | Типы стран современного мира (обобщающий урок) | 04.03-08.03 | 
 | 
  |    | Типы стран современного мира (обобщающий урок) | 04.03-08.03 | 
 | 
  | РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА (30 ч) | 
  | Тема 1. Размещение населения | 
  |    | Где и когда появились люди на Земле? | 11.03-15.03 | 
 | 
  |    | Как узнать точное число жителей страны? | 11.03-15.03 | 
 | 
  |    | Анализ изменения численности населения по типам стран.   | 11.03-15.03 | 
 | 
  |    | Какие факторы определяют расселение людей? | 18.03-22.03 | 
 | 
  |    | Анализ районов с низкой плотностью населения. Практическая работа № 7. | 18.03-22.03 | 
 | 
  |    | Конференция. Природные, политические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их влияние на размещение населения | 18.03-22.03 | 
 | 
  |    | Почему люди переезжают из одной страны в другую?   | 01.04-05.04 | 
 | 
  |    | Какие существуют различия по демографическим показателям между регионами мира?   | 01.04-05.04 | 
 | 
  |    | Графическое представление демографических показателей | 01.04-05.04 | 
 | 
  |    | Демографические пирамиды. Практическая работа №8. | 08.04-12.04 | 
 | 
  |    | Как изменялась численность населения регионов мира? | 08.04-12.04 | 
 | 
  |    | Основные теории динамики численности населения мира | 08.04-12.04 | 
 | 
  |    | Как государство регулирует число своих граждан? 
 | 15.04-19.04 | 
 | 
  |    | Практическая работа № 9: «Региональные и отраслевые различия в структуре занятости населения». | 15.04-19.04 | 
 | 
  |    | Итоговый урок по теме «Размещение населения». 
 | 15.04-19.04 | 
 | 
  | Тема 2. Культурные районы мира | 
  |    | Что такое культура и из каких элементов она состоит? Этносы как главные носители культуры | 22.04-26.04 | 
 | 
  |    | Этнический состав населения стран мира | 22.04-26.04 | 
 | 
  |    | Этнический состав населения стран мира | 22.04-26.04 | 
 | 
  |    | Конференция. Русский этнос в свете теории этногенеза | 29.04-03.05 | 
 | 
  |    | Как формируются языки и как они влияют на этносы и государства? | 29.04-03.05 | 
 | 
  |    | Проект. «Национальный состав населения Ростовской области» | 29.04-03.05 | 
 | 
  |    | География религий | 06.05-10.05 | 
 | 
  |    | Религиозный состав населения мира | 06.05-10.05 | 
 | 
  |    | Итоговое тестирование | 06.05-10.05 | 
 | 
  |    | Как влияют религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира? | 13.05-17.05 | 
 | 
  |    | Святые места Московской области как фактор развития туризма | 13.05-17.05 | 
 | 
  |    | Как разделить мир на историко-культурные области? | 13.05-17.05 | 
 | 
  |    | Проект. Историко-культурные области мира (работа с источниками информации) | 20.05-24.05 | 
 | 
  |    | Проект. Историко-культурные области мира (выступления с сообщениями) | 20.05-24.05 | 
 | 
  |    | Итоговый урок по теме «Население и культура» | 20.05-24.05 | 
 |