«СОГЛАСОВАНО»                                                                «УТВЕРЖДАЮ»                      
  Зам. директора по УВР                                                         Директор школы                              
              ___________ Савченко Е.Н.                                             __________    Меловатский А.Н.                                                                                                                                
       Данная рабочая программа по географии для 9 класса   « Население и хозяйство России » разработана на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений. 6-10 классы / сост. С.В. Курчина.- М.: « Дрофа», 2011 г., с учётом Федерального Государственного стандарта, соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся. Она позволяет сформировать у обучающихся достаточно широкое представление о географической картине мира.
  Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
     Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
  Распределение часов по разделам и темам является примерным.
  всего 68 часов; в неделю 2 час.
  Оценочных практических работ     – 12.
       Практические работы предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала, что нацеливает учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным   и словесным. Практические работы оцениваются выборочно по усмотрению учителя.                                                                                                                                                                                                                                                         
  9 класс –   « Население и хозяйство России » В.П. Дронов, В.Я. Ром, М. Дрофа – 2011г.
     Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
       Изучение отдельных тем направлено на использование материалов газет и журналов, радио и телевидения, энциклопедий, справочников, словарей, что способствует расширению кругозора детей, развитию их общей культуры и географического мышления.
       В ходе реализации программы предполагается дать возможность каждому ребёнку высказывать свои предположения по разным вопросам, обосновывать собственные проекты, прогнозировать пути дальнейшего развития, делать доклады, рефераты и так далее.
  Программа предполагает использование активных форм и методов работы с учащимися: лекции, защита реферата, зачёты и контрольные работы, предметные олимпиады.
 № 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.
 № 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.
 № 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.
 № 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.
 № 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
 № 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.
 № 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.
 № 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.
 № 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.
 № 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.
 № 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.
 №12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.
           1.Наумова А.С. От урока к экзамену. Сборник задач, Москва, «Просвещение», 2010  
           2. Петрова Н.Н. Тесты География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 2010 г      
           3. Атлас. «География России. Население и хозяйство» ,«Дрофа», 2010 г  
           1. За страницами учебника географии. Москва, «Просвещение», 2010
           2. Справочник «Страны мира». Москва, «Просвещение», 2010
                                   |  № п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Вводимые понятия | Практические и лабораторные работы | Задание на дом | Примечание | 
  | План   | Факт   | 
  |   | Тема: «Место России в мире». | 
  | 1 |   |   | Что изучает экономическая и социальная география России. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Социально- экономическая география |   | С.3 |   | 
  | 2 |   |   | Российская Федерация. Место России в мире. | комбинированный | ВВП, муниципальные образования. |   | § 1 , таблица , вопросы 2-4 с. 9 |   | 
  | 3 |   |   | Географическое положение России. | комбинированный | Микроположение, мезоположение, макроположение, геополитическое положение. |        Пр.р № 1 «Обозначение на контурной карте государственных границ РФ, соседних государств». | § 2 вопросы 1-4 с. 12 |   | 
  | 4 |   |   | Экономико и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. | комбинированный | Импорт, экспорт. |   | § 3, задания 2-4 с.15 |   | 
  | 5 |   |   | Государственная территория России. | комбинированный | Государственная территория |   | § 4 подготовиться кзачёту |   | 
  | 6 |   |   | Зачёт по теме «Место России в мире» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний |   |   | Повторить термины |   | 
  | Тема: «Население России». | 
  | 7 |   |   | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |   |   | §5 , задания 1-3 с.25 |   | 
  | 8 |   |   | Численность населения и воспроизводство населения. |   | Естественное движение населения |   | § 6 ,термины§,   задания 1-3 ,с.28   |   | 
  | 9 |   |   | Национальный и языковый состав населения России.   | комбинированный | Языковые семьи, титульный народ. |   | § 7 , Задания 1,3 с.32 ,подготовить сообщение     « Народы России ,их культура» |   | 
  | 10 |   |   | Народы России. Культура, религия и быт. | комбинированный | Народ ,культура , религия. |   | § 7 ,записи в тетради. |   | 
  | 11 |   |   | Миграции населения. | комбинированный | Внешние и внутренние миграции . механический прирост. |   | § 8, Термины , вопросы 1-4 с.37 |   | 
  | 12 |   |   | Урбанизация в России. Города России.   | комбинированный | Урбанизация, город , агломерации.   |   | § 9 , вопросы 1-3 с. 43 , на к/к обозначить города –миллионеры. |   | 
  | 13 |   |   | Расселение. | комбинированный | Зоны расселения, зона Севера. |   | § 9 с. 39-43. |   | 
  | 14 |   |   | Трудовые ресурсы и занятость населения России.   | комбинированный | Трудовые ресурсы, экономически активное население, Рынок труда , безработица |   | Записи в тетради , подготовиться к зачёту. |   | 
  | 15 |   |   | Зачёт по теме               « Население России». | комбинированный |   |   | Повторить термины. |   | 
  | Тема: «Географические особенности экономики России». | 
  | 16 |   |   | География основных типов экономики на территории России.   | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Функциональные структуры, производственная и непроизводственная сфера |   | § 10 вопросы1-3 с.51 |   | 
  | 17 |   |   | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.   | комбинированный | Природные ресурсы , возобновимые и невозобновимые. |   | § 11 ,задания 1-2 с. 52. |   | 
  | 18 |   |   | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | комбинированный | Постиндустриальная стадия ,полупериферия. |   | § 12 , задания 1-2 с.56 |   | 
  | Тема: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география». | 
  | 19 |   |   | Научный комплекс. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Межотраслевые комплексы,технополисы. |   | § 13, вопросы 1-3, 4 с.63. |   | 
  | 20 |   |   | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | комбинированный | отрасль |   | § 14 ,задания 1-3 с.65. |   | 
  | 21 |   |   | Факторы размещения машиностроения.   | комбинированный | Факторы, конверсия , специализация , кооперирование. монополизация производства. | Пр.р.№2«Определение по картам размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения». | § 15 , термины, вопросы1-2.                         |   | 
  | 22 |   |   | География машиностроения. | комбинированный | Факторы размещения |   | § 16, задания 1-2 с.72 |   | 
  | 23 |   |   | Военно-промышленный комплекс. | комбинированный | ВПК, оборонное призводство. |   | § 17 ,задания1-3,5 с.78 |   | 
  | 24 |   |   | Состав и значение ТЭК. | комбинированный | ТЭК, топливно-энергетический баланс. |   | § 18 , задания 1-3 с.80 |   | 
  | 25 |   |   | Топливная промышленность . | комбинированный | Базы , единая газопроводная система, бассейны: Кузнецкий ,Канско-Ачинский, Печёрский. | Пр.р. «Составление характеристики одного из угольных бассейнов России». | § 19 , вопросы1-3 с. 89. |   | 
  | 26 |   |   | Электроэнергетика. | комбинированный | ГЭС, ТЭС , АЭС. |   | § 20 ,вопросы 1-3 с.95 |   | 
  | 27 |   |   | Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества. Металлургический комплекс. | комбинированный | Конструкционные материалы. |   | § 21 ,22 ,задания 1-2 с.99. |   | 
  | 28 |   |   | Чёрная металлургия | комбинированный | Комбинаты, комбинирование |   | § 23 ,задания 1-2 с.103 |   | 
  | 29 |   |   | Цветная металлургия. | комбинированный | Металлургические базы: Уральская , Центральная ,Сибирская. | Пр. р.№4 «Составление характеристики одной из металлургических баз России». | § 24 ,задания 1-2 с.105 |   | 
  | 30 |   |   | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.   | комбинированный | Химизация , базы: Северо- Европейская, Урало- Поволжская , Центральная , Сибирская. |   | § 25 ,26 , задания 1-3 с 112. |   | 
  | 31 |   |   | Лесная промышленность. | комбинированный | Деревообработка, лесохимия , целлюлозно- бумажное производство. |   | § 27 , задания1-2 с. 112.   |   | 
  | 32 |   |   | АПК, состав       и                          значение. | комбинированный | АПК |   | § 28,термины, вопросы !-2 с. 121 |   | 
  | 33 |   |   | Земледелие       и         животноводство.   | комбинированный | Полеводство, животноводство, овцеводство ,коневодство. |  Пр.р.№ 5                       « Определение районов выращивания зерновых и технических культур». | § 29, задания 1-2 с. 125 |   | 
  | 34 |   |   | Пищевая и лёгкая промышленность. | комбинированный | Пищевая, лёгкая, текстильная промышленность |   | § 30 , вопросы 1-4 ,таблица 30 |   | 
  | 35 |   |   | Состав и значение инфраструктурного комплекса. | комбинированный | Инфраструктура, коммуникационная система, грузооборот, транспортные узлы. |   | § 31, термины , задания 1-3. |   | 
  | 36 |   |   | Сухопутный транспорт. | комбинированный | пассажирооборот |   | § 32, задания 1-3 с.141. |   | 
  | 37 |   |   | Водный и другие виды транспорта. | комбинированный | Балтийский бассейн, Черноморский бассейн, Тихоокеанский бассейн |   | §33, вопросы 1-3, с.149 |   | 
  | 38 |   |   | Связь.Сфера обслуживания. | комбинированный | Связь, сфера обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационное хозяйство. |   | § 34 , задания 1-3 с.154, подготовиться к зачёту |   | 
  | 39 |   |   | Зачёт по теме « География отраслей и межотраслевых комплексов.» | Урок контроля , оценки и коррекции знаний |   |   | Повторить термины. |   | 
  | Тема: «Хозяйственные районы России». | 
  | 40 |   |   | Экономическое районирование России.   | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Районирование, экономические районы, технопарк, технополис. |   | §35, вопросы 1-4 с. 162. |   | 
  | 41 |   |   | Западный макрорегион. Общая характеристика.   | комбинированный | Макрорегионы,:Западный и Восточный. |   | § 36 , вопросы 1-2 с.164. |   | 
  | 42 |   |   | Центральная Россия: состав, географическое положение. Общие проблемы. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. |   | §37 , подготовить сообщение . |   | 
  | 43 |   |   | Население и главные черты хозяйства Центральной России. | комбинированный | Специализация, регион |   | §38 , задание 1-2 с.172 .подготовить сообщение о Москве. |   | 
  | 44 |   |   | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. | комбинированный | Столичный регион. |   | § 39 , задание 2. |   | 
  | 45 |   |   | Географические особенности областей Центрального района.   | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. |   | § 40 ,Задание 1-4 с.187 |   | 
  | 46 |   |   | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.   | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. |   | § 41 , вопросы 1-2 , задание 3 с.192. |   | 
  | 47 |   |   | Северо-Западный район. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. |  Пр. р. № 6   « Сравнение географического положения и планировки двух столиц». | § 42, задание 1-3 с.200. |   | 
  | 48 |   |   | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. |   | § 43 .44 , вопросы 1-2 с.205 |   | 
  | 49 |   |   | Хозяйство Европейского Севера. | комбинированный |   |   | § 45 , задание 2 с.208. |   | 
  | 50 |   |   | Европейский Юг- Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. |   | § 46 ,47 , задание 1,3 с.212 |   | 
  | 51 |   |   | Население и хозяйство Северного Кавказа. | комбинированный | Специализация, кооперирование. |   | § 48, задание 1-3 с 215 |   | 
  | 52 |   |   | Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы. | комбинированный | Природные ресурсы, природные условия |   | §49 ,50 ,вопросы 1-3 с.218, с. Задание 1 с.220 |   | 
  | 53 |   |   | Население и хозяйство Поволжья. | комбинированный | Специализация, кооперирование. |   | § 51 , задание 1-3 с.224. |   | 
  | 54 |   |   | Урал. ГП, природные условия и ресурсы. | комбинированный | Природные условия, природные ресурсы. |   | § 52 ,53 ,задание1,3 с.232-233. |   | 
  | 55 |   |   | Население и хозяйство Урала.   | комбинированный | Специализация, кооперирование. | Пр. р. № 7 « Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем». | § 54 , вопросы и задания 1-4 с.235. |   | 
  | 56 |   |   | Восточный макрорегион. Общая характеристика. | комбинированный | Макрорегионы. |   | § 55, вопросы 1-3, с 242 |   | 
  | 57 |   |   | Западная Сибирь   | комбинированный | Специализация, кооперирование. | Пр.р.№ 8 «Экономико-географическая характеристика крупнейших территориально- производственных комплексов (ТПК) Западной Сибири». | § 57 , задание1-3 с.253 |   | 
  | 58 |   |   | Восточная Сибирь.   | комбинированный | Специализация, кооперирование. |  Пр.р .№9   « Составление характеристики промышленного узла». | § 58 , вопросы и задания 1-4 с.259 |   | 
  | 59 |   |   | Дальний Восток.   | комбинированный | Специализация, кооперирование. | Пр.р. № 10 «Объяснение размещения различных отраслей хозяйства Дальнего Востока». | § 59 ,подготовиться к зачёту. |   | 
  | 60 |   |   | Зачёт по : «Районирование России». | Урок контроля , оценки и коррекции знаний |   |   | Повторить термины |   | 
  | Тема: «Население и хозяйство Воронежской области». | 
  | 61 |   |   | ЭГП и административное деление   | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ЭГП | Пр.р. №11 «Определение географического положения своего региона». | Записи в тетради , к/карты. |   | 
  | 62 |   |   | Природные ресурсы. | комбинированный | Природные ресурсы, природные условия. |   | Записи в тетради , к/карты. |   | 
  | 63 |   |   | Население и трудовые ресурсы. | комбинированный | Трудовые ресурсы, экономически активное население. |   | Записи в тетради , к/карты. |   | 
  | 64 |   |   | Промышленность. | комбинированный | Лёгкая промышленность, тяжёлая промышленность. | Пр.р.№ 12 «Нанесение на контурную карту центров промышленности Воронежской области». | Записи в тетради , к/карты. |   | 
  | 65 |   |   | Сельское хозяйство. | комбинированный |   |   | Записи в тетради , к/карты. |   | 
  | 66 |   |   | Транспорт. | комбинированный | Железнодорожный транспорт, газопровод, нефтепровод.   |   | Записи в тетради , к/карты. |   | 
  | 67 |   |   | Экологические проблемы. | комбинированный | Экология. |   | Записи в тетради , к/карты. |   | 
  | 68 |   |   | Зачёт по теме «Население и хозяйство Воронежской области.» | Урок контроля , оценки и коррекции знаний |   |   | Записи   |   | 
  |   | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |