Зам.директора по УР: Коноплева С.Ю. Директор школы: И.Д. Шахова
  – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.  
  – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
  – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
  - объяснять роль различных источников географической информации.
  - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
  - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
  - выделять причины стихийных явлений в геосферах.
  -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
  - определять на карте местоположение географических объектов.
  - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
  - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
           | № п/п | Тема урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты или характеристика деятельности | Примечание | 
  | Предметные | Метапредметные | Личностные | 
 | 
  | Раздел V. Гидросфера – водная оболочка Земли (8 часов) | 
  | 1 | Гидросфера.   | Определяют значение географических знаний в географической современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником. Фронтальная работа с классом | Уметь рассказывать о гидросфере как сплошной и непрерывной оболочке Земли. Знать: что такое гидросфера, свойства воды, сколько воды на Земле. | Коммуникативные:   Развивать коммуникативные умения, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Определять понятие «гидросфера». Регулятивные:  Планировать свои   действия в соответствии с поставленной задачей.  Познавательные:  Анализировать роль воды на Земле на основе текста учебника и иллюстраций. | Развитие познавательных интересов,   внутренней позиции   на уровне положительного отношения к школе. | 
 | 
  | 2 | Мировой океан | Изучение океанов и их частей океана Комбинированный: объснительно-иллюстративный, эвристическая беседа | Уметь рассказывать о том, что такое Мировой океан, что такое моря. Уметь отвечать на вопрос:   «Почему свойства вод МО изменчивы?»   | Коммуникативные:   Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты Регулятивные: Различать окраинные, внутренние моря, заливы, проливы, каналы. Познавательные: Анализировать, сравнивать закономерности в распределении свойств вод Мирового океана. | Осознание ценности и значимости Мирового океана. | 
 | 
  | 3.   | Движения воды в океане. | Понимать информацию о возникновении волн, чем опасны цунами. Уметь рассказывать о том, как образуются и какими бывают океанические течения; почему на Земле бывают приливы и отливы.   Урок конструирования понятий, практикум. | Показывать по картам теплые и холодные течения, составлять схему «Виды океанических течений» | Коммуникативные: Находить информацию (в Интернете и других источниках) о явлениях цунами, мощных океанических течениях. Регулятивные:   Принимать учебную задачу и планировать свои действия Познавательные:   Сравнивать, анализировать причины возникновения волн, течений и приливов в океанах. | Показывать по картам течения и наносить их на контурную карту. | 
 | 
  | 4.   | Реки | Уметь рассказывать о частях рек; о том, как образуются пороги и водопады; как возникают и чем опасны наводнения.   Урок конструирования понятий, практикум. | Представлять и давать оценку рекам: равнинным и горным | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Регулятивные: Принимать и формулировать учебную проблему. Познавательные:   Уметь сравнивать различные по характеру течения рек. Уметь обобщать факты и явления основных причин наводнений на реках   
 
 
 
 
 | Показывать по картам равнинные и горные реки, крупные пороги и водопады. Наносить реки на контурную карту. | 
 | 
  | 5.   | Озера и болота | Представлять и давать оценку особенностей и значения разнообразия вод суши: рек, озер. Урок эвристическая беседа, частично-поисковый. | Иметь представление об озерах и болотах. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение озер и болот для человека. Регулятивные:   Принимать и формулировать учебную задачу. Познавательные: Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия. | Уметь различать озера по солености, проточности, происхождению котловин. Наносить озера и болота на контурную карту. | 
 | 
  | 6.   | Подземные воды |  Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.   Урок частично-поисковый. | Знать причины минерализации воды; что такое подземные воды и источники.   Значение подземных вод для человека. | Коммуникативные:   Уметь находить информацию в Интернете и других источники об образовании гейзеров. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия. 
   | Уметь разбираться в том, как образуются межпластовые и грунтовые воды. | 
 | 
  | 7 | Ледники и многолетняя мерзлота |  Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство.  Оледенения. Урок-практикум | Уметь рассказывать об айсбергах, как рождаются и какими бывают ледники, когда на Земле были ледниковые периоды. Значение оледенения | Коммуникативные:   Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об особенностях хозяйственной деятельности в районах с многолетней мерзлотой. Регулятивные:   Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия Познавательные:   Уметь сравнивать и анализировать факты и выявлять причины и следствия. | Прослеживать и описывать по картам положение границ максимального распространения айсбергов. | 
 | 
  | 8 | Человек и гидросфера | Уметь обобщать знания и умения по теме «Вода на Земле» Комбинированный: эвристическая беседа, урок-исследование. | Знать: почему пресной воды на Земле недостаточно? На что расходуется больше всего воды? Кто является главным загрязнителем вод? Зачем необходимы водохранилища? Какие опасности грозят Мировому океану? . | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках и обсуждать меры, направленные на сокращение потребления воды человечеством. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Сравнивать и обобщать факты   Загрязнения гидросферы Земли. 
 
 | Уметь рассуждать о причинах нехватки пресной воды на Земле.  
 | 
 | 
  | Раздел VI. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (8 часов) | 
  | 9 | Атмосфера | Объяснять особенности атмосферы Земли: размеры атмосферы, вещественный состав и строение. Комбинированный: урок конструирования теории, эвристическая беседа. | Уметь рассказывать    о том, из каких газов состоит воздух; из каких слоев состоит атмосфера. | Коммуникативные:   Уметь в процессе общения приводить доказательства утверждения «Тропосфера-кухня погоды» Регулятивные:   Уметь   планировать свои   действия. Познавательные: Уметь рассуждать о значении атмосферы для Земли. | Уметь   давать характеристику слоев атмосферы и указывать различия между ними. 
 | 
 | 
  | 10 | Температура воздуха |  Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект.   Эвристическая беседа | Знать: как нагревается воздух атмосферы, какие факторы влияют на температуру воздуха. | Коммуникативные: Выявлять   причины изменчивости температуры воздуха. Регулятивные: Формировать учебную   проблему. Познавательные: Решать практические задачи, сравнивая по картам атласа средние температуры июля и января. 
 
 
 
 
 
 
 
 |  Анализировать графики годового и суточного хода температур воздуха. | 
 | 
  | 11 | Влажность воздуха. Облака. | Образование облаков в атмосфере, их виды и значение.   Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум. | Знать, что такое влажность воздуха, как образуется туман и облака, какие бывают облака. 
 | Коммуникативные: Описывать способы образования тумана и облаков Регулятивные: Формулировать учебную задачу и планировать свои действия. Познавательные: рассчитать относительную влажность воздуха. |  Распознавать виды облаков. | 
 | 
  | 12 | Атмосферные осадки | Образование осадков в атмосфере, их виды и значение. Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа. | Знать: как образуются роса и иней; почему на Земле бывает дождь, снег и град. | Коммуникативные:   Умение общаться и взаимодействовать друг с другом Регулятивные:   Решать практические задачи по анализу диаграмм годового кол-ва осадков. Познавательные:   Рассказывать о способах отображения количества осадков на картах атласа |  
  Пользуясь картой количества осадков, выявлять особенности их распределения по земной поверхности в зависимости от географической широты. | 
 | 
  | 13 | Атмосферное давление и ветер | Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы, измеряющие его силу и направление, виды ветров в разных частях Земли. Урок разработки программы действий. | Знать как распределяется давление на Земле, почему воздух движется, как образуются ветры, что такое муссоны, бризы, фены.   
 | Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи. Познавательные: Определять и рассказывать по рис., об образовании бризов, муссонов, пассатов. | Развивать познавательные интересы по данной теме. | 
 | 
  | 14 | Погода. Климат | Погода, ее характеристика, причины ее изменения. Взаимосвязь между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле.   Урок постановки проблем и их решения. | Знать, что такое погода и чем она характеризуется; почему погода изменчива; как составляют прогноз погоды. | Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности Регулятивные: Ставить задачи и уметь их решать. Познавательные: Ориентироваться по карте погоды и описывать различия погоды в двух пунктах по выбору. | Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности метеорологических знаний, как важнейших компонентов прогноза погоды. 
 | 
 | 
  | 15 | Оптические явления в атмосфере | Образование оптических явлений в атмосфере Фронтальный опрос | Уметь различать разнообразные оптические явления в атмосфере ( миражи, радуга, молнии, гало и др.) | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Регулятивные: Формулировать учебную задачу и планировать свои действия Познавательные: Уметь рассуждать об изменении атмосферы Земли. | Знать, какие явления характерны для нашей местности. | 
 | 
  | 16 | Человек и атмосфера | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере (град, гололед, изморозь, ливень, снегопад, гроза, молния и т.д.) Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум. | Знать, чем опасны засухи и ливни; как рождаются ураганы; почему загрязнена атмосфера Земли. | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности. 
 
 
 Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Объяснять, чем опасны сильные морозы и снегопады.   | Показывать на   карте, где и как зарождаются ураганы.   | 
 | 
  | Раздел VII. Биосфера – оболочка жизни (5 часов) | 
  | 17 | Биосфера |  Понятие «биосфера». В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах -реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше ив Мировом океане. Фронтальный опрос | Уметь объяснять, что такое биосфера и где проходят ее границы. | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Регулятивные:   Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные:  Знать, чем определяются границы распространения биосферы; в каких частях Земли наблюдается наибольшее сосредоточение живых организмов. |  Развитие познавательных интересов по теме. | 
 | 
  | 18 | Жизнь в океане и на суше |  Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. Фронтальный опрос | Иметь представление о том, как распространяется жизнь в Мировом океане и на суше.   | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках о живых организмах. Приводить примеры животных и районы их расселения. Регулятивные: Планировать свои действия и оценивать правильность выполнения действий. Познавательные: Выявлять причины влияющие, на распространение жизни в Мировом океане. Знать условия изменения орг. мира на суше. | Развитие   познавательных   интересов на уровне   положительного отношения к живому.  
 | 
 | 
  | 19 | Значение биосферы |  Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. Эвристическая беседа. | Представлять, как происходит на Земле биологический круговорот; как биосфера изменяет другие сферы Земли. | Коммуникативные: Умение задавать   вопросы для организации   собственной деятельности; умение задавать вопросы   деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Знать: значение фотосинтеза и роль каждой группы живых организмов в биологическом круговороте. |  Развитие познавательных интересов мотивационной основы учебной деятельности, включающий социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | 
 | 
  | 20 | Человек - часть биосферы 
 
 | Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. Эвристическая беседа. | Знать: как люди расселялись по Земле; в чем проявляется зависимость человека от биосферы. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках о представителях разных рас. Регулятивные:   Ставить задачи и уметь их решать. Познавательные: Уметь выявлять соответствие между распространением рас и размещением населения на земном шаре. | Развитие   познавательных   интересов на уровне   положительного отношения к древним останкам человека. | 
 | 
  | 21 | Экологические проблемы в биосфере | Экологические кризисы в истории развития человечества. Эвристическая беседа. | Представлять, в чем суть современных экологических проблем. Знать какие мероприятия направлены на охрану органического мира. | Коммуникативные: Находить  информацию в Интернете и   других источниках значения терминов: нац. парк, заповедник. Регулятивные: Формировать учебную   проблему. Познавательные: Анализировать, какие экологические кризисы были в истории человечества; каковы черты современного экол. кризиса. | Развитие познавательных интересов на уровне    положительного отношения к объектам Всемирного наследия. | 
 | 
  | Раздел VIII. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (13 часов) | 
  | 22 | Географическая оболочка |  Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Фронтальный опрос. | Знать, что такое географическая оболочка; ее зональность и целостность, ритмичность. | Коммуникативные: Находить  информацию в Интернете и   других источниках и подготавливать сообщения на тему « Ритмы в живой и неживой природе» Регулятивные:   Формировать учебную   проблему и планировать свои действия. 
 
 Познавательные: Анализировать этапы в развитии географической оболочки; приводить примеры проявления зональности на материках и океанах. | Развитие познавательных интересов Осознание необходимости изучения данной темы. | 
 | 
  | 23 | Природные комплексы |  Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование | Иметь представление о природных зонах, разнообразии природных комплексов | Коммуникативные:   Изучать рисунки учебника и делать выводы. Решать познавательные и практические задачи   на выявление по картам атласа Регулятивные:   Принимать учебную   задачу и вносить   необходимые коррективы в   свои действия. Познавательные: Выявлять отличия природных комплексов от антропогенных. Анализировать схему «ПК» | Развивать познавательные интересы, воспринимать на слух и принимать информацию об зональных природных комплексах. | 
 | 
  | 24 | Почва |  Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. Фронтальный опрос | Иметь представления о почве, ее строении и свойствах, мерах по охране почв. | Коммуникативные: Описывать от чего зависит плодородие почв; рассказывать о мероприятиях по охране и повышению плодородия почв. Регулятивные: Формировать учебную   проблему и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Показывать на схемах и картах разные типы почв. Анализировать почвенный профиль. |  Осознание ценностей географических знаний, необходимости изучения данной темы и развитие познавательных интересов | 
 | 
  | 25 | Ледяные пустыни |  Арктические и антарктические пустыни: географическое положение, климат, растительный и животный мир. Эвристическая беседа. | Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли | Коммуникативные: Находить дополнительные сведения о   полярой пустыни. Регулятивные: Формулировать учебную проблему и уметь её решать. Познавательные: Составлять описание полярной пустыни. | Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношения к живому.  
 | 
 | 
  | 26 | Тундра |  Тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. Эвристическая беседа. | Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли. Определять по картам географическое положение природной зоны, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. | Коммуникативные:   Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе) Регулятивные:   Планировать учебную деятельность, уметь объяснять содержание совершаемых действий Познавательные: Составлять описание тундры |  Использовать языковые средства для выражения своих мыслей. | 
 | 
  | 27 | Леса умеренного пояса |  Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного  мира. Эвристическая беседа. | Уметь использовать изученную информацию по всей теме. Знать какие бывают леса, их значение в жизни планеты. | Коммуникативные:   Уметь обсуждать вопросы в группе 
 
 Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать схему учебника: «Распространение лесов»   Выполнять описание природных зон: тайга, смешанные леса. |  Формирование познавательной и информационной культуры | 
 | 
  | 28 | Леса тропического пояса |  Зоны муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного  мира. Урок постановки проблемы | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. | Коммуникативные:   Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе) Регулятивные:   определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий;   Познавательные: Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Проводить наблюдение под руководством учителя |  Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий. | 
 | 
  | 29 | Степи и саванны   |  Зоны степей и саванн: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Урок постановки проблемы | Уметь рассказывать о степях и саваннах, использовании их человеком. | Коммуникативные:   Уметь добывать  знания через Интернет и   другие источники, по данной теме.   Регулятивные: Планировать  свои действия  в соответствии   с поставленной  задачей. Познавательные: Анализировать  схему учебника: «Распространение степей и саванн»   Сравнивать   степи на разных материках. Выявлять общие черты между степями и саваннами. | Развивать познавательные интересы.   Осмыслять важность   изучения данной темы. | 
 | 
  | 30 | Засушливые области планеты. |  Зона пустынь: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Урок постановки проблемы | Уметь рассказывать о разнообразии жизни в кажущейся «мертвой» пустыне; Знать что такое оазисы. | Коммуникативные: Устанавливать  по иллюстрациям и картам типы пустынь; выявлять   приспособления животных к жизни в пустыне Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать  схему учебника «Распространение пустынь и полупустынь». | Развивать познавательные интересы.   Осмыслять важность изучения данной темы. | 
 | 
  | 31 | Природные комплексы Мирового океана |  Широтные и вертикальные зоны Мирового океана.    
  Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование 
 | Иметь представление о природных комплексах Мирового океана. Уметь различать широтные и вертикальные зоны океанов. 
 | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках о значении орг. мира Мирового океана для человека. 
 
 Регулятивные:  Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Познавательные:   Выявлять особенности изображения на картах   крупных форм   рельефа дна  Океана и показать   их. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. |  Развивать интересы учащийся по данной теме. | 
 | 
  | 32 | Всемирное наследие человечества | Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Текущий контроль. | Знать, что значит Всемирное наследие человечества, угрозы сохранению наследия, культурные ландшафты. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках об объектах всемирного наследия. Регулятивные:  Определять характер объектов и особенности их размещения по континентам. Познавательные: Выявлять причины необходимости охраны культурного и природного наследия. 
 
 | Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия.  
 | 
 | 
  | 33 | Природное наследие человечества | Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Текущий контроль. | Знать, какие объекты входят во всемирное природное наследие; 
 | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества. Регулятивные:   Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Познавательные: Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. | Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия.  
 | 
 | 
  | 34 | Культурное наследие человечества | География объектов Всемирного наследия. Текущий контроль. | Знать, какие объекты входят во всемирное культурное наследие. 
 | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом Регулятивные: Принимать учебную задачу и планировать свои действия. Познавательные:   Анализировать, сравнивать и обобщать факты. |  Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий. | 
 |