на заседании зам. директора по УВР директор МОУ
 методического объединения ______/Е.В. Колесникова / «Кокуйская СОШ №1»
 протокол № _______ «_____»_______ 2013г ________ /Л.В. Маняхина/ 
  Козырева Н.В.
  2013 – 2014 уч. год
  Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования с опорой на программу по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной (адаптирована).
  Курс «Практические работы 6 класс» рассчитан на 1 часа в неделю (34 часа в год). Данный курс призван дать учащимся умения практической деятельности, научить применять полученные знания на практике. В течение года учащиеся должны выполнить 10 работ, которые подлежат оцениванию учителей.
  Основная цель – научить работать практически, используя различные виды географической информации, географические приборы.  
  Каждый раздел включает несколько тем.
          |  № | Тема, название практической  работы |  Дата | Элементы обязательного минимума    образования |  Требования к ЗУН |  Рекомендации | 
  |  1 |  2 |  3 |  4 |  5   |  6 | 
  |  1 | Введение. Организация наблюдений за погодой своей местности. | 
 | Элементы погоды, способы их измерения, приборы, инструменты | Использовать приобретённые умения в практической деятельности и в пов-седневной жизни при наблюдении за пого-дой. Применять известные приборы для опреде-ления количествен-ных характеристик элементов погоды. | Использовать навыки из природоведения 5 класса. Более подроб-ный инструктаж по устройству, принци-пуработы с метеоро-логическими прибо-рами проводить при последующем изучении темы «Атмосфера». | 
  | Изображение поверхности Земли. (7 часов) | 
  |  2 | План местности. Определение направления на местности по компасу, местным признакам, звёздам, Солнцу. | 
 | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб.   Градусная сеть. Географические координаты. Составление плана местности Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности   | Уметь определять направления и сто-роны горизонта на местности, по компа-су, звёздам, Солнцу и местным признакам. | Необходимо опи-раться на субъектный опыт ученика, знания из курса природове-дения (5 класс). | 
  |  3 | Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам. | 
 | Уметь применять приборы для опреде-ления азимута на местности. | Использовать спосо-бы движения по азимуту: при поляр-ной съёмке, при маршрутной съёмке. | 
  |  4 | Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями. (в районе р. Шилки)   | 
 | Уметь определять от-носительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектах. Представлять результаты измерения. | Использовать заранее изготовленный инструмент – ниве-лир. | 
  |  5 | Составление простейшего плана местности   | 
 | Уметь применять приборы и инструменты для определе-ния измерений, ис-пользовать приобре-тенные знания и уме-ния для проведения съёмок местности. | Составить план одним из способов глазомерной съёмки с планшетом неболь-шого участка мест-ности. | 
  |  6 | Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте своего края.   | 
 | Знать понятия: «параллель», «меридиан», «градусная сетка», «карта». | Использовать геогра-фический атлас своего края, контурные карты, туристические схемы, карты. | 
  |  7 | Определение направлений и расстояний, географических координат на карте России и края. | 
 | Знать понятия: «широта», «долгота». Уметь определять географическиеорди-наты своего населён-ного пункта на раз-ных картах. | Определять рассто-яния в градусах и километрах до бли-жайшего моря, а также в широтном и меридиональном направлениях до каких либо пунктов. | 
  |  8 | Обозначение на контурной кар-те местоположение своего насе-лённого пункта по географии-ческим координатам, направле-ний по линиям градусной сетки, их описание по карте своего края, а затем по карте России. | 
 | 
 | Уметь определять местоположение географических объектов на террито-рии края и обозна-чить их на контурной карте. | Необходимо учесть: обучение оформ-лению контурной карты с использова-нием условных знаков, масштаба, градусной сетки находится на началь-ном этапе и прово-дить его следует под руководством учите-ля.   | 
  | Строение Земли. Внешние оболочки. (21 час) | 
  | Земная кора и литосфера. (5 часов) | 
  |  9 | Изучение свойств минералов, горных пород, слагающих земную кору своей местности, при-чины их своеобразия. | 
 | Литосфера: строение земной коры, рельеф (горы, равнины); полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Влияние рельефа на жизнь и хоз. деятельность человека. Геология.   | Уметь ориентироваться по физической карте России и края, опре-делятьгеографичес-кое положение рав-нин, их высоту, нано-сить на контурную карту. | 
 | 
  |  10 | Рельеф суши. Горы. Практическая работа «Характеристика гор» | 
 | Уметь описывать географическое поло-жение гор. Уметь схеатичнопредстав-лять результаты измерения по карте. | Актуализировать опорные знания учеников и в ходе работы с атласом определить специфику гор как основной формы рельефа. | 
  |  11 | Различие равнин.   Практическая работа «Характеристика равнин»   | 
 | 
 | Использовать знания и умения для прове-дения и наблюдения за процессами и явле-ниями, их измене-ниями в результате антропогенных воздействий. | Помочь выделить существенные признаки рациональ-ного и нерациональ-ного воздействия человека на объектах местности. | 
  |  12 | Проверочная работа по теме «Литосфера» | 
 | 
 | 
 | 
  |  Гидросфера. (5 часов) | 
  |  13 | Вода на Земле | 
 | Гидросфера: океан, море, озеро, река; Мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмос-феры и климатов Земли.   | Уметь определять расстояния на плане и карте, описывать существенные признаки водного объекта из разных источников информа-ции | Использовать данные о водоёмах по атласу своего края. | 
  |  14 |  Практическая работа Описание ближайшего моря по плану и карте | 
 | Уметь определять и описывать географическое поло-жение моря по плану и карте. | Использовать данные карты. | 
  |  15 | Обобщение по теме «Мировой океан» | 
 | 
 | Определять сущест-венные признаки рек. | Составление плана описания географич. положения озера и описание одного из озёр края.   | 
  |  16 – 17 
 
 
 | Реки.   Практическая работа по описанию реки «Характеристика рек» 
 | 3 четверть | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и пов-седневной жизни для наблюдения за состоянием воды в своей местности. | Составление схемы. | 
  | 18 | Леддники | 
  | Атмосфера (8 часов) | 
  |  19 | Температура воздуха. | 
 | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмос-ферного давления. Воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания темпе-ратуры воздуха. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.   Направление и сила ветра. «Роза ветров» | Уметь определять среднесуточные температуры и амплитуды темпера-ратур.   | 
 | 
  |  20 | Обработка собранных материалов: построение графика хода температуры | 
 | Уметь строить график хода темпера-туры по своим наблюдениям. | Для построения графиков и диаграмм использовать данные своих наблюдений либо из УМК своего края.   | 
  |  21 | Измерение нормального атмосферного давления для своей местности. | 
 | Уметь работать с барометром анеро-идом. | 
  |  22 | Решение задач по водяному пару. своим наблюдениям | 
 | 
 | 
  |  23 | Построение графика «Роза ветров» по | 
 | Построение диаграмм. | 
  |  24 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | 
 | Облачность и её влияние на погоду. Осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климати-ческим условиям местности. | Уметь отмечать на контурных картах полярные круги и тропики, выделять пояса освещенности. | Предложить учащимся проанали-зировать погоду за день, сутки, месяц (по возможности за несколько лет). | 
  | 25 | Определение причин, от которых зависит климат.   | 
 | Выделение климато-образующих факто-ров своей местности. Ведение каляндаря погоды своей местности: элементы погоды (ветер, облачности, температура, осадки) | Данную работу проводить под руко-водством учителя. Рекомендуется вести наблюдения за погодой в течение учебного года. | 
  | Биосфера (3 часа) | 
  |  26 | Природные зоны. | 
 | Разнообразие растительного и животного мира. Взаимосвязь компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособление живых организмов к среде обитания. Составление характеристик. | Уметь различать основные природные зоны Земли. | 
 | 
  |  27 |  Воздействие организмов на земные оболочки. | 
 | Уметь использовать знания и умения для формирования представления о результатах воздей-ствия живых организ-мов на оболочки Земли.   | 
 | 
  |  28 | Описание ПК своей местности. | 
 | Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями. Выделять, описывать существенные приз-наки ПК своей мест-ности.   | Предложить типовой план характеристики ПК. | 
  | Человечество на Земле (1 час) | 
  | 29 | Основные типы населённых пунктов. | 
 | Составление характеристик | Уметь давать характеристику насе-лённого пункта по плану. | Использовать типовой план. | 
  |  Человек и окружающая среда (1 час) | 
  |  30 | Стихийные природные явления. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  |  31 |  «Экосистемы» | 
 | Выделение видов экосистем населенного пункта | 
 | Проведение выставки творческих работ. | 
  |  32-34 | Резерв времени   | 
 | 
 | 
 | 
 |