на заседании зам. директора по УВР директор МОУ
 методического объединения ______/Е.В. Колесникова / «Кокуйская СОШ №1»
 протокол № _______ «_____»_______ 2014г ________ /Л.В. Маняхина/ 
  Козырева Н.В.
  2014 – 2015 уч. год
  Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования с опорой на программу по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной (адаптирована).
  Курс «География России. 8 класс» рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в год). Данный курс призван создать у учащихся образ природы страны во всем многообразии и целостности.
  Основная цель – создать у учащихся целостное представление о России, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, познакомить учащихся с этапами заселения территории страны, разнообразными условиями жизни, разнообразием природных компонентов и комплексов.
  а также введения «Что изучает физическая география России».
  Каждый раздел включает несколько тем (за исключением раздела «Человек и природа»)
  Кроме теоретической части программа включает практическую часть, направленную на формирование у учащихся умения применять полученные знания на практике. Программой предусмотрено проведение практических работ, проведение проверочных работ по крупным темам, а также самостоятельных работ учащихся с различными источниками информации.
  Территория и акватория, морские и сухопутные границы. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
  Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность человека. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно- хозяйственное различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.  
  Географическое положение и особенности природы регионов: Восточно – Европейской равнины, Северного Кавказа, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.
             | № | Тема урока | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | 
  | Введение (7 часов) 1 четверть | 
  | 1 | Что изучает география России   | ИНМ | Предмет «География России», ветви географии: физическая и экономическая |  Называть предмет изучения географии России;  основные средства и методы получения географической информации.  Объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны | Фронтальная   | - | 
  | 2 | Географическое положение России | ИНМ | Территория и акватория, морские и сухопутные границы,   |  Называть пограничные государства; особенности географического положения, размеры территории, морские и сухопутные границы  России  Определять географическое положение объектов.  Описывать географическое положение страны. Объяснять влияние географического положения на природу, хозяйство. | Индивидуальная у доски | Практическая работа № 1 «Нанесение на к/к пограничных государств». | 
  | 3 | Моря, омывающие Россию | ИНМ | Природно-хозяйственные различия морей | Знать: ресурсы морей, экологические проблемы морейОпределять: физико-географическая характеристика морей, | Фронтальная | Практическая работа № 2 «Характеристика морей» | 
  | 4 | Россия на карте часовых поясов | ИНМ | Часовые пояса | Знать: границы часовых поясов, местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей Определять: время в пределах часового пояса Уметь: решать задачи на нахождение времени часового пояса | 
 | 
 | 
  | 5 | Россия на карте часовых поясов | ПРР | Часовые пояса | 
 | индивидуальная | Практическая работа№3 «Решение задач на нахождение времени часового пояса» | 
  | 6 | Как осваивали и изучали территорию России | ПРК | История освоения и изучения территории России | Знать: историю освоения России, путешественников, этапы освоения территории России Уметь: определять роль путешественников в истории России, показывать маршруты исследования территории России. | Таблица «История освоения и изучения территории России». | 
 | 
  | Раздел №1 Особенности природы и природные ресурсы России (19 ч.) Тема №1: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5) | 
  | 7 | Особенности рельефа России | ИНМ | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа | Знать: особенности рельефа, крупные формы рельефа, особенности рельефа России. Наивысшие вершины России Уметь: показывать на карте крупные формы рельефа и наивысшие вершины горных систем России | 
 | Практическая работа № 4 (на к/к) «Нанесение элементов рельефа на контурную карту» | 
  | 8 | Геологическое строение территории России | ИНМ | Знать: строение земной коры, тектонические структуры, геохронологическое развитие территории России Уметь: определять возраст участков территории России, определять зависимость размещения тектонических стриктур и районов распространения неотектонических процессов. | Фронтальная   | 
 | 
  | 9 | Минеральные ресурсы России | ИНМ | Особенности распространения минеральных ресурсов России | Знать: зависимость минеральных ресурсов и форм рельефа, группы минеральных ресурсов, минерально-сырьевую базу России, экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых Уметь: показывать месторождения и бассейны полезных ископаемых | фронтальная | 
 | 
  | 10 | Развитие форм рельефа | ИМН | Современные рельефообразующие процессы. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития | Знать: современные рельефообразующие процессы, влияние древнего оледенения и компонентов природы, деятельности человека на формирование рельефа России, стихийные природные явления | Тестовая   | 
 | 
  | Тема №2: Климат и климатические ресурсы (4) | 
  | 11 | От чего зависит климат нашей страны | ИНМ | Климатообразующие факторы | Знать: группы климатообразующих факторов, понятие «суммарная радиация», виды солнечной радиации, типы воздушных масс на территории России, циклоны, антициклоны Уметь: выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, определять атмосферные фронты | Фронтальная   | 
 | 
  | 12 
 | Типы климатов России | ИНМ | Типы климатов России, факторы их формирования.   | Знать: испаряемость, типы климата, зависимость типов климата от климатообразующих факторов, климатические пояса России Уметь: определять коэффициент увлажнения, работать по климатическим картам    Называть климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах. Объяснять образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;   | фронтальная | 
 | 
  | Практическая работа № 6 «Определение коэффициента увлажнения для отдельных городов России» | ИНМ | 
 | 
 | 
  | 13 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы | ИНМ | Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные природные явления, связанные с климатом. Климат и хозяйственная деятельность человека. | Работа с картами, тестовая | 
 
 | 
  | Тема № 3 «Внутренние воды и водные ресурсы» (4) 2 четверть | 
  | 14 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | ИНМ |  Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупных рек. Опасные явления (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и хозяйстве России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества вод. Водные ресурсы своей местности | Знать распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники. Типы озерных котловин. Водные ресурсы. Объяснять распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком | 
 | 
 | 
  | 15 
 | Реки   | ИНМ | 
 | 
 | 
  | Практическая работа № 7 «Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом» | ПРР | 
 | 
 | 
  | 16 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | ИНМ | Фронтальная   | 
 | 
  | 17 | Водные ресурсы | ИНМ | Тестовая   | 
 | 
  | 18 | Обобщение по теме «Внутренние воды России» | 
 | Проверочная работа | 
 | 
  | Тема №4 «Почвы и почвенные ресурсы» (2ч.) | 
  | 19 | Образование почв и их разнообразие | ИНМ |  Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Почва - особый компонент природы.  Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.  Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности | Знать зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах. Объяснять почвообразовательные процессы | 
 | 
 | 
  | 20 | Почвенные ресурсы России | ИНМ | Тестовая   | 
 | 
  | Тема № 5 «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» (4 ч.) | 
  | 21 | Растительный и животный мир России   | ПР |  Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.   Особо охраняемые природные территории |  Знать основные виды растительности растительного и животного мира. Понятия «заповедник», «заказник», «национальный парк». Различия этих понятий. Природные условия и ресурсы. Объяснять особенности растительного и животного мира природных зон | Таблица «Природные зоны России» | 
 | 
  | 22 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | ИНМ | Тестовая   | 
 | 
  | 23 | Природно-ресурсный потенциал России   | 
 | 
 | 
 | 
  | 24 | Проверочная работа по теме «Особенности природы и природные ресурсы» | ПР | 
 | 
 | Тестовая   | 
 | 
  | Раздел № 2 «Природные комплексы России» Тема №1 «Природное районирование» (6 ч.) | 
  | 25 | Разнообразие природных комплексов России | ИНМ |  Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.  Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.  Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.  Заповедники.  Высотная поясность.  Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия |  Объяснять разнообразие природных комплексов на территории страны. Оценивать изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов | 
 | 
 | 
  | 26 | Моря как крупные природные комплексы | ИНМ | Фронтальная   | 
 | 
  | 27 | Природные зоны России | ПР | Составление схем «Природные зоны России» | 
 | 
  | 28 | Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России   | ПРР | 
 | Практическая работа № 8 «Составление схем природных зон» | 
  | 3 четверть | 3 четверть | 
  | 29 | Высотная поясность | ИНМ | Фронтальная   | 
 | 
  | 30 | Обобщение   | ПР | 
 | Защита проектов «Природные зоны России» | 
  | Тема №2 «Природа регионов России» (23ч.) | 
  | 31 | Русская (Восточно – Европейская равнина) | ИНМ | Особенности природы природных регионов России. Памятники природы. Природные комплексы. Рациональное использование природных ресурсов регионов. | Знать: территорию природных регионов Уметь: характеризовать природный регион | 
 | Практическая работа № 9 (к/к)«Нанесение элементов природы Русской равнины на контурную карту» | 
  | 32 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы | ИНМ | Индивидуальная (у доски) | 
 | 
  | 33 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины | ПР | 
 | 
  | 34 | Северный Кавказ – самые высокие горы России | ИНМ | 
 | Практическая работа № 10 «Нанесение элементов природы Северного Кавказа на к/к» | 
  | 35 | Природные комплексы Северного Кавказа | ПР | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 36 | Урал – «каменный пояс Русской земли» | ИНМ | 
 | Практическая работа № 11 «Нанесение элементов природы Урала на к/к» | 
  | 37 | Своеобразие природы Урала | ПР | Фронтальная   | 
 | 
  | 38 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала | 
 | Тестовая   | 
 | 
  | 39 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы | ИНМ | 
 | Практическая работа № 12 «Нанесение элементов природы Западной Сибири на к/к» | 
  | 40 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения | ПР | Фронтальная   | 
 | 
  | 41 | Обобщение по теме «Западная Сибирь» | ОБ | Тестовая   | 
 | 
  | 42-43 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | ИНМ | 
 | Практическая работа № 13 «Нанесение элементов природы Восточной Сибири на к/к» | 
  | 44 | Природные районы Восточной Сибири | ПР | Фронтальная   | 
 | 
  | 45 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы из освоения | ИНМ | Фронтальная | 
 | 
  | 46-47 | Жемчужина Сибири - Байкал | У-Ис | Составление проектов   | 
 | 
  | 48 | Обобщение по теме Восточная Сибирь   | ОБ | 
 | Тестовая   | 
 | 
  | 49 | Дальний Восток – край контрастов | ИНМ | 
 | 
 | 
 | Практическая работа № 14 «Нанесение элементов природы Дальнего Востока на к/к» | 
  | 50 | Природные комплексы Дальнего Востока. Камчатка | ПР | 
 | 
 | Тестовая   | 
 | 
  | 4 четверть | 
  | 51 | Природные уникумы Просмотр фильма «Камчатка» | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 52 | Природные ресурсы Дальнего Востока | ПР | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 53 | Обобщение по теме «Дальний Восток» | ОБ | 
 | 
 | Тестовая   | 
 | 
  | 54 | Обобщение по теме «Восточная Сибирь и Дальний Восток» | ОБ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Раздел № 3 Человек и природа (5 ч.) | 
  | 55 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | ИНМ | Природные условия, их влияние на человека и его здоровье. Антропогенное воздействие. Рациональное природопользование | Знать: классификацию природных условий, особенности воздействия на здоровье человека | 
 | 
 | 
  | 56 | Влияние человека на природу   | ИНМ | Фронтальная   | 
 | 
  | 57 | Рациональное природопользование | ИНМ | 
 | 
 | 
  | 58 | Экологическая ситуация России   | ПР | Тестовая   | 
 | 
  | 59 | Обобщение по теме «Человек и природа» | ОБ | 
 | 
 | Тестовая   | 
 | 
  | 60 | Обобщение по курсу «Природа регионов России» | ОБ | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 61 | Обобщение по курсу «Природа России» | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 62-66 | Повторение материала: Г.П., климат, рельеф России | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Резервное время – 2 часа |