|  
  №   п/п  
 |  
  Дата |  
  Тема урока |  
  
  Содержание урока |  
  Планируемые результаты |  
  Номенклатура |  
  Оборудование |  
  Д/З |  
 | 
  |  
  личностные |  
  метопредметные |  
  предметные |  
 | 
  |  
  Введение – 1 час |  
 | 
  |  
  1 |  
 |  
  Вводный урок |  
  Предмет и задачи изучения географии. Методы исследования.  Источники географической информации.  
 |  
  Обладать:  ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.  
  
  
 |  
  Уметь:  - ставить учебную задачу под руководством учителя;  - работать с текстом;  - выделять существенные признаки понятий.  
 |  
  Называть методы изучения Земли, источники географической информации.  
  Объяснять значение понятий:  «география», «физическая география», «экономическая география», «географический прогноз».  
 |  
 |  
  - Физическая карта полушарий  - Комплект портретов ученых и путе-  шественников, |  Т§  11-2 |  
 | 
  |  
  Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 11 часов  
 |  
 | 
  |  
  2 |  
 |  
  План местности. Масштаб.  
  Практическая работа № 1: «Изображение здания школы в масштабе» |  
  План местности.  Условные знаки. Масштаб.    Численный и именованный масштаб. Линейный масштаб. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - коммуникативной компетентностью  в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.   
 |  
  Уметь:  -искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию;  - выделять главное, существенные признаки понятий;  - оценивать работу одноклассников.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «план местности», «масштаб»;  называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба;  приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;    читать план местности;  определять (измерять) расстояния на плане. |  
 |  
  -Электоронное приложение  - Циркуль-измеритель,    - Линейка;  - Планшет,    -Рулетка,    
 |  §  §  3-4  §  11-211-211-2  
  
  
 |  
 | 
  |  
  3 |  
  
 |  
  Стороны горизонта.  Ориентирование  
  Практическая работа №2*:  «Определение направлений и азимутов по плану местности»  
 
 |  
  Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - коммуникативной компетентностью  в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.    
 |  
  Уметь:  - ставить учебную задачу под руководством учителя;  -работать с нетекстовым компонентом;  - участвовать в совместной деятельности;  - выделять главное, существенные признаки понятий;  - работать в соответствии с поставленной учебной задачей.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять    направления на плане и на  местности; ориентироваться на местности при  помощи компаса и местных предметов. |  
 |  
  - компас,    -топографический план,  - линейка,  транспортир. |  § §5 |  
 | 
  |  
  4  
 |  
 |  
  Составление простейших  планов местности  
  Практическая работа № 3: «Составление местности методом маршрутной съемки  плана» 
 |  
 Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  -коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.    
 |  
  Уметь:  - планировать свою деятельность под руководством учителя; - участвовать в совместной деятельности. |  
  Производить  простейшую съемку местности. Строить простейший план местности с учетом масштаба. |  
 |  
  - планшет,  -компас,    -карандаш, -линейка,  -рулетка,  -визирная линейка. |  
 §7 |  
 | 
  |  
  5  
  
 |  
 |  
 Изображение на плане неровностей земной поверхности |  
  Относительная  высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы).    Профиль местности. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  -коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.   
 |  
  Уметь:  - выделять главное, существенные признаки понятий;  - работать с нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию;  - работать в соответствии с поставленной учебной задачей. |  
  Объяснять  значение понятий: «рельеф», «относительная вы-  сота»,    «абсолютная высота», «горизонталь».  Определять по плану местности абсолютную и от-  носительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа.  Строить  профиль местности.  
 |  
 |  
  - Топографическая карта |  
 §6 |  
 | 
  |  
  6  
  
 |  
 |  
  Форма и размеры Земли. Географическая карта |  
  Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта— изображение Земли на плоскости.  Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  -коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.   
 |  
  Уметь:  - ставить учебную задачу под руководством учителя;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  - выделять главное, существенные признаки понятий |  
  Объяснять  значение понятия «географическая карта».  Классифицировать карты по назначению, масштабу  и охвату территории. Приводить примеры разных видов географических карт. |  
 |  
  -Электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий  - Глобус  
 |  § §8,9 |  
 | 
  |  
  7 |  
 |  
 Градусная сеть на глобусе и картах |  
  Меридианы и параллели.  Градусная сеть на глобусе и картах. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.   
 |  
  Уметь:  - выделять главное, существенные признаки понятий; - работать с нетекстовым компонентом.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «градусная сеть», «меридианы», «параллели».  Называть (показывать) эле-  менты градусной сети, географические полюса,  объяснять их особенности.  Находить и назы-  вать сходство и различия в изображении элемен-  тов градусной сети на глобусе и на карте.  Определять (измерять) направления на глобусе и географической карте.  
 |  
 |  
  -Электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий  - Глобус  
 |  
 §10 |  
 | 
  |  
  8  
 |  
 |  
 Географическая широта. |  
  Географическая широта.  Определение географической широты.    
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.   
 |  
  Уметь:  - работать с нетекстовым компонентом;  - выделять главное, существенные признаки понятий;  - работать в соответствии с предложенным планом. |  
  Объяснять  значение понятий: «географическая широта»  Определять географическую широту точки на    географической карте. |  
 |  
  -Электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий  - Глобус  
  
 |  
 §11 |  
 | 
  |  
  9  
 |  
 |  
 Географическая долгота. |  
  Географическая долгота. Определение географической дол-  готы.   |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.   
 |  
  Уметь:  - работать с нетекстовым компонентом;  - выделять главное, существенные признаки понятий;  - работать в соответствии с предложенным планом. |  
  Объяснять  значение понятий:    «географическая долгота».  Определять географические долготу точки, местоположение    на географической    карте. |  
 |  
  -Электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий  - Глобус  
 |  
 §12 |  
 | 
  |  
  10  
  
 |  
 |  
  Географические координаты.  
  Практическая работа № 4*: «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам» |  
  Географические координаты.  
  
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.   
 |  
  Уметь:  - работать с нетекстовым компонентом;  - выделять главное, существенные признаки понятий;  - работать в соответствии с предложенным планом;  - оценивать работу одноклассников. |  
  Объяснять  значение понятий:    «географические координаты».  Определять географические коорди наты точки, местоположение географических    объектов на глобусе и географической карте. |  
  материки: Африка.  полюса: Северный, Южный.  города:  Мехико, Каир, Москва, Лондон,  Санкт-Петербург, Токио.  
 |  
  -Электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий  - Глобус  
 |  
 §12 |  
 | 
  |  
  11 |  
 |  
  Изображение на физических картах высот и глубин 
 |  
  Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек.  Шкала высот и глубин. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  -коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.   
 |  
  Уметь:  - работать с нетекстовым компонентом;  классифицировать информацию;  - работать в соответствии с предложенным планом. |  
  Определять  по карте абсолютную и относительную высоту то-  чек и глубину морей. |  
  вулкан:  Ключеская Сопка.  моря: КаспийскоеБалтийское;  низменностьАмазонская  нагорье: Тибет. |  
  Электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий  
 |  §  
 §13 |  
 | 
  |  
  12  
  
 |  
 |  
  Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений  поверхности Земли» 
 |  
  Анализ уровня знаний и умений    
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  -коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.    
 
 |  
  Уметь:  - работать с нетекстовым компонентом;  - участвовать в совместной деятельности;  - создавать объяснительные текст. |  
 |  
 |  
  - Физическая карта полушарий  - Глобус  
 |  
  тв\ зд |  
 | 
  |  
  Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки -    Литосфера  
 |  
 | 
  |  
  13 |  
 |  
  Земля и ее внутреннее строение |  
  Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.    
 
 |  
  Уметь:  - работать с нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию;  - выделять главное, существенные признаки понятий    
  
  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «литосфера», «земная кора»,  «горные породы», «полезные ископаемые».  Называть и показывать на схеме составные части  литосферы. Называть отличия материковой и  океанической земной коры.  Называть особен-  ности образования горных пород различных  групп.  Приводить примеры горных пород.  
 |  
  полуостров: Кольский. |  
  - Физическая карта мира;  -электоронное приложение к учебнику  -таблица «Строение Земли»  
 |  
  §14  
  
  § 
 |  
 | 
  |  
  14 |  
 |  
  Движение земной коры |  
  Землетрясения.    Медленные вертикальные движения земной коры. Виды  залегания горных пород.  
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.    
  
 |  
  Уметь:  - отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию;  - высказывать суждения, подтверждая их фактами. |  
  Объяснять  значение понятий: «землетрясение», «очаг магмы», «лава», «сейсмический пояс».  Называть и показывать основные географические объекты.  Работать с контурной картой.  Называть методы изучения земных недр.  Определять по карте сейсмические районы мира. 
 |  
  материки: Евразия, Африка;  океан: Тихий;  острова: Гавайские, Исландия;  полуостроваСкандинавский, Камчатка.  равнина:  Восточно-Европейская  горы: Гималаи, Анды, Кавказские;  страна: Нидерланды |  
  - Физическая карта полушарий;  -электоронное приложение к учебнику |  
  §15 |  
 | 
  |  
  15 |  
 |  
  Вулканизм |  
  Вулканы. Виды вулканов. Горячие источники и гейзеры. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.   
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом;  - давать характеристику географических объектов;  - искать и отбирать информацию в справочных пособиях.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «гейзер».  Называть и показывать основные географические объекты.  Работать с контурной картой.  Называть методы изучения земных недр.  
 |  
  вулканы: Килиманджаро,    Везувий.  
 |  
  - Физическая карта России;  -Физическая карта полушарий;  -электоронное приложение. |  
  §15 |  
 | 
  |  
  16  
 |  
 |  
  Рельеф суши. Горы.  
  Практическая работа № 5:  «Составление описания  форм рельефа»  
 |  
  Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в  горах. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - коммуникативной компетентностью  в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.   
 |  
  Уметь:  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  - давать характеристику географических объектов;  -классифицировать информацию.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «рельеф», «горы». Работать  с контурной картой; Классифицировать горы по высоте. Приводить примеры гор и показывать их на географической карте.  Составлять  краткую характеристику гор по плану. |  
  горы:    Анды, Уральские, Гималаи, Кавказские. |  
  - Физическая карта России;  -Физическая карта полушарий;  -электоронное приложение. |  
  §16 |  
 | 
  |  
  17  
 |  
 |  
  Равнины суши  
 |  
  Рельеф равнин. Различие  равнин по высоте. Изменение равнин во времени.  Человек на равнинах. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - коммуникативной компетентностью  в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.   
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию. |  
  Объяснять  значение понятия «равнина».  Классифициро-  вать равнины по высоте.  Называть и показывать крупнейшие равнины мира.  Работать  с контурной картой.  Составлять краткую характеристику равнин по плану.  
 |  
  материки: Южная Америка, Африка;  равнины: Западно-Сибирская, Восточно-Евро-  пейская;  низменности: Амазонская, Прикаспийская;  плоскогорья: Аравийское, Среднесибирское;  полуостров: Аравийский. |  
  - Физическая карта России;  -Физическая карта полушарий;  -электоронное приложение. |  
  §17 |  
 | 
  |  
  18  
 |  
 |  
  Рельеф дна Мирового океана.  
 |  
  Основное содержание: изменение представлений  о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана.  Процессы, образующие рельеф дна Мировогоокеана.  
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.   
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию;  -выделять главное, существенные признаки понятий.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «материковая отмель», «мате-  риковый склон», «глубоководный океанический  желоб», «срединно-океаничрового океанаеский хребет».  Называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна океана.  Называть методы изучения.  Приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять  их взаимосвязь с тектоническими структурами.  
 |  
  океаны: Тихий, Атлантический, Индийский;  острова: Курильские, Канарские, Азорские;  желоб: Марианский |  
  - Карта океанов  -электоронное приложение. |  
  §18 |  
 | 
  |  
  Гидросфера  
 |  
 | 
  |  
  19 |  
 |  
 Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. |  
  Гидросфера.    Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан?  Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.  
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению; - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |  
  Уметь:  -классифицировать информацию;  - давать характеристику географических объектов;  - выделять главное, существенные признаки понятий.  - работать с текстом и нетекстовыми компонентами.    
 |  
  Объяснять  значение понятий: «гидросфера», «мировой круговорот воды», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «соленость».  Объяснять  процесс мирового круговорота воды. Называть и  показывать части Мирового океана. Составлять краткую характеристику моря по плану. |  
  материки: Австралия, Антарктида, Африка,  Северная Америка, Южная Америка, Евразия;  океаны: Тихий, Атлантический, Индийский,  Северный Ледовитый, Южный;  острова: Гренландия, Тасмания;  полуострова: Камчатка, Аравийский, Индостан;  моря:    Черное, Саргассово, Красное, Карское,  Аравийское, Балтийское, Охотское;  заливы: Бискайский, Бенгальский, Персидский;  проливы: Берингов, Магелланов, Дрейка,  Гибралтарский;  каналы: Суэцкий, Панамский.  
 |  
  -электоронное приложение к учебнику  -Физическая карта полушарий;  
 |  
  §19  
 |  
 | 
  |  
  20 |  
 |  
  Движение воды в океане.  
 |  
  Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.   
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  - сравнивать явления по заданным критериям.  
  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «волна», «прилив», «отлив»,  «океаническое течение». Объяснять особенности движения вод в Мировом океане. |  
  материки: Северная Америка  океаны: Тихий, Северный Ледовитый;  моря:  Белое, Черное, Баренцево;  залив: Мексиканский;  остров: Гаити;  страны: Япония, Испания;  течения: Западных Ветров, Гольфстрим, Северо- Атлантическое. |  
  -электоронное приложение к учебнику  -Физическая карта полушарий;  
 |  
  §21  
 |  
 | 
  |  
  21 |  
 |  
  Подземные воды |  
  Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - основами экологической культуры.  
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом;  - выделять главное, существенные признаки понятий. 
  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы»,  «грунтовые воды», «межпластовые воды», «мине-  ральные воды».  Называть меры по охране подземных вод. |  
 |  
  - электоронное приложение к учебнику  -Физическая карта полушарий;  
 |  
  §22 |  
 | 
  |  
  22 |  
 |  
  Реки.  
  Практическая работа № 6*:  «Составление описания  внутренних вод». |  
  Что такое река? Бассейн  реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы.  Использование и охрана рек. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - основами экологической культуры. 
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  - давать характеристику географических объектов;  - выделять главное, существенные признаки понятий.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «река», «исток», «устье»,  «речная долина», «речная система», «водосборный бассейн», «режим реки», «половодье», «паводок», «пойма», «речная терраса», «порог», «водопад».  Называть и показывать на географической карте крупнейшие реки мира.  Работать с  контурной картой.  Составлять краткую характеристику реки по плану. Называть меры по охране рек. |  
  материк: Австралия;  реки:    Волга, Ангара, Терек, Обь, Бия, Катунь,  Нил, Инд, Припять, Москва, Ока, Кама, Иртыш,  Енисей, Амазонка, Конго, Амударья, Дон;  озера:    Байкал, Каспийское;  моря: Балтийское, Белое, Азовское, Черное;  возвышенность: Валдайская;  горы:  Кавказ, Уральские;  каналы: имени Москвы, Волго-Донской.  
 |  
  -электоронное приложение к учебнику  -Физическая карта полушарий;  
  
 |  
  §23 |  
 | 
  |  
  23 |  
 |  
  Озёра |  
  Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - основами экологической культуры. 
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию;  - выделять главное, существенные признаки понятий.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «озеро», «карст», «сточное озеро», «бессточное озеро», «болото», «водохранили-  ще».  Называть и показывать крупнейшие озера мира.  Приводить примеры озер различного  происхождения.  Составлять краткую характе-  ристику озера по плану. Называть меры по охране озер. |  
  реки:    Волга, Кама, Ангара;  озера: Каспийское, Байкал, Аральское, Ладожское, Онежское, Кроноцкое, Виктория, Верхнее,  Балхаш,    Чад, Мертвое море;  полуостров: Камчатка;  водохранилища: Братское, Куйбышевское. |  
  - электоронное приложение к учебнику  -Физическая карта полушарий;  
 |  
  §24 |  
 | 
  |  
  24 |  
 |  
  Ледники |  
  Образование ледников Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - основами экологической культуры.  
  
  
  
  
  
  
 
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  - выделять главное, существенные признаки понятий.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота».  Определять с помощью карты снеговую границу; Показывать ледники на географической карте.    Работать с контурной картой  
  
  
  
  
  
 |  
  материки: Евразия, Северная Америка, Антарктида, Австралия;  океан: Атлантический;  остров: Гренландия;  горы: Уральские. |  
  -электоронное приложение к учебнику  -Физическая карта полушарий;  
 |  
  §25 |  
 | 
  |  
  Атмосфера    
 | 
 | 
 |  
 Соседи Солнца. Планеты.   |  
 | 
  |  
  25 |  
 |  
  Атмосфера:  строение, значение, изучение |  
  Атмосфера— воздушная  оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение  атмосферы. Изучение атмосферы. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.    
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом;  - выделять главное, существенные признаки понятий.  
 |  
  Объяснять  значение понятия «атмосфера». Объяснять строение, состав и значение атмосферы.  Называть  методы изучения атмосферы.  Составлять   характеристику атмосферы по плану. |  
 |  
  электоронное приложение к учебнику  
  
  
 |  
  §26 |  
 | 
  |  
  26 |  
 |  
  Температура воздуха.  
  Практическая работа №7*:  «Построение графика  хода температуры и вычисление средней темпера-  туры».  
 |  
  Суточная амплитуда  температуры воздуха, средняя суточная темпера-  тура воздуха, средняя месячная температура воз-  духа, средняя многолетняя температура воздуха,  средняя годовая температура воздуха, годовая  амплитуда температуры воздуха.  
  
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 
 |  
  Уметь:  - планировать свою деятельность под руководством учителя;  - работать с нетекстовым компонентом;  - выделять главное, существенные признаки понятий.  
 |  
  Объяснять  значение понятий: «амплитуда температуры воз-  духа», «средняя температура воздуха».  Измерять (определять) температуру воздуха, ампли-  туды температур, среднюю температуру воздуха  за сутки, месяц, год. |  
  океаны: Атлантический, Северный Ледовитый. |  
  -электоронное приложение к учебнику |  
  §27 |  
 | 
  |  
  27 |  
 |  
  Атмосферное давление. |  
  Понятие об атмосферном  давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления.    
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.   
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом.  - выделять главное, существенные признаки понятий |  
  Объяснять  значение понятий: «атмосферное давление».  Измерять (определять) атмосферное давление.  
  
  
 |  
 |  
  -электоронное приложение к учебнику |  
  §28 |  
 | 
  |  
  
  28  
  
  
  
 |  
 |  
  Ветер.  
  Практическая работа № 8*: «Построение розы ветров». |  
  Образование ветра. Виды ветров. Определение направления  и силы ветра. Значение ветра. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - коммуникативной компетентностью  в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.   
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  - выделять главное, существенные признаки понятий. |  
  Объяснять  значение понятий: «ветер».  Объяснять ветра  и особенности причину    циркуляции возникновения    атмосферы.  Измерять (определять) на-  правление ветра.  Строить розу ветров. |  
 |  
  -электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий;  
 |  
  §28 |  
 | 
  |  
  29 |  
 |  
  Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.  
  Практическая работа № 9: «Построение диаграммы  количества осадков по многолетним данным» |  
  Водяной пар в атмосфере.  Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.  
 |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию;  - выделять главное, существенные признаки понятий |  
  Объяснять  значение понятий: «абсолютная влажность возду-  ха», «относительная влажность воздуха», «обла-  ко», «атмосферные осадки».  Называть виды  облаков и атмосферных осадков.  Объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха.  Определять облачность. Строить диаграмму  количества осадков по многолетним данным.  
  
 |  
 |  
  -электоронное приложение к учебнику  
 |  
  §29 |  
 | 
  |  
  30 |  
 |  
  Погода. |  
  Погода. Причи-  ны изменения погоды. Прогноз погоды. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 
 |  
  Уметь:  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  - выделять главное, существенные признаки понятий. |  
  Объяснять  значение понятий: «погода», «воздушная масса».  Описывать погоду своей местности. |  
  материки: Антарктида, Австралия, Евразия,  Северная Америка;  океан: Северный Ледовитый; города: Москва, Вашингтон, Мельбурн. |  
  -электоронное приложение к учебнику  
 |  
  §30 |  
 | 
  |  
  31 |  
 |  
  Климат.  Причины,  влияющие  на климат. |  
  Климат. Харак-  теристика климата. Влияние климата на природу  и жизнь человека.  Основное содержание: изменение освещения и  Нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов  и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависи-  мость климата от высоты местности над уровнем  моря и рельефа. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - основами экологической культуры. 
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  -классифицировать информацию;  - выделять главное, существенные признаки понятий. |  
  Объяснять  значение понятия «климат».  Называть основные элементы климата.  Составлять краткую  характеристику климатического пояса по плану.  Описывать климат своей местности.  Объяснять  значение понятий: «тропик», «полярный круг»;  называть причины, влияющие на климат.  Называть основные типы климатов Земли. |  
  материки: Южная Америка, Евразия;  океан: Индийский;  море: Баренцево;  остров: Великобритания;  полуостроваКольский, Лабрадор, Скандинав-  ский;  пустыня: Атакама;  горы: Гималаи, Памир;  течения: Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Перуанское. |  
  - Физическая карта полушарий;  -электоронное приложение к учебниу  
 |  
 §31 |  
 | 
  |  
  Раздел 3. Биосфера. Географическая оболочка   |  
 | 
  |  
  32 |  
 |  
  Разнообразие и распространение организмов на Земле. |  
  Разнообразие и распространение организмов на Земле. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - основами экологической культуры. 
 |  
  Уметь:  - искать и отбирать информацию в учебнике;  - работать с текстом и нетекстовым компонентом;  классифицировать информацию:  - выделять главное, существенные признаки понятий |  
  Объяснять  значение понятий: «биосфера», «природная зона».  Называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы. |  
  материки: Австралия, Африка, Евразия,    Северная Америка, Антарктида;  океан: Северный Ледовитый;  пустыня: Сахара. |  
  -электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий;  
  
 |  
  §32 |  
 | 
  |  
  33 |  
 |  
  Природный комплекс.  
  Практическая работа № 10:  «Составление характеристики природного комплекса (ПК)»  
 |  
  Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. |  
  Обладать:  - ответственным отношением к учению;  - способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  - основами экологической культуры. 
 |  
  Уметь:  - давать характеристику географических объектов;  - выделять главное, существенные признаки понятий |  
  Объяснять  значение понятий: «почва», «природный комп-  лекс», «географическая оболочка».  Называть  основные типы природных комплексов.  Называть меры по охране природы. |  
 |  
  -электоронное приложение к учебнику  - Физическая карта полушарий;  
 |  
  §33 |  
 |