МО ЭМС Зам директора по УВР Протокол №_____от________ Директор МБОУ «Гимназия № 6» 
 Протокол № ____ от________ _________Н.А. Гунько Председатель ЭМС ________________В.А. Корнеенков
 Руководитель МО __________ _____________В.А. Корнеенков Приказ №_______ от _____________
  к учебнику авторов: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
  Учитель географии высшей категории.
  г. Брянск
          |  № ур.  п/п |  Дата    по плану |  № ур.  в теме |  Тема урока |  Содержание урока (основные понятия) |  Компетенции учащихся (предметные)  ЗУН |  Дом.  зада-ния | 
  | Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 часов) | 
  | Тема 1. Мировая суша (1 час) | 
  | 1. | 
 | 1. | Введение. Мировая суша. | Мировой океан, материки, острова. | Знать: материки, части света. | § 1  | 
  | Тема 2. Поверхность Земли (5 часов) | 
  | 2. | 
 | 1. | Геологическое время. |  Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах.    
  
  
  Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. |  Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической;  показывать: литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма;  знать понятия «платформа», «рельеф»; образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних процессов;  прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит,  размещение материков и океанов в будущем. | § 2 | 
  | 3. | 
 | 2. | Строение земной коры. | § 3 | 
  | 4. | 
 | 3. |  Литосферные плиты и современный рельеф.  
 Пр.р.№1. Составление картосхемы «Литосферные плиты». | 
 | 
  | 5. | 
 | 4. | Платформы и равнины. | § 4 | 
  | 6. | 
 | 5. | Складчатые пояса и горы. | § 5 | 
  | Тема 3. Атмосфера (4 часа) | 
  | 7. | 
 | 1. | Пояса планеты. |  Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. |  Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы и свойства воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного ветра;  определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков;  описывать: общую циркуляцию атмосферы; знать о влияние климата на жизнь, быт и хоз. деятельность человека; причины возникновения областей высокого и низкого давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. | § 7 | 
  | 8. | 
 | 2. | Воздушные массы и климатические пояса. | § 8 | 
  | 9. | 
 | 3. | Климатообразующие факторы. | § 9 | 
  | 10. | 
 | 4. |  К.р.№1 по теме «Литосфера» и «Атмосфера». 
 | 
 | 
  | Тема 4. Мировой океан (4 часа) | 
  | 11. | 
 | 1. | Мировой океан и его части. |  Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод. Движение воды в океане. Стихийные явления; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов. |  Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана;  приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана. 
 | § 10 | 
  | 12. | 
 | 2. | Движение вод Мирового океана. | § 11 | 
  | 13. | 
 | 3. | Органический мир океана. | § 12 | 
  | 14. | 
 | 4. |  Особенности отдельных океанов.  
 Пр.р.№ 2. Комплексная характеристика одного из океанов. | § 13 | 
  | Тема 5. Геосфера (2 часа) | 
  | 15. | 
 | 1. | Географическая оболочка. |  Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. 
 |  Знать границы распространения биомассы, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки;    описывать по схемам круговороты;    знать схему строения природного комплекса;  объяснять влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать изменения ПК под воздействием природных факторов и человеческой деятельности. | § 14 | 
  | 16. | 
 | 2. |  Зональность географической оболочки. 
 | § 15 | 
  | Тема 6. Человек (5 часов) | 
  | 17. | 
 | 1. | Освоение Земли человеком. | Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности. |  Называть и показывать:  предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны и их столицы. | § 16 | 
  | 18. | 
 | 2. | Охрана природы. | § 17 | 
  | 19. | 
 | 3. | Население Земли. | § 18 | 
  | 20. | 
 | 4. | Страны мира. | § 19 | 
  | 21. | 
 | 5. | К.р.№2. Тестирование по разделу «Планета, на которой мы живем». | 
 | 
  | Раздел 2. Материки планеты Земля (44 часов) | 
  | Тема 1. Африка (10 часов) | 
  | 22. | 
 | 1. |  Географическое положение и история исследования Африки.  
 Пр.р.№ 3. Определение координат крайних точек материка, его протяженности в градусах и километрах. |  Особенности географического положения Африки.    
  
  
  
  
  
  Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.    
  
  
  Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности. 
 |  Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии;  определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;  прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка;  называть и показывать: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей животного и растительного мира природных зон Африки;  определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте;  описывать «образ» одной из рек континента (по картам и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых,  влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов   материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека. | § 20 | 
  | 23. | 
 | 2. | Геологическое строение и рельеф Африки. | § 21 | 
  | 24. | 
 | 3. | Климат Африки. | § 22 | 
  | 25. | 
 | 4. | Гидрография Африки. | § 23 | 
  | 26. | 
 | 5. | Разнообразие природы Африки (влажные экваториальные и переменно – влажные леса Африки). | § 24 | 
  | 27. | 
 | 6. |  Разнообразие природы Африки (саванны и редколесья, пустыни Африки) 
 | 
  | 28. | 
 | 7. | Население Африки. | § 25 | 
  | 29. | 
 | 8. | Регионы Африки: Северная и Западная Африка. | § 26 | 
  | 30. | 
 | 9. | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка. | § 27 | 
  | 31. | 
 | 10. |  Обобщающий урок.  К.р.№3 по теме «Африка». 
 | 
  | Тема 2. Австралия (5 часов) | 
  | 32. | 
 | 1. |  Географическое положение. История открытия и исследования. 
 | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. |  Объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения;  знать размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка.  
 | § 28 | 
  | 33. | 
 | 2. | Компоненты природы Австралии. | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. |  Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира, природные зоны;    определять климатические показатели по карте;  объяснять особенности питания и режима рек, образование артезианских бассейнов, особенности органического мира, причины опасных природных явлений;  прогнозировать тенденции изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности. | § 29 
 | 
  | 34. | 
 | 3. | Особенности природы Австралии. | § 30 | 
  | 35. | 
 | 4. | Австралийский Союз. | § 31 | 
  | 36. | 
 | 5. | Океания. | Особенности географического положения. Народы и страны Океании. | § 32 | 
  | Тема 3. Антарктида (2 часа) | 
  | 37. | 
 | 1. |  Географическое положение и история исследования Антарктиды. 
 |  Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики.    
  Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории. 
 |  Называть: имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики;  знать особенности ГП, основные геогр. объекты (в том числе крупные полярные станции); координаты полярных станций; климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов;  «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса; объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать изменение природы Земли при таянии ледникового покрова Антарктики. | § 33 | 
  | 38. | 
 | 2. | Особенности природы Антарктиды. | § 34 | 
  | Тема 4. Южная Америка (9 часов) | 
  | 39. | 
 | 1. |  Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. Пр.р.№ 4. Характеристика ФГП материка. |  Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-  географические этапы заселения  Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.  Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры  человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. |  Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка;  определять климатические показатели по карте;  объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон;  прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. | § 35 | 
  | 40. | 
 | 2. | Геологическое строение и рельеф Южной Америки. | § 36 | 
  | 41. | 
 | 3. | Климат Южной Америки. | § 37 | 
  | 42. | 
 | 4. |  Гидрография Южной Америки. Пр.р.№ 5. Описание по плану одной из рек материка. | § 38 | 
  | 43. | 
 | 5. | Разнообразие природы Южной Америки. | § 39 | 
  | 44. | 
 | 6. |  Население Южной Америки. 
 | § 40 | 
  | 45. | 
 | 7. | Регионы Южной Америки. | § 41 | 
  | 46. | 
 | 8. | Южная Америка. Урок повторения и обобщения. | 
 | 
  | 47. | 
 | 9. |  К.р.№4 по теме «Южные материки». Защита творческих проектов. | 
  | Тема 5. Северная Америка (8 часов) | 
  | 48. | 
 | 1. |  Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования.  
 Пр.р.№ 6.  Нанесение на к.к. геогр. номенклатуры. |  Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и  историко-культурные регионы.    
  
  
  
  Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. |  Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон; приводить примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка;  определять климатические показатели по карте;  объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. | § 42 | 
  | 49. | 
 |  2. | Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | § 43 | 
  | 50. | 
 | 3. |  Климат Северной Америки. Пр.р.№ 7.  Сравнение климата отдельных частей материка. | § 44 | 
  | 51. | 
 | 4. | Гидрография Северной Америки. | § 45 | 
  | 52. | 
 | 5. | Разнообразие природы Северной Америки. | § 46 | 
  | 53. | 
 | 6. | Население Северной Америки. | § 47 | 
  | 54. | 
 | 7. | Регионы Северной Америки. | § 48 | 
  | 55. | 
 | 8. |  Урок повторения и обобщения по теме «Северная Америка». К.р.№5. Контрольное тестирование. | 
 | 
  | Тема 6. Евразия (10 часов) | 
  | 56. | 
 | 1. |  Географическое положение. История исследования Евразии. Пр.р.№ 8.  Нанесение на к.к. геогр. номенклатуры. |  Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения.    Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности 
 |  Называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка; примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка;  определять климатические показатели по карте;  объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения;    уметь определять размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка;    знать особенности питания и режима рек, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещение на материке природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. | § 49 | 
  | 57. | 
 | 2. | Геологическое строение и рельеф Евразии. | § 50 | 
  | 58. | 
 | 3. |  Климат Евразии. Пр.р.№ 9. Определения типов климата Евразии по климатограммам. | § 51 | 
  | 59. | 
 | 4. | Гидрография Евразии. | § 52 | 
  | 60. | 
 | 5. |  Разнообразие природы Евразии. | § 53 | 
  | 61. | 
 | 6. | Население Евразии. | § 54 | 
  | 62. | 
 | 7. | Регионы Европы. | § 55 | 
  | 63. | 
 | 8. | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия. | § 56 | 
  | 64. | 
 | 9. |  Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия.  
 Пр.р.№ 10. Комплексная характеристика одной из стран Евразии по плану. | § 57 
 | 
  | 65. | 
 | 10. | Обобщающее повторение.  К.р.№6 по теме «Евразия». | 
  | Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа) 
 | 
  | 66. | 
 | 1. | Взаимодействие природы и общества | Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами. | Называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее развития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. | § 58 | 
  | 67. | 
 | 2. | Земля - наш дом | 
  | 68. | 
 | 
 | Резервный урок 
 | 
 | 
 |