Учитель: Ростовцева Н.А.
              |  № п/п |  № урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Форма урока | Практическая работа |  Региональный    компо нент | Домашнее задание | Часов по программе | Часов по плану | 
  | 
 | 
 | 
 |  Введение 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1 | 1 | 
  | 1 | 1 | 
 | Что такое география и как мы ее будем изучать.   | Урок формирования новых знаний | Урок-беседа | 
 | 
 | §1,с.4-8 | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | На какой Земле мы живем | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1 | 1 | 
  |  2 
 |  1 
 | 
 |  Как люди открывали Землю 
 
  География сегодня 
 
 
 | Урок формирования новых знаний | Урок-путешествие | 
 | 
 |  §2, §3, работать с текстом учебника, пересказывать текст, работать с дополнительными источниками информации 
 | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | Планета Земля | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1 | 1 | 
  | 3 | 1 | 
 |  Мы во Вселенной  Движение Земли.  Солнечный свет на Земле 
 
 
 | Урок формирования новых знаний | Урок-путешествие | 
 | 
 | §4, §5, уметь составлять и анализировать элементарные схемы | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | План и карта | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 3 | 3 | 
  | 4 | 1 | 
 |  Ориентирование по местности  Земная поверхность на плане и карте 
 | Урок формирования новых знаний | Урок-путешествие | 
 | РМЭ | §6, §7, уметь читать план, измерять азимут, пользоваться компасом | 1 | 1 | 
  | 5 | 2 | 
 |  Решение практических задач по топографическому плану;  Географическая карта 
 
 
 | Урок совершенствования ЗУН | Урок самостоятельных работ | Практическая работа№1 «Описание маршрута» | РМЭ | Уметь решать поставленные задачи по изучаемой теме | 1 | 1 | 
  | 6 | 3 | 
 |  Градусная сеть  Географические координаты 
 | Урок обучения умениям и навыкам | Урок-практикум | Практическая работа №2«Определение географических координат» | РМЭ | §9,§10,Определение географических координат различных объектов | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | Человек на Земле | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1 | 1 | 
  | 7 | 1 | 
 |  Как люди заселяли Землю 
 
  Расы и народы 
 
 
 | Урок формирования новых знаний | Урок-путешествие |  Практическая работа №3 Анализ карты «Пути расселения людей» | 
 | §11, §12,Уметь работать с текстом учебника, картой, схемами | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | Литосфера - твердая оболочка Земли | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 3 | 3 | 
  | 8 | 1 | 
 |  Земная кора – основная часть литосферы  Горные породы, минералы и полезные ископаемые 
 
 
 
 
 | Урок формирования новых знаний | Урок-беседа | 
 | 
 |  §13, §14.   Уметь объяснять происхождение горных пород | 1 | 1 | 
  | 9 | 2 | 
 |  Движение земной коры 
 
 Рельеф Земли. Равнины | Урок формирования новых знаний | Урок-исследование | Практическая работа№4.Анализ физической карты России и физической карты мира | Рельеф РМЭ | §15, §16, Уметь находить равнины на физической карте, различать равнины по высоте, описывать их географическое положение. | 1 | 1 | 
  | 10 | 3 | 
 |  Рельеф Земли.  Горы. Обобщение по теме «Литосфера» | Урок обучения умениям и навыкам | Урок-практикум |  Анализ физической карты России и физической карты мира. Практическая работа№5.«Описание географического положения гор и равнин» | 
 | §17 | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 3 | 3 | 
  | 11 | 1 | 
 |  Состав и строение гидросферы  Мировой океан   
 
 
 | Урок формирования новых знаний | Урок-исследование | Практическая работа№6. «Работа с картой Мировой океан», «Жизнь в океане» | 
 |  §18, §19. Уметь работать с картой и текстом учебника | 1 | 1 | 
  | 12 | 2 | 
 |  Решение практических задач по карте  Воды Океана 
 
 
 | Урок обучения умениям и навыкам | Урок-практикум |  Практическая работа№7 «Соленость вод» | 
 | §20, Уметь решать задачи на определение солености воды | 1 | 1 | 
  | 13 | 3 | 
 |  Реки – артерии Земли 
 
  Озера, подземные воды, ледники 
 
 
 
 
 | Урок обучения умениям и навыкам | Урок-путешествие |  Анализ физической карты Практическая работа№8:«Описание реки по плану» |  Реки РМЭ, Озера РМЭ |  §21. Уметь работать с физической картой по данной теме. §22. Уметь объяснять зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости озер. | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 2 | 2 | 
  | 14 | 1 | 
 |  Состав и строение атмосферы.  Тепло в атмосфере 
 
  Давление и ветер 
 
 
 | Урок формирования новых знаний | Мультимедиа-урок | 
 | 
 |  §23,24 Уметь показывать основные слои атмосферы на схеме, знать краткую характеристику каждого из слоев. §25, Уметь объяснять причины, влияющие на возникновение ветра, изменения давления, области высокого и низкого давления на Земле | 1 | 1 | 
  | 15 | 2 | 
 | Влага в атмосфере. Погода и климат   Обобщение по теме «Атмосфера» | Урок систематизации и обобщения знаний | Повторительно-обобщающий урок |  Практическая работа№9 «Описание климата Марий Эл» | 
 | §26,27, закрепить полученные знания | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | Биосфера – живая оболочка Земли | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1 | 1 | 
  | 16 | 1 | 
 | Биосфера - живая оболочка. Почвы.   Биосфера – сфера жизни 
 
 
 | Урок формирования новых знаний | Урок-экскурсия |  Практическая работа№10  «Составление схемы «Связь биосферы с другими оболочками Земли». |  Состав почв РМЭ. Животный и растительный мир РМЭ | §28, §29, Наблюдение за животным и растительным миром для определения качества окружающей среды | 1 | 1 | 
  | 
 | 
 | 
 | Географическая оболочка | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 1 | 1 | 
  | 17 | 1 | 
 | Географическая оболочка Земли: природные зоны, культурные ландшафты 
 
 
 | Урок формирования новых знаний | Урок-беседа | 
 | Культурные ландшафты РМЭ | §30, Уметь показывать границы географической оболочки, знать ее особенности | 1 | 1 | 
  | 17 | 17 | 
 | Всего уроков | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 17 | 17 |