Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе. Линия учебников «Полярная звезда»
           | № | Тема | Кол-во часов | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки учащихся (результаты обучения) 
 | Дата. План. | Дата. Факт. | Д/З | 
  | Раздел 1. Регионы России (12 часов). | 
  | Тема 1. Регионы России (12 часов). | 
  | 1. | Введение. | 1 | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. | Ученик должен называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны. | 
 | 
 | П. 1 стр.5 вопр. 1-5   | 
  | 2. | Подходы к районированию. | 1 | Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Соседи Европейской и Азиатской России. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России. | Знать: понятия «район» и «районирование»; особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока; этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов. | 
 | 
 | П. 2 | 
  | 3. | Районирование и административно- территориальное деление.   | 1 | 
 | 
 | П. 3 | 
  | 4. | Крупные регионы России. | 1 | 
 | 
 | Повторить П 2-3 | 
  | 5. | Особенности природных регионов России. Великие равнины России. | 1 | 
 | 
 | П. 4 | 
  | 6. | Особенности природных регионов России. Горный каркас России. | 1 | 
 | 
 | П. 5 | 
  | 7. | Особенности природных регионов России. Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. | 1 | 
 | 
 | П. 6 | 
  | 8. | Особенности природных регионов России. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток. | 1 | 
 | 
 | П. 7 | 
  | 9. | Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | 1 | 
 | 
 | П. 8 | 
  | 10. |  Экологическая безопасность России.  
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 9 | 
  | 11. |  Россия. Регионы, хозяйственная деятельность. 
 | 1 | 
 | 
 | П. 10 | 
  | 12. | Обобщение по теме: «Регионы России». | 1 | 
 | 
 | Повторить П 4-10 | 
  | Раздел 2. Европейская Россия (32 часа) | 
  | Тема 1. Центральная Россия (10 часов) | 
  | 13. | Состав территории. Своеобразие географического положения. 
 
 
 
 
 | 1 | Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Москва – столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Волго-Вятский район. Своеобразие района. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Центральной России; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Центральной России; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 
 | 
 | П.11 | 
  | 14. | Особенности природы.   
 | 1 | 
 | 
 | П. 11 | 
  | 15. | Урок – практикум. Пр. р. № 1: Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации. | 1 | 
 | 
 | повторение | 
  | 16. | Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 12 | 
  | 17. | Центральный район. 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 13 | 
  | 18. | Урок-практикум. Пр. р. № 2: Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. 
 
 | 1 | 
 | 
 | повторение | 
  | 19. | Волго-Вятский район. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 14 | 
  | 20. | Центрально-Черноземный район. 
 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 15, 16 | 
  | 21. | Москва – столица России. 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 17 | 
  | 22. | Обобщение по теме «Центральная Россия». 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 18 | 
  | Тема 2. Северо-Западная Россия (5 часов) | 
  | 23. | Географическое положение. 
 
 
 
 
 | 1 | Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков, Санкт-Петербург. Особенности планировки, промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северо-Запада; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Северо-Запада; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 
 | 
 | П. 19 | 
  | 24. | Природа района.   
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 20 | 
  | 25. | Отрасли специализации. 
 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 21 | 
  | 26. | Население. Традиции и быт населения. Древние города.   Пр. р. № 3: Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России». 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 22 | 
  | 27. | Особенности географического положения Калининградской области. | 1 | 
 | 
 | П. 23 | 
  | Тема 3. Европейский Север (4 часа) | 
  | 28. | Географическое положение. Состав и соседи района. 
 
 
 | 1 | Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Европейского Севера; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Европейского Севера; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 
 | 
 | П. 24 | 
  | 29. | Особенности района и природно-ресурсного потенциала. Пр. р. № 4: Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 25 | 
  | 30. 
 | Специализация района. Этапы освоения территории.   
 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 26 | 
  | 31. | Население. Крупные города. Проблемы и перспективы развития.   
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 27 | 
  | Тема 4. Северный Кавказ (4 часа) | 
  | 32. | Географическое положение Северного Кавказа. 
 
 
 
 
 | 1 | Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК – главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северного Кавказа; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Северного Кавказа; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 
 | 
 | П. 28 | 
  | 33. | Особенности природных условий и ресурсов. Пр. р. № 5: Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 29 | 
  | 34. | Этапы освоения территории. Этническая и религиозная пестрота населения.   
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 30 | 
  | 35. | Особенности современного хозяйства. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 31 | 
  | Тема 5. Поволжье (4 часа) | 
  | 36. | Географическое положение Поволжья. Состав и соседи района. 
 
 
 
 
 | 1 | Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга – главная хозяйственная ось района. Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. 
 | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Поволжья; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Поволжья; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 
 | 
 | П. 32 | 
  | 37. | Природные условия и ресурсы.   Пр. р. № 6: Оценка природных условий и ресурсов Поволжья на основе тематических карт. 
 
 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 33 | 
  | 38. | Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 34 | 
  | 39. | Отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития Поволжья. 
 
 
 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 35 | 
  | 
 Тема 6. Урал (5 часов) | 
  | 40. | Своеобразие географического положения. 
 
 
 
 | 1 | Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск. Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Урал – экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала. 
 | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Урала; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Урала; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 
 | 
 | П. 36 | 
  | 41. | Природные условия и ресурсы, их особенности. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 36 | 
  | 42. | Население. Крупные города. 
 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 37 | 
  | 43. | Этапы развития хозяйства Урала. Специализация района. Пр. р. № 7: Оценка ресурсов региона. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 38 | 
  | 44. | Проблемы и перспективы развития Урала. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 39 | 
  | Раздел 3. Азиатская Россия (14 часов) | 
  | Тема 1. Сибирь (8 часов) | 
  | 45. | Состав территории. Географическое положение Сибири. 
 
 
 | 1 | Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Сибирь – главная топливная база России. Заболоченность территории – одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая – объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов. Многолетняя мерзлота. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал – объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития. 
 
 
 
 
 
 | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Сибири; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Сибири; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 
 | 
 | П. 40 | 
  | 46. | Природные условия и ресурсы. Заселение и освоение территории. Население. 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 41 | 
  | 47. | Хозяйство. Отрасли специализации. Особенности АПК. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 42 | 
  | 48. | Западная Сибирь – главная топливная база России. Пр. р. № 8: Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 43 | 
  | 49. | Крупные города. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 43, конспект | 
  | 50. | Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов.   Пр. р. № 9: Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 44 | 
  | 51. | Хозяйство Восточной Сибири. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 44 | 
  | 52. | Проблемы и перспективы развития. . 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 45 | 
  | Тема 2. Дальний Восток (6 часов) | 
  | 53. | Уникальность географического положения.   
 
 
 
 | 1 | Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Охрана природы. Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток – далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России?. Внешние связи региона. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Дальнего Востока; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Дальнего Востока; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 
 | 
 | П. 46 | 
  | 54. | Урок- практикум.   Пр. р. № 10: Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 46 | 
  | 55. | Особенности природы. 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 47 | 
  | 56. | Этапы развития территории. 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 48 | 
  | 57. | Основные отрасли специализации. 
 
 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 49 | 
  | 58. | Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 50 | 
  | Раздел 4. Заключение (8 часов) | 
  | 59. | Соседи России. 
 
 | 1 | Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические, связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. 
 
 
 
 | Уметь: читать карты, работать с материалами периодической печати; оценивать: изменения в развитии районов России; уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности. | 
 | 
 | П. 51 | 
  | 60. | Место России в мире. 
 
 | 1 | 
 | 
 | П. 51, конспект | 
  | 61. |  Регионы, хозяйственная деятельность.  
 
 | 1 | 
 | 
 | повторение   | 
  | 62. | Экономические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. | 1 | 
 | 
 | П. 52 | 
  | 63. | Культурные и информационные связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. | 1 | 
 | 
 | П. 52, конспект | 
  | 64. | Торговые и политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. | 1 | 
 | 
 | П. 52, материалы периодической печати | 
  | 65. | Расширение внешних экономических связей с другими государствами. | 1 | 
 | 
 | П. 53,54 | 
  | 66. | Обобщающее повторение по всему курсу экономической географии России. | 1 | 
 | 
 | повторение | 
  | 
 | Резервное время 2 часа. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | ИТОГО: 68 часов.   | 
 | Практических работ: 10 | 
 | 
 | 
 | 
 |