Набдюдение за изменениями в природе. Заполнение «Календаря погоды.»
1
4
Место человека в природе.
1
5
Природные богатства.
1
6
Рациональное использование природных богатств.
1
7
Народные приметы.
1
Атмосфера
8
Явление природы.
1
9
Погода.
1
10
Загрязнение окружающей среды.
1
Биосфера
11
Многобразие растений.
1
12
Лекарственные растения.
1
13-14
Практическая работа. Уход за растениями возле школы
2
15
Многообразие животных.
1
16-17
«Забота о пернатых». Изготовление кормушки.
2
Гидросфера
18
Вода -уникальное вещество.
1
19
Реки и родники. Урджарка-главная водная артерия региона
1
20
Алаколь.
1
Природные ресурсы и охрана окружающей среды
21
Край родной: в гармонии с природой.
1
22-23
Заповедники.
2
24
Загрязнение окружающей среды
1
25
Источники загрязнения
1
26
Животные и растения занесенные в «Красную книгу».
1
27
Изменение природных систем под влиянием деятельности человека.
1
28
Природа Урджарского края.
1
29
«Мое село- Баркытбел»
1
30
«Познай свой край!» урок-игра
1
31-32
Весенняя экскурсия.
2
33
Этногеографическая игра.
1
34
Итоговый урок.
1
Учебная программа
по курсу «Природа и человек» для 5 класса
уровня основного среднего образования
Пояснительная записка
Вариативная часть учебного плана направлена на разработку и реализацию курсов по выбору. Рекомендуемый следующий дополнительный учебный курс: «Природа и человек».
Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».
2. Главной целью курса «Природа и человек» является:
1) реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае;
2) расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
1) повышать познавательные интересы учащихся;
2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;
3) осуществлять осознанный выбор профессии;
4) развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;
5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
4. реализуется на уроках, классных часах, как их воспитательная задача (воспитание патриотических, гражданских чувств к «малой» Родине).
5«природа и человек. Курс логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае, при выделении местных аспектов.
6. Программа курса «природа и человек» реализуется отдельными поисковыми группами в классе и в школе
«Туған жердегі Қызыл Кітапқа енген жануарлар мен өсімдіктерді анықтау»
2
27
Адамдардың шаруашылық қызметінің әсерінен табиғатының өзгеруі.
1
28
«Табиғаты аса көркем-Үржар өңірі».
1
29
«Менің ауылым-Барқытбел».
1
30
«Өз өлкенді тани біл!» ойын-сабақ.
1
31-32
Көктемгі топсеруен.
2
33
«Атажұрт» этно-географиялық ойын сабақ.
1
34
Қорытынды сабақ.
1
Календарно-тематическое планирование
Вариативный курс «Природа и человек» . 5 класс.
1 час в неделю, 34 часа в год.
№
Название темы
Количество часов
Сроки
Примечание
Взаимосвязь природы и обшества
1
Правила поведения в природе.
1
2
Осенняя экскурсия.
1
3
Набдюдение за изменениями в природе. Заполнение «Календаря погоды.»
1
4
Место человека в природе.
1
5
Природные богатства.
1
6
Рациональное использование природных богатств.
1
7
Народные приметы.
1
Атмосфера
8
Явление природы.
1
9
Погода.
1
10
Загрязнение окружающей среды..
1
Биосфера
11
Многобразие растений.
1
12
Лекарственные растения.
1
13-14
Практическая работа. Уход за растениями возле школы
2
15
Многообразие животных.
1
16-17
«Забота о пернатых». Изготовление кормушки.
2
Гидросфера
18
Вода -уникальное вещество.
1
19
Реки и родники. Урджарка-главная водная артерия региона
1
20
Алаколь.
1
Природные ресурсы и охрана окружающей среды
21
Край родной: в гармонии с природой.
1
22-23
Заповедники.
2
24
Загрязнение окружающей среды
1
25
Источники загрязнения
1
26
Животные и растения занесенные в «Красную книгу».
1
27
Изменение природных систем под влиянием деятельности человека.
1
28
Природа Урджарского края.
1
29
«Мое село- Баркытбел»
1
30
«Познай свой край!» урок-игра
1
31-32
Весенняя экскурсия.
2
33
Этногеографическая игра.
1
34
Итоговый урок.
1
Учебная программа
по курсу «Природа и человек» для 5 класса
уровня основного среднего образования
Пояснительная записка
Вариативная часть учебного плананаправлена на разработку и реализацию курсов по выбору. Рекомендуемый следующий дополнительный учебный курс: «Природа и человек».
1. Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».
2. Главной целью курса «Природа и человек» является:
1) реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае;
2) расширение кругозора учащихся, воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
1) повышать познавательные интересы учащихся;
2) способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;
3) осуществлять осознанный выбор профессии;
4) развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;
5) соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
4. реализуется на уроках, классных часах, как их воспитательная задача (воспитание патриотических, гражданских чувств к «малой» Родине).
5«природа и человек. Курс логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае, при выделении местных аспектов.
6. Программа курса «природа и человек» реализуется отдельными поисковыми группами в классе и в школе
Рекомендуемая литература для учителя:
1.Бірмағамбетов Ә. , Мамырова К., Географиялық сөздік,А., «Рауан» ,1992
2.Рекорды Земли.Смоленск,1998
3.Энциклопедия для детей «Экология» ,М.Росмэн,1997.
4.Ысқақов С. Табиғатты қорғау дәстүріміз,А., «Білім»,1996.
5.Орынбаева Г. Оқушыларға экологиялық тәрбие беру,А., «Рауан»,1993.
6.Мир географии, М., «Мысль»,1984.
7.Ердавлетов С.Р.,Рутковский О.О. Занимательная география Казахстана. А., «Мектеп» ,1973.
8.Энциклопедия для детей.География,М., «Просвещение»,1998г.