«Географическая широта: от базовых понятий к практическим навыкам»
«Географическая широта: от базовых понятий к практическим навыкам»
совершенствование профессиональных компетенций педагогов в методике преподавания темы «Географическая широта» через интерактивные приёмы и практико‑ориентированные задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Географическая широта: от базовых понятий к практическим навыкам»»
Мастер‑класс для учителей географии
«Географическая широта: от базовых понятий к практическим навыкам»
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в методике преподавания темы «Географическая широта» через интерактивные приёмы и практико‑ориентированные задания.
Задачи:
актуализировать теоретические знания о географической широте;
продемонстрировать эффективные приёмы формирования пространственного мышления;
отработать навыки работы с картографическими материалами;
познакомить с цифровыми инструментами для изучения темы.
Продолжительность: 90 мин.
Оборудование:
физическая карта полушарий;
глобус;
атласы для 5–6 классов;
раздаточные материалы (контурные карты, карточки с заданиями);
проектор, компьютер;
онлайн‑сервисы: Google Earth, интерактивная карта GeoGuessr.
Ход мастер‑класса
1. Вводная часть (15 мин)
Актуализация знаний
Обсуждение проблемных вопросов:
«Какие типичные ошибки допускают учащиеся при определении широты?»
«Как объяснить разницу между широтой и долготой без заучивания определений?»
Мини‑тест (5 вопросов) для самооценки участников.
Теоретический блок Кратко о ключевых понятиях (презентация):
что такое географическая широта;
особенности отсчёта (от 0∘ до 90∘);
параллели как линии широты;
широта и природные зоны: зависимость климата от широты.
2. Практическая часть (50 мин)
Приём 1. «Живые параллели»(15 мин)
Участники делятся на группы.
Задание: изобразить «параллели» в пространстве (используя верёвки или ленты), отметить экватор, тропики, полярные круги.
Обсуждение: как этот приём помогает визуализировать абстрактное понятие.
Приём 2. Работа с контурными картами(15 мин)
Раздача карт с отмеченными точками.
Задача: определить широту объектов (Москва, Каир, Сидней), подписать значения.
Вариация: «Найди ошибку» — анализ карт с намеренно искажёнными координатами.
Приём 3. Цифровые инструменты(20 мин)
Демонстрация Google Earth: измерение широты кликом мыши.
Практикум: участники самостоятельно находят объекты по заданным координатам.
Игра GeoGuessr: определение широты по визуальным признакам ландшафта.
Обсуждение: как интегрировать сервисы в уроки.
3. Методический блок (15 мин)
Разбор типовых заданий ВПР/ОГЭ
Анализ формулировок: «Определите широту города…», «Сравните климатические условия пунктов на разной широте».
Алгоритм решения: пошаговая инструкция для учащихся.
Приёмы запоминания
Мнемотехника: «Широта — это как ступеньки вверх‑вниз» (движение по параллелям).