kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Географическая широта: от базовых понятий к практическим навыкам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

совершенствование профессиональных компетенций педагогов в методике преподавания темы «Географическая широта» через интерактивные приёмы и практико‑ориентированные задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Географическая широта: от базовых понятий к практическим навыкам»»

Мастер‑класс для учителей географии

«Географическая широта: от базовых понятий к практическим навыкам»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в методике преподавания темы «Географическая широта» через интерактивные приёмы и практико‑ориентированные задания.

Задачи:

  • актуализировать теоретические знания о географической широте;

  • продемонстрировать эффективные приёмы формирования пространственного мышления;

  • отработать навыки работы с картографическими материалами;

  • познакомить с цифровыми инструментами для изучения темы.

Продолжительность: 90 мин.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий;

  • глобус;

  • атласы для 5–6 классов;

  • раздаточные материалы (контурные карты, карточки с заданиями);

  • проектор, компьютер;

  • онлайн‑сервисы: Google Earth, интерактивная карта GeoGuessr.

Ход мастер‑класса

1. Вводная часть (15 мин)

Актуализация знаний

  • Обсуждение проблемных вопросов:

    • «Какие типичные ошибки допускают учащиеся при определении широты?»

    • «Как объяснить разницу между широтой и долготой без заучивания определений?»

  • Мини‑тест (5 вопросов) для самооценки участников.

Теоретический блок
Кратко о ключевых понятиях (презентация):

  • что такое географическая широта;

  • особенности отсчёта (от 0∘ до 90∘);

  • параллели как линии широты;

  • широта и природные зоны: зависимость климата от широты.

2. Практическая часть (50 мин)

Приём 1. «Живые параллели» (15 мин)

  • Участники делятся на группы.

  • Задание: изобразить «параллели» в пространстве (используя верёвки или ленты), отметить экватор, тропики, полярные круги.

  • Обсуждение: как этот приём помогает визуализировать абстрактное понятие.

Приём 2. Работа с контурными картами (15 мин)

  • Раздача карт с отмеченными точками.

  • Задача: определить широту объектов (Москва, Каир, Сидней), подписать значения.

  • Вариация: «Найди ошибку» — анализ карт с намеренно искажёнными координатами.

Приём 3. Цифровые инструменты (20 мин)

  • Демонстрация Google Earth: измерение широты кликом мыши.

  • Практикум: участники самостоятельно находят объекты по заданным координатам.

  • Игра GeoGuessr: определение широты по визуальным признакам ландшафта.

  • Обсуждение: как интегрировать сервисы в уроки.

3. Методический блок (15 мин)

Разбор типовых заданий ВПР/ОГЭ

  • Анализ формулировок: «Определите широту города…», «Сравните климатические условия пунктов на разной широте».

  • Алгоритм решения: пошаговая инструкция для учащихся.

Приёмы запоминания

  • Мнемотехника: «Широта — это как ступеньки вверх‑вниз» (движение по параллелям).

  • Ассоциации: «Экватор — середина, полюса — край».

  • Физкультминутка: показ широты жестами (руки вверх — север, вниз — юг).

4. Рефлексия и обсуждение (10 мин)

Вопросы для дискуссии:

  • Какие приёмы вы возьмёте в работу?

  • Какие сложности могут возникнуть при их внедрении?

  • Как адаптировать задания для детей с ОВЗ?

Анкетирование участников:

  • «Что было самым полезным?»

  • «Какие темы хотелось бы разобрать на следующем мастер‑классе?»

Методические рекомендации

  1. Для начального этапа изучения:

    • используйте глобус вместо плоской карты — так проще понять сферичность Земли;

    • начните с знакомых объектов (родной город, столица страны).

  2. Для закрепления:

    • предложите ученикам составить «паспорт» города с указанием широты;

    • проведите мини‑квест: найдите на карте точки по координатам.

  3. Для углублённого изучения:

    • исследуйте связь широты и продолжительности дня;

    • сравните природные зоны на одной широте в разных полушариях.

Ожидаемые результаты

Участники мастер‑класса:

  • освоят интерактивные методы преподавания темы;

  • получат готовые дидактические материалы;

  • научатся использовать цифровые ресурсы для визуализации широты;

  • смогут адаптировать задания под разные возрастные группы.

Приложения:

  1. Раздаточные материалы (контурные карты, карточки).

  2. Инструкция по работе с Google Earth.

  3. Примеры заданий ВПР/ОГЭ по теме.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Географическая широта: от базовых понятий к практическим навыкам»

Автор: Губанова Елена Анатольевна

Дата: 01.12.2025

Номер свидетельства: 678112


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства