Осанка – привычное вертикальное положение тела человека.
Правильная осанка делает нас не только привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма. Для формирования правильной осанки необходимо:
1. выполнять физические упражнения для формирования и укрепления мышечного корсета и всего опорно–двигательного аппарата;
2. выполнять дыхательные упражнения и упражнения для развития и укрепления дыхательной системы организма, увеличения ЖЕЛ;
3. применять упражнения релаксационного и восстановительного характера;
4. научиться методам и способам самоконтроля своего физического и психического состояния;
5. научиться оздоровительным навыкам и упражнениям, которые необходимо применять в течение всей жизни (утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых).
По результатам диспансеризации самым распространенным заболеванием детей школьного возраста является искривление позвоночника и, в частности, сколиоз - боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, которое «растет и развивается» вместе с переходом ученика из класса в класс. Это заболевание может развиться у детей в разном возрасте.
Причины возникновения сколиоза до конца не изучены, среди основных - общая слабость и неразвитость связочно-мышечного аппарата, которая в период наиболее интенсивного роста (6-8 и 10-12 лет) в сочетании с провоцирующими воздействиями (неправильно устоявшиеся привычки, плохая осанка, незначительная естественная ассиметрия ног, таза, недостаток в организме витамина D, гормональные нарушения) приводит к возникновению и развитию искривления позвоночника.
Некоторые исследователи выделяют отдельный вид сколиоза – «школьный». При неправильном положении тела во время занятий происходит перенапряжение одних групп мышц и расслабление других. Гипертонус (повышенное напряжение) сохраняется и после окончания занятий. При активном росте позвоночника длительное его нахождение в неправильном положении вызывает изменения как в связочном аппарате, так и в строении самих позвонков, что способствует «фиксации» указанной деформации и ее прогрессированию. Образуется стойкое боковое искривление позвоночника.
При значительных деформациях возникает рёберный горб, перекашивается таз, появляются клиновидность позвонков, затрудняется развитие внутренних органов (в первую очередь страдают органы дыхания, что приводит к кислородному голоданию всего организма, уменьшению жизненной емкости легких (ЖЕЛ), сердечно-сосудистым заболеваниям, смещению внутренних органов).
Таким образом, можно сделать вывод, что сколиотическая болезнь - это общее заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма.
Грудно-лопаточный тест определяет величину расстояния нижнего края лопатки от плоскости грудной клетки с помощью обычной жесткой сантиметровой линейки в удобном, свободном положении «стоя». Линейку ставят строго перпендикулярно к поверхности спины непосредственно от груди до наружной поверхности нижнего края лопатки (чаще в большей степени выступает правая). Динамика показателя отражает динамику изменения осанки. Школьники самостоятельно справляются с заданием путем взаимообследования.
Грудно-плечевой тест заключается в измерении размера от середины одного плеча до середины другого по передней и задней поверхностям груди в той же позе. После чего величину переднего размера в см делят на величину заднего. Предварительно намечают ручкой точку отсчета: большим и указательным пальцами левой руки плотно обхватывают сбоку только головку плечевой кости, правой рукой наносят метку в средней, максимально выступающей части между пальцами. После измерения с обеих сторон сантиметровой лентой параллельно полу измеряют передний и задний размеры. Затем делят величину переднего размера на величину заднего. Этот тест существенно дополняет первый при окончательной характеристике осанки.
Критерии
«отлично» или «хорошо»
удовлетворительно
неудовлетворительно
Грудно-лопаточный тест, мм
≤ 10
10 – 15
> 15
Грудно-плечевой тест: передн.; задн., см
≥1,0
0,9 -0,8
≤ 0,7
Полученные индивидуальные данные заносятся в рабочую тетрадь по физической культуре, затем соотносятся с таблицей состояния осанки школьника.
Подведение итогов лабораторной работы.
4. Просмотр фрагмента видеофильма (комплекс упражнений для формирования правильной осанки) – 6 мин.
5. Практическая часть урока – 20 мин
Частные задачи
Средства
Дозировка
Методические указания
Подготовить организм к предстоящей аэробной работе.
Повысить кардиореспираторные возможности.
Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки:
- на передней части стопы;
- марш (шаги);
- приставные шаги;
- открытый шаг;
1-2мин
Руки на поясе.
Бедро поднимать высоко.
Легко и играючи, пружиня.
С хлопками над головой.
Развить общую координацию, способность к разнообразной работе со снарядами.
Развивать силу нижних конечностей.
Воспитывать координационную выносливость.
Развивать подвижность в поясничном отделе позвоночного столба и силу мышц брюшного пресса.
Воспитывать координационные способности.
Комплекс с гимнастическими палками:
1. И. п. – о. с. палку вниз. 1 - левую назад на носок, палку на грудь; 2 - палку вверх, прогнуться; 3 - палку на грудь; 4 - приставляя левую, и. п. 5-8 - то же с правой.
2. И. п. - о. с, палку свободным концом на пол, руками опираться на палку. 1-3 - пружинящие приседания; 4 - и. п.
3. И. п. - о. с, палку одним концом в левую руку, вторым на пол к стопе левой ноги. 1 - опираясь на палку, присед на левой, правую вперед; 2 - и. п.; 3-4 -повторить, 5-8 - то же на правой ноге, палка справа.
4. И. п. - о. с, палка сзади. 1 - наклон, палку опустить, вниз к пяткам; 2-3 – прижать палку к ногам и, сгибая руки, подтянуть грудь и голову к ногам; 4 - и. п.
5. И. п. - сед, палку вверх, 1 - сед углом, палку вперед до касания носков ног; 2 - и. п.; 3-4 повторить; 5-6 - сгибая ноги, перемах в сед, палку под ногами; 7-8 - перемах назад в и. п.
6. И. п. - лежа на спине, палку вверх. 1-2 – принять положение лежа согнувшись; 3-6 - держать; 7-8 - и. п,
7. И. п. - сед ноги врозь, палку вперед. 1-2 - выкрутом вперед палку назад; 3-4 – выкрутом назад и. п.; 5 - поворот туловища направо; 6 - и. п.; 7-8 - то же направо.
И. п. - о. с, палку вниз. 1 - прыжок на месте, палку на грудь; 2 - прыжок ноги врозь, палку вверх; 3 - прыжок ноги вместе, палку на грудь; 4 - прыжок ноги вместе, палку вниз; 5 - прыжок ноги врозь, палку вверх; 6 - прыжок ноги вместе, палку вниз; 7-8 – повторить прыжки на счет «5» и «6».
9 - и. п. лежа на животе. Вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются в исходное положение.
10 – и.п. – лежа на спине в правильном положении (голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к полу). Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и.п.
10 мин.
8 раз.
8-10раз.
8 раз.
7 раз.
7 раз.
6 раз.
6 раз.
8 раз.
Комплекс аэробики под музыкальное сопровождение с темпом 120-144 уд/мин.
Ноги выпрямлены в коленных суставах. Голова приподнята.
Приседания не полные до прямого угла в коленных суставах.
Расстояние между кистями соответствующее, руки не сгибать в локтях. Спина прямая.
Следить за правильностью выполнения комплекса. Дыхание ровное. Внимание на осанку.
Восстановить дыхание и снизить эмоциональное напряжение.
Упражнения для восстановления дыхание.
1. Вдох полной грудью – выдох с придыханием (Ж-Ж-Ж).
2. Вдох «животом» - выдох долгий (З-З-З).
Вдох растянуть на четыре раза через нос – выдох с полуприседаниями и хлопками перед грудью (4 хлопка).
1мин.
3 раза.
2 раза.
2 раза.
Максимально напрягать брюшной «пресс».
Грудь неподвижна.
Полуприседания неглубокие, голову на грудь, выдох громкий.
Формировать навыки правильной осанки.
Подвижная игра «Тише едешь – дальше будешь»
Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. Водящий поворачивается спиной к играющим и медленно произносит: «Тише едешь – дальше будешь. Стой!». Пока он говорит, игроки продвигаются вперед заранее оговоренным способом. По команде «Стой!» водящий поворачивается к игрокам лицом. Все должны замереть, сохраняя правильную осанку. Не успевшие этого сделать или принявшие неправильное положение игроки возвращаются назад, на исходную позицию. Выигрывает тот, кто дольше всех сохранит правильную осанку и сделает меньше ошибок в выполнении команд.
5-7 мин
Объяснить правила игры.
Следить за выполнениями правил играющими.
6. Подведение итогов урока 1-2 мин.
7. Сообщение домашнего задания: составить комплекс физических упражнений для формирования правильной осанки (6-8 упражнений).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Осанка – привычное вертикальное положение тела человека.
Правильная осанка делает нас не только привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма. Для формирования правильной осанки необходимо:
выполнять физические упражнения для формирования и укрепления мышечного корсета и всего опорно–двигательного аппарата;
выполнять дыхательные упражнения и упражнения для развития и укрепления дыхательной системы организма, увеличения ЖЕЛ;
применять упражнения релаксационного и восстановительного характера;
научиться методам и способам самоконтроля своего физического и психического состояния;
научиться оздоровительным навыкам и упражнениям, которые необходимо применять в течение всей жизни (утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых).
По результатам диспансеризации самым распространенным заболеваниемдетей школьного возраста является искривление позвоночника и, в частности, сколиоз - боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, которое «растет и развивается» вместе с переходом ученика из класса в класс. Это заболевание может развиться у детей в разном возрасте.
Причины возникновения сколиоза до конца не изучены, среди основных - общая слабость и неразвитость связочно-мышечного аппарата, которая в период наиболее интенсивного роста (6-8 и 10-12 лет) в сочетании с провоцирующими воздействиями (неправильно устоявшиеся привычки, плохая осанка, незначительная естественная ассиметрия ног, таза, недостаток в организме витамина D, гормональные нарушения) приводит к возникновению и развитию искривления позвоночника.
Некоторые исследователи выделяют отдельный вид сколиоза – «школьный». При неправильном положении тела во время занятий происходит перенапряжение одних групп мышц и расслабление других. Гипертонус (повышенное напряжение) сохраняется и после окончания занятий. При активном росте позвоночника длительное его нахождение в неправильном положении вызывает изменения как в связочном аппарате, так и в строении самих позвонков, что способствует «фиксации» указанной деформации и ее прогрессированию. Образуется стойкое боковое искривление позвоночника.
При значительных деформациях возникает рёберный горб, перекашивается таз, появляются клиновидность позвонков, затрудняется развитие внутренних органов (в первую очередь страдают органы дыхания, что приводит к кислородному голоданию всего организма, уменьшению жизненной емкости легких (ЖЕЛ), сердечно-сосудистым заболеваниям, смещению внутренних органов).
Таким образом, можно сделать вывод, что сколиотическая болезнь - это общее заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма.
Просмотр фрагмента видеофильма (снят старшеклассниками) – (5 – 6 мин.)
Выполнение лабораторной работы – 6 мин.
Грудно-лопаточный тест определяет величину расстояния нижнего края лопатки от плоскости грудной клетки с помощью обычной жесткой сантиметровой линейки в удобном, свободном положении «стоя». Линейку ставят строго перпендикулярно к поверхности спины непосредственно от груди до наружной поверхности нижнего края лопатки (чаще в большей степени выступает правая). Динамика показателя отражает динамику изменения осанки. Школьники самостоятельно справляются с заданием путем взаимообследования.
Грудно-плечевой тест заключается в измерении размера от середины одного плеча до середины другого по передней и задней поверхностям груди в той же позе. После чего величину переднего размера в см делят на величину заднего. Предварительно намечают ручкой точку отсчета: большим и указательным пальцами левой руки плотно обхватывают сбоку только головку плечевой кости, правой рукой наносят метку в средней, максимально выступающей части между пальцами. После измерения с обеих сторон сантиметровой лентой параллельно полу измеряют передний и задний размеры. Затем делят величину переднего размера на величину заднего. Этот тест существенно дополняет первый при окончательной характеристике осанки.
Критерии
«отлично» или «хорошо»
удовлетворительно
неудовлетворительно
Грудно-лопаточный тест, мм
≤ 10
10 – 15
15
Грудно-плечевой тест: передн.; задн., см
≥1,0
0,9 -0,8
≤ 0,7
Полученные индивидуальные данные заносятся в рабочую тетрадь по физической культуре, затем соотносятся с таблицей состояния осанки школьника.
Подведение итогов лабораторной работы.
Просмотр фрагмента видеофильма (комплекс упражнений для формирования правильной осанки) – 6 мин.
Практическая часть урока – 20 мин
Частные задачи
Средства
Дозировка
Методические указания
Подготовить организм к предстоящей аэробной работе.
Повысить кардиореспираторные возможности.
Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки:
- на передней части стопы;
- марш (шаги);
- приставные шаги;
- открытый шаг;
1-2мин
Руки на поясе.
Бедро поднимать высоко.
Легко и играючи, пружиня.
С хлопками над головой.
Развить общую координацию, способность к разнообразной работе со снарядами.
Развивать силу нижних конечностей.
Воспитывать координационную выносливость.
Развивать подвижность в поясничном отделе позвоночного столба и силу мышц брюшного пресса.
Воспитывать координационные способности.
Комплекс с гимнастическими палками:
И. п. – о. с.. палку вниз. 1 - левую назад на носок, палку на грудь; 2 - палку вверх, прогнуться; 3 - палку на грудь; 4 - приставляя левую, и. п. 5-8 - то же с правой.
И. п. - о. с, палку свободным концом на пол, руками опираться на палку. 1-3 - пружинящие приседания; 4 - и. п.
И. п. - о. с, палку одним концом в левую руку, вторым на пол к стопе левой ноги. 1 - опираясь на палку, присед на левой, правую вперед; 2 - и. п.; 3-4 -повторить, 5-8 - то же на правой ноге, палка справа.
И. п. - о. с, палка сзади. 1 - наклон, палку опустить, вниз к пяткам; 2-3 – прижать палку к ногам и, сгибая руки, подтянуть грудь и голову к ногам; 4 - и. п.
И. п. - сед, палку вверх, 1 - сед углом, палку вперед до касания носков ног; 2 - и. п.; 3-4 повторить; 5-6 - сгибая ноги, перемах в сед, палку под ногами; 7-8 - перемах назад в и. п.
И. п. - лежа на спине, палку вверх. 1-2 – принять положение лежа согнувшись; 3-6 - держать; 7-8 - и. п,
И. п. - сед ноги врозь, палку вперед. 1-2 - выкрутом вперед палку назад; 3-4 – выкрутом назад и. п.; 5 - поворот туловища направо; 6 - и. п.; 7-8 - то же направо.
И. п. - о. с, палку вниз. 1 - прыжок на месте, палку на грудь; 2 - прыжок ноги врозь, палку вверх; 3 - прыжок ноги вместе, палку на грудь; 4 - прыжок ноги вместе, палку вниз; 5 - прыжок ноги врозь, палку вверх; 6 - прыжок ноги вместе, палку вниз; 7-8 – повторить прыжки на счет «5» и «6».
9 - и. п. лежа на животе. Вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются в исходное положение.
10 – и.п. – лежа на спине в правильном положении (голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к полу). Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и.п.
10 мин.
8 раз.
8-10раз.
8 раз.
7 раз.
7 раз.
6 раз.
6 раз.
8 раз.
Комплекс аэробики под музыкальное сопровождение с темпом 120-144 уд/мин.
Ноги выпрямлены в коленных суставах. Голова приподнята.
Приседания не полные до прямого угла в коленных суставах.
Расстояние между кистями соответствующее, руки не сгибать в локтях. Спина прямая.
Следить за правильностью выполнения комплекса. Дыхание ровное. Внимание на осанку.
Восстановить дыхание и снизить эмоциональное напряжение.
Упражнения для восстановления дыхание.
Вдох полной грудью – выдох с придыханием (Ж-Ж-Ж).
Вдох «животом» - выдох долгий (З-З-З).
Вдох растянуть на четыре раза через нос – выдох с полуприседаниями и хлопками перед грудью (4 хлопка).
1мин.
3 раза.
2 раза.
2 раза.
Максимально напрягать брюшной «пресс».
Грудь неподвижна.
Полуприседания неглубокие, голову на грудь, выдох громкий.
Формировать навыки правильной осанки.
Подвижная игра «Тише едешь – дальше будешь»
Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. Водящий поворачивается спиной к играющим и медленно произносит: «Тише едешь – дальше будешь. Стой!». Пока он говорит, игроки продвигаются вперед заранее оговоренным способом. По команде «Стой!» водящий поворачивается к игрокам лицом. Все должны замереть, сохраняя правильную осанку. Не успевшие этого сделать или принявшие неправильное положение игроки возвращаются назад, на исходную позицию. Выигрывает тот, кто дольше всех сохранит правильную осанку и сделает меньше ошибок в выполнении команд.
5-7 мин
Объяснить правила игры.
Следить за выполнениями правил играющими.
Подведение итогов урока 1-2 мин.
Сообщение домашнего задания: составить комплекс физических упражнений для формирования правильной осанки (6-8 упражнений).