Тетрадь практиканта «Пробные уроки». Образовательный факультет. 3 курс (6 семестр) / авт.-сост. Г. А. Бабарыкина. – Екатеринбург : ГАПОУ СО СОПК, 2025– 19 с.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»
Разработчик:
Бабарыкина Г. А., преподаватель общепрофессиональных дисциплин кафедры физической культуры, высшей квалификационной категории
Тетрадь предназначена для студентов педагогических колледжей по специальности 49.02.01 «Физическая культура», в рамках профессионального модуля ПМ.03 «Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам»
Цель: Овладение умениями планировать, проводить и анализировать уроки по предмету «физическая культура»; осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
Задачи:
1. Овладеть умениями работать с методической литературой и др. источниками информации, необходимой для подготовки к урокам.
2. Сформировать умения использовать различные методы и формы организации учебных занятий по физической культуре, строить их с учетом возрастных особенностей.
3. Овладеть приемами страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях.
5. Овладеть умениями проводить педагогический контроль на уроке.
6. Овладеть умениями осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении урока, анализ деятельности других практикантов.
Отчетность по практике:
Ведение тетради практиканта.
Анализ и самоанализ просмотренных уроков.
Конструкты 8 зачетных уроков.
Пульсометрия урока физической культуры .
Методика обучения двигательного действия
В помощь студенту
Алгоритм непосредственной подготовки к уроку
- определить тему урока, его место в системе уроков по теме;
- конкретизировать цель и задачи урока;
- подобрать наиболее целесообразные средства физического воспитания для решения намеченных задач;
- подобрать методы обучения и формы организации деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей;
- определить приемы активизации деятельности учащихся на уроке;
- предусмотреть меры травматизма;
- осуществить собственную двигательную подготовку к уроку;
- осуществить теоретическую и речевую подготовку;
- осуществить материальное обеспечение урока;
- оформить конспект
Непосредственно перед входом в зал позаботься о своем внешнем виде и психологическом настрое, помни, что дети воспринимают личность учителя такой, какой видят ее.
Ежедневное заполнение индивидуального плана
Индивидуальный план прохождения практики
Даты
Виды работ
Кол-во часов
Первая неделя практики
Понедельник
7апреля. Установочная конференция. Просмотр уроков физической культуры. Распределение уроков
6
Вторник
8 апреля
6
Среда
9 апреля
6
Четверг
10 апреля
6
Пятница
11 апреля
6
Суббота
12 апреля
6
Вторая неделя практики
Понедельник
6
Вторник
6
Среда
6
Четверг
6
Пятница
6
Суббота
6
ЗАДАНИЕ № 1
КАРТА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА, САМОАНАЛИЗА И ОЦЕНКИ УРОКА ПРАКТИКАНТА
( 1-3 уроки – анализ однокурсника; 4 -5уроки – самоанализ)
16.Решение задач по выработке физических и морально-волевых качеств
Планирование и учет самостоятельной работы
17.Домашнее задание (реальность его выполнения и проверки на уроке)
Общее количество баллов
Деятельность студента-практиканта оценивается по 5-бальной шкале по каждому критерии. По общей сумме выставляется отметка, исходя из предложенных баллов: 48–60 баллов – «3»; 61–77 балла – «4»; 78–85 баллов – « 5».
Вывод и предложения по совершенствованию профессиональной компетентности.
Приложение
к экспресс-анализу урока
№
Дата
Ф.И. студента, проводившего урок
класс
Вывод и предложения
1.
2.
3.
4.
5.
Оценивается вывод и ваши предложения
Задание № 2
Записать поэтапно обучение 2-х двигательных действий (одно из раздела баскетбол, волейбол; второе из раздела гимнастика, легкая атлетика) с указанием подводящих упражнений.
Методика обучения д.д.______________________________________________
Название этапов
Средства физического воспитания (написать по 3 упражнения на 2 и 3 этап)
Этап начального разучивания. Цель – сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Этап углубленного разучивания. Цель – сформировать полноценное двигательное умение.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Методика обучения д.д._______________________________________________
Название этапов
Средства физического воспитания (написать по 3 упражнения на 2 и 3 этап)
Этап начального разучивания. Цель – сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Этап углубленного разучивания. Цель – сформировать полноценное двигательное умение.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Задание № 3
Провести пульсометрию на разных типах урока: урок обучения, урок закрепление пройденного материала.
Задача: Сформировать умение осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности.
Протокол № 1
анализа распределения физической нагрузки на уроке
Проведение уроков физической культуры в разных возрастных группах.
Оформление конструктов, согласно требованиям.
КОНСТРУКТ ПРИНОСИМ НА КАЖДЫЙ УРОК
Шаблоны для формулирования цели и задач учебного занятия по
физической культуре
Цель. Развитие скоростных способностей у обучающихся на учебном занятии по физической культуре при изучении раздела «Легкая атлетика»
Цель. Развитие выносливости у обучающихся на учебном занятии по физической культуре при изучении раздела «Легкая атлетика
Цель. Формирование навыка выполнения ловли и передачи мяча у обучающихся на учебном занятии по физической культуре при изучении раздела баскетбол.
Цель. Формирование навыка выполнения ведения мяча у обучающихся на учебном занятии по физической культуре при изучении раздела баскетбол.
Образовательная задача:
Совершенствовать технику ……. (указать конкретное двигательное действие) посредством (с помощью/через конкретные двигательные действия) …….
Разучить технику…….
Закрепить технику
Принять…..
Оценить технику
Оздоровительная задача:
Развивать …….. (указать физическое качество или двигательную способность) посредством (с помощью/через конкретные двигательные действия- смотри какое в образовательной задачи) …….
Укреплять ………. (указать систему организма/мышечную группу) посредством (с помощью/через конкретные двигательные действия) ……./
Воспитательная задача:
Формировать…..(указать конкретное личностное качество) посредством (с помощью/ через конкретные двигательные действия)…….
Воспитывать ……….(указать конкретное личностное качество) посредством (с помощью/ через конкретные двигательные действия)…….
Развивать……….(указать психические процессы: внимание, воля, память, мышление, воображение, речь)) посредством (с помощью/ через конкретные двигательные действия)
Образец
Конструкт урока по физической культуре для ______________ класса
Технологическая карта урока
Раздел:
Тема:
Цель:
Задачи урока:
Образовательные задачи:
Оздоровительные задачи:
Воспитательные задачи:
Тип урока по решению образовательных задач:
Место проведения:
Инвентарь и оборудование:
Урок проводил:
Дата проведения:
Методы и приемы обучения применяемые на уроке
Части урока в мин.
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
1.
5-10 мин.
Построение, сообщение задач урока
Кол-во минут
Строевые упражнения или игра на внимание (строевые проводят на гимнастике и в младшем школьном возрасте на всех разделах программы)
А) ______________________;
Б) ______________________;
и т.д.
кол-во минут
кол-во раз
Способ организации уч-ся
( для подготовительной части урока)
Методические указания,
Ходьба,
Разновидности ходьбы
Методические указания.
Бег,разновидности бега
Методические указания
Ходьба на восстановление дыхания
Методические указания
Перестроение
Указать способ перестроения, схема перестроения
Комплекс ОРУ: без предметов, с предметами, в парах, с отягощением и др.
Специальная разминка в зависимости от раздела программы.
Конкретные методические указания к каждому действию.
Построение, перестроение
Указать способ
2.
кол-во
минут
Формулировка первой образовательной задачи
А) _______упражнения____;
Б)
Методическая последовательность обучения данному двигательному действию; средства обучения (физические упражнения) графическое изображение, схемы и др.
способы организации деятельности (для основной части урока)
методические указания
Формулировка второй задачи и т.д.
А)
методические указания
Учебная игра, подвижная игра
Схема игры
правила игры, определение победителей
Построение, перестроение
Указать способ перестроения
3.
кол-во
минут
Упражнения для снятия стрессового состояния
Упражнения или игра на внимание и др.
правила игры, определение победителей
Подведение итогов урока
Проверить степень усвоения двигательных умений и навыков
Задание на дом
Конкретное
Организованный уход с урока
Критерии оценки педагогической деятельности студента
по проведению пробных уроков
№
Показатели
Дата проведения уроков
Предмет, класс
Тема урока
1.
Формирование мотивации учащихся на образовательный процесс (сообщение задач урока)
2.
Размещение, перемещение учащихся и выбор места учителя
3.
Соответствие методов, средств физического воспитания поставленным задачам урока
4.
Разнообразие упражнений
5.
Владение техникой показа упражнений
6.
Знание методики обучения и терминологии
7.
Методические указания и своевременное исправление ошибок
8.
Оптимальная двигательная активность урока
9.
Умение ориентироваться в ситуации урока
10.
Оценивание и контроль результатов деятельности детей
обучающийся на 3 курсе по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура успешно прошел(а) производственную практику «Пробные уроки» по профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам.
В объеме 72 часов с «______» ___________ 20___г. по «______» ___________ 20____ г.
В организации_______________________________________________________________
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
ОК 2. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач.
Проявляет активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности
Выполнение заданий в соответствующий срок.
Заполнение дневника в соответствии с требованиями
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Умеет работать с различными источниками информации
Знает методику обучения двигательного действия (задание 2)
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической
Формулирует цели и задачи урока, соблюдает последовательность и взаимодействие частей урока.
Оформляет конструкт урока, согласно требованиям ФГОС
Оформление конструктов урока, обеспечивающих организацию физического воспитания
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей
ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятиям на себя ответственности за качество образовательного процесса
Соблюдает технику безопасности на уроках физической культуры. Владеет способами страховки, самостраховки
Показывает упражнения с методическими рекомендациями, знанием методики обучения двигательных действий.
Проведение урока физической культуры
в начальной, основной, средней школе. Проведение уроков с применением различных способов организации деятельности учащихся.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.
Умеет проводить педагогический контроль, оценивание процесса и результатов деятельности.
Определение величины физической нагрузки, ее влияние на организм методом пульсометрии, построение графика.
(задание 3)
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
Умеет фиксировать результаты педагогического наблюдения.
Самоанализ и анализ проведения уроков другими практикантами
(задание 1)
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
Критерии оценки результата: 0 баллов - признак не проявлен. 1 балл - признак проявлен, но на недостаточном уровне; 2 балла - признак проявлен на достаточном уровне
Шкала перевода баллов в отметку
5-0
7-6
9-8
12-10
неудовлетворительно
удовлетворительно
хорошо
отлично
Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной / производственной практики:
Сформировано умение использовать различные методы и формы организации учебных занятий по физической культуре, строить их с учетом возрастных особенностей; умение проводить педагогический контроль на уроке, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики уровня физической подготовленности обучающихся, умение осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении урока, анализ деятельности других практикантов.
Оценка выполнения программы практики_________________
Дата___________20_____
Подпись ответственного лица организации (базы практики)
Алхасов, Д.С. Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания. Легкая атлетика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 300 с. – (Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/457599 (дата обращения: 26.03.2020).
Алхасов, Д.С. Теория и история физической культуры: учебник и практикум / Д.С. Алхасов. – М.: Юрайт, 2019. – 191 с. – Библиогр.: с. 188-191. – 100 экз. – ISBN 978-5-534-06071-3. – Текст : непосредственный
Германов, Г. Н. Методика обучения предмету «физическая культура». Легкая атлетика : учебное пособие для среднего проф. : Издательство Юрайт, 2020. – 461 с. – (Профессиональное образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://biblio-online.ru/bcode/453962 (дата обращения: 26.03.2020).
Подвижные игры : учебное пособие / В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, Т.А. Колупаева, В.Ф. Кириченко ; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Кафедра теории и методики спортивных игр. – Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2004. – 92 с. : схем., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274873 (дата обращения: 15.04.2020).
Спортивные игры: правила, тактика, техника : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13046-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448840 (дата обращения: 18.04.2020).
Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 496 с. – Библиогр.: с. 494-495. – 2000 экз. – ISBN 978-5-4468-7256-5 – Текст : непосредственный
Шалаев, О. С. Подвижные игры : учебное пособие / Шалаев О. С. , Мишенькина В. Ф. , Эртман Ю. Н. , Ковыршина Е. Ю. - Омск : СибГУФК, 2019. - 158 с. - ISBN 978-5-91930-122-6. - Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785919301226.html (дата обращения: 15.04.2020).
Дополнительные источники
1.Федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» от 10 ноября 2008г.
2.ФГОС начального общего образования от « 6 » октября 2009 г. No 373.
4.ФГОС основного общего образования от «17» декабрря 2010 г. No1897.
5.ФГОС среднего общего образования от 17 мая 2012 г. N 413
Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 224 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04492-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453843 (дата обращения: 10.05.2020).
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 270 с. – Библиогр.: с. 267-268. – 10100 экз. – ISBN 978-5-237-00116-7 – Текст : непосредственный