kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая деятельность учителя физической культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый (подготовительный) этап деятельности учителя фи­зической культуры направлен на обеспечение условий качествен­ного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каж­дого урока в отдельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая деятельность учителя физической культуры.»



Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.



В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:

  1. подготовка к процессу физического воспитания;

  2. практическая деятельность на уроке;

  3. контроль за эффективностью педагогического процесса.
    Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды

деятельности.

Первый (подготовительный) этап деятельности учителя фи­зической культуры направлен на обеспечение условий качествен­ного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каж­дого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и состав­ление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, пла­нов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

  • основных, подводящих и специальных упражнений;

  • определение количества повторений каждого упражнения;

  • определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;

  • выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ,объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий,непосредственный показ учителем движений и двигательных дей­
    ствий) и специфических методов обучения двигательным действи­
    ям и воспитания физических качеств.Успешность процесса физического воспитания во многом зави­сит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:

  • целостного учебно-воспитательного процесса;

  • каждого урока.

Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя фи­зической культуры, направленных на обеспечение условий успеш­ного проведения уроков планируемого периода.

Организация отдельного урока включает совокупность про­фессиональных действий учителя, направленных на упорядоче­ние и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке пре­дусмотренных учебной программой и запланированных учите­лем педагогических задач. В этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение опти мальных условий для обучения и воспитания учащихся на каж­дом уроке:

  • подготовка предстоящих мест занятий (организация безогласности мест занятий);

  • подготовка необходимого для урока оборудования и ин­вентаря.

В процессе физического воспитания (второй этап) практик ческая деятельность учителя физической культуры направлена управление учеб но-практической и познавательной деятельное* тью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программ­ные требования по физическому воспитанию в школе. Управле­ние деятельностью учащихся включает в себя:

  • организационные мероприятия на уроке;

  • непосредственно педагогические воздействия;

  • текущий контроль на уроке.

Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:

  • построение класса;

  • сообщение учащимся задач урока;

  • проведение перестроений, необходимых для руководства классом;

  • выбор места для руководства классом (отделением, подгруп­пами);

  • организация дисциплины;

  • установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;

  • организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий;

  • рациональное распределение учебного времени;

  • уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);

  • подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
    (индивидуального или для всего класса).

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся:

  • объяснение учебного материала;

  • показ упражнений;

  • демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и. т.п.;

  • непосредственная помошь учащимся при выполнении дви­гательных действий.

Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность игра­ют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и поня­тий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, за-, поминание; служат источником чувственного восприятия;контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса, наблю­дательности и т.п.

Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие ос­новные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигатель­ном действии и его составных элементах; б) организацию дея­тельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых зна­ний), организацию выполнения упражнений, оценку, органи­зацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление дея­тельностью учащихся.

Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степе­ни подготовленности и возраста обучаемых.

Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учите­ля, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, ки­нограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учи­тель обычно объясняет его, а затем с помощью различных нагляд­ных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяс­нении представления.

В процессе обучения двигательным действиям учащихся стар­ших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере исполь­зует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретен­ный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще ис­пользовать слово.

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% пред­ставлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.

Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия про­ведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стади­он, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе заня­тия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью Учащихся. Основной принцип здесь — видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и пре­дусмотреть при этом необходимые меры безопасности. Деятельность учителя физической культуры сводится не толь­ко к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических ка­честв. По ходу урока он анализирует учебно-практическую дея­тельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соот­ветствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий конт­роль. Текущий контроль — это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланиро­ванными и при необходимости на оперативное устранение заме­ченных отклонений от плана.

На этапе контроля за эффективностью педагогического про­цесса (трет и й эта п) деятельность учителя физической культу­ры направлена на анализ и оценку результатов обучения, поло­жительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наи­более рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педа­гогического решения.

В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструк­тивная деятельность, направленная на выработку программы де­ятельности на уроках физической культуры.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физичес­кой культуры, необходимо отметить, что она направлена на:

  1. формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;

  1. отбор и последовательное расположение учебного материала;

  1. составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;

  2. программирование учителем своей роли по управлению учеб­
    но-практической и познавательной деятельностью учащихся.

Конструктивная деятельность включает в себя поиск и созда­ние оптимальной методики урока физической культуры, посколь­ку каждая предлагаемая специалистами методика дает максималь­ный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.

Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно про­являются в рамках отдельного урока физической культуры. У опыт­ных педагогов они реализуются следующим составом умений:

  • заранее определять и формулировать цель и задачи пред­стоящего урока физической культуры;

  • заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;

  • заранее подбирать упражнения, направленные на воспита­ние физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благоприятных для воспитания) периодов;

  • заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эс­тафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершен­ствование двигательных действий и на воспитание физическихкачеств;

  • заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эф­фективные упражнения по обшей физической подготовке (ОФП),
    продумывать последовательность их выполнения и дозировку;

  • подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта (не входящих в школьную программу);

  • заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа полу­чать ожидаемый эффект;

  • заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

  • рационально распределять время между отдельными частя­ми урока;

  • переходить от одного вида деятельности к другому, не вы­зывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;

  • подводить учащегося в случае необходимости к выполнению
    основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;

  • оптимально сочетать на уроке показ со словесным объясне­нием;

  • рационально использовать имеющийся инвентарь, техниче­ские средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные)средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры(предметные регуляторы) и т.п.;

  • в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

  • в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;

  • соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;

  • координировать в процессе урока деятельность всего класса и выполнение индивидуальных заданий;

  • предусматривать возможные у учащихся затруднения и на­мечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

  • развивать активность школьников, делая их активными уча­стниками организации урока физической культуры.

Деятельность учителя физической культуры может осуществ­ляться на следующих уровнях эффективности (Н.В.Кузьмина, 1970).

  1. Минимальный уровень (репродуктивный) — учитель может передать учащимся только то, что знает и умеет сам.

  2. Низкий уровень (адаптивный) — учитель может передать знания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и индивидуалъным особенностям занимающихся, к уровню их физи­ческой подготовленности.

  1. Средний уровень (локально-моделирующий) — учитель мо­жет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыи по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.

  2. Высокий (системы о-моделирующий) — учитель умеет форм иовать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всем основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.

  3. Высший уровень (системно-моделирующий двигательную деятельность и поведение учащихся) — учитель умеет использо­вать свой учебный предмет как средство формирования личности занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и перестраивать свою двигательную деятельность в новых, изменяющихся условиях.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогическая деятельность учителя физической культуры.

Автор: Оспанов Тимур Абдиуалиевич

Дата: 20.04.2020

Номер свидетельства: 547325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Самоанализ педагогической деятельности учителя физической культуры"
    ["seo_title"] => string(79) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "248279"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446706918"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Использование оздоровительных технологий  во внеурочной деятельности по физической культуре в 5 классе  на примере программы по фитнес-аэробике "
    ["seo_title"] => string(161) "ispol-zovaniie-ozdorovitiel-nykh-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-fizichieskoi-kul-turie-v-5-klassie-na-primierie-proghrammy-po-fitnies-aerobikie"
    ["file_id"] => string(6) "130485"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415903947"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) ""Урок физической культуры для молодого педагога" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-fizichieskoi-kul-tury-dlia-molodogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "141487"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418131737"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры."
    ["seo_title"] => string(80) "sovriemiennyie_obrazovatiel_nyie_tiekhnologhii_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tur_1"
    ["file_id"] => string(6) "404756"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490806608"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Обучение передачам мяча в волейболе. Методические рекомендации для учителей физической культуры по программе «волейбол»"
    ["seo_title"] => string(80) "obuchenie_peredacham_miacha_v_voleibole_metodicheskie_rekomendatsii_dlia_uchitel"
    ["file_id"] => string(6) "640505"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1700732632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства