Урок
«Электрическая цепь».
  1.Форма урока - изучение нового материала в форме исследования.
 2.Роль и место данной темы в курсе.
  «Электрическая цепь» - четвертый урок по теме «Электрический ток». В курсе физики учащиеся не встречались с вопросами электричества, но встречались в быту, в природе и имеют некоторые навыки обращения с электрическими приборами. Урок служит основой для изучения закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. На уроке «Электрическая цепь» дается основа сборки электрических цепей, что дает возможность в дальнейшем измерять силу тока и напряжение на различных участках электрической цепи, используя соответствующие приборы. Все это поможет в соединениях бытовых приборов, в осветительной системе дома и офиса, в выборе профессии.
  Тема «Электрический ток» расширяется и углубляется в 10 классе при изучении «Законы постоянного тока» и «Электрический ток в различных средах», а также в 11 классе при изучении «Магнитное поле» и «Электромагнитная индукция».  
  3.Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках:
  Ученики уже приобрели знания о проводниках и диэлектриках, о создании электрического тока в проводниках и его направлении.
   Психолого-педагогическая характеристика класса:
 
  Ученики способны усваивать научные понятия, у них сформировано словесно-логическое и логическое мышление. Внимание соответствует возрасту, но наиболее устойчиво, когда они выполняют интеллектуально захватывающую деятельность. Ученики готовы к различным видам научения, проявляют склонность к экспериментированию, тягу к самостоятельности и оригинальности мышления. Появление самостоятельности хорошо отслеживается на практических занятиях, на которых развиваются предметно-познавательные интересы. Различный уровень развития детей в классе предполагает дифференцированный подход (как на этапе отработки ЗУНов, так и на этапе контроля). На уроках необходимо поддерживать и подкреплять мотивацию ребят, давать возможность экспериментировать, выполнять практические действия, развивать самостоятельность.
  В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей. Поэтому в работе с ними необходимо использовать разные каналы восприятия учебного материала, разнообразные формы и методы работы.
  На уроках я использую разнообразные методы подачи материала, отработки знаний и контроля. Более качественное усвоение знаний, развитие творческих способностей обеспечивает проблемный урок. Проблемно-диалогический метод на уроках дает возможность ребятам поддерживать диалог, опираясь на свой жизненный опыт, а также на знания, полученные на других уроках.
  
 
  
 
  5. Конспект урока.
  Тема: Электрическая цепь.
  Цель урока: Формирование умений и навыков исследовательской деятельности и усвоение учащимися знаний об элементах электрической цепи, способах их соединения, способствовать развитию коммуникативных навыков.
  Задачи урока:   
 - Познакомить учащихся с новыми физическими приборами, с правилами их соединения и изображения в составе электрических схем.  
  - Формировать у учащихся интерес к исследовательской деятельности и умение выполнять основные мыслительные операции: сравнивать, анализировать, сопоставлять факты и делать выводы,  
  - Убедить учащихся в необходимости полученных на уроке знаний для дальнейшего изучения вопросов электрического тока, что поможет лучше понимать действия и соединения бытовых электрических приборов.
  
 
  
 
  
 
  План урока:
  1.Подготовка к восприятию нового материала.
  2. Актуализация прежних знаний и постановка проблемы (необходимо проговорить правила техники безопасности при работе с электрическими приборами, так как ученики впервые выполняют этот вид деятельности).
  3.Объяснение нового материала.
  4.Исследования учащихся в группах.
  5.Проверка усвоения нового материала.
  7.Закрепление знаний.
  8.Подведение итогов. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.
  Урок сопровождается компьютерной презентацией.
  
  5. Ход урока.
         |   Этап урока   |    Действия   |    Результат   |  
  |   Название   |    Метод   |    учителя   |    ученика   |  
  |   Актуализация прежних знаний и постановка проблемы.   |    Словесный (рассказ-вступление, беседа).   |    Предлагает кроссворд (слайд 2). (Сетка кроссворда представлена на ватмане). Подводит учащихся к постановке цели урока. Ставит познавательную задачу.   |    Повторение понятий электрический ток, источники электрического тока при работе с кроссвордом. В ходе диалогового общения ставят цель урока.   |     Возникновение интереса.   Постановка цели урока.  Осознание необходимости решения поставленной задачи.   |  
  |    О б ъ я с н е н и е
      н о в о г о        м а т е р и а л   а.                             |                         
          |    Наглядный (объяснительно-иллюстративный).   |    Показывая приборы, применяемые в электрических цепях, с помощью компьютерной презентации знакомит учащихся с их схематичным изображением (слайды 4-14).   |    Внимательно следят за действиями учителя.   |    Запоминание информации, даваемой учителем.   |  
  |   Постановка проблемы   |    Проблемно-поисковый   |          Предлагает собрать «мини осветительную систему», используя приборы из выставленного на каждую парту набора:   в ходе диалогического общения выбираются необходимые приборы и материалы (слайд 15).       |     Соединяют нужные приборы проводами последовательно, согласно правилам.                           |         Сделан вывод о том, что существует определенный набор физических приборов, которые позволяют хорошо работать электрической цепи.   |  
  |   Исследование   |     Предлагает провести исследование: изменится ли накал лампочки, если поменять ее местоположение в цепи.       |    Проводят исследование.   |    Сделан вывод о независимости месторасположения приборов в электрической цепи, если они соединены последовательно.   |  
  |   Постановка проблемы   |    Предлагает собрать цепь с двумя лампочками и проверить: если одна лампочка «перегорит» (можно немного выкрутить из патрона), будет ли гореть вторая лампочка.   |    Высказывают предположения и проверяют экспериментально   |    Сделан вывод о том, что при последовательном соединении элементов цепи разрыв (перегорание лампочки) приводит к тому, что не работают все электроприборы.   |  
  |    Проверка усвоения нового материала.       |    Метод контроля, самостоятельная работа.   |     Предлагает собрать электрическую цепь согласно схеме (слайд16).  ( Один ряд собирает схему 1, второй -2)   |    Собирают цепь по предложенным схемам   |    Сформированы навыки сборки простейших электрических цепей.   |  
  |   Предлагает проверить, как ученики запомнили обозначения используемых физических приборов, заполняя лист взаимоконтроля (соединить стрелочками обозначение прибора с его названием)   |    Выполняют задание, обмениваются листочками и взаимно проверяют друг у друга.   |    Ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.   |  
  |   Закрепление знаний   |         |     Предлагает ответить на вопрос: «Есть ли в схемах дефекты?» (слайд 17)            |    Анализируют рисунки и делают выводы.           |  
  |   Подведение итогов. Рефлексия.   |         |     Задает вопросы:   1. Что нового ученики узнали на уроке?  2. Было ли ученикам интересно?   |    Отвечают на вопросы. Заполняют карточку «Для меня сегодняшний урок …»   |    Осуществилась обратная связь.   |  
  |   Домашнее задание.   |         |     Домашнее задание § 33, упр. 13(1) (слайд 19).   Дополнительное задание для желающих:     1. Нарисовать схему электрической цепи, в которой перегорание одной лампочки не ведет к отключению второй, используя те же приборы, что и на уроке.  2. Выполнить творческое задание на тему «Электричество кругом. Полон им завод и дом!» (сочинить частушки, стихи, рисунки).   |  
 
  
 
  
 
  Оборудование: набор физических приборов «Электродинамика».
  
     Кроссворд к уроку.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  1.Частица, имеющая минимальный электрический заряд.
  2.Источник тока, в котором световая энергия превращается в электрическую.
  3.Прибор для определения степени электризации тела.
  4.Упорядоченное движение заряженных частиц.
  5.Положительно заряженная частица, входящая в состав атома.
  6.Нейтральная частица, входящая в состав атома.
  7.Тело, проводящее электрический заряд.
  8. Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
  9.Место в источнике тока, где накапливаются разделенные заряженные частицы.
  10.Единица измерения электрического заряда.
  11.Итальянский ученый, в честь которого назван элемент – химический источник тока.
  12.Источник постоянного тока, в котором химическая энергия превращается в электрическую.
  Итоги урока:  успешное усвоение нового материала, высокая активность учащихся на уроке, большой интерес к изучению дополнительного материала, проявление творческих способностей.