Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.
Развивающая: по физике:
развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
По математике:развитие умения по графикам определять прямо и обратно пропорциональные величины
Воспитательная:
По физике:
развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
По математике:умение помогать друг другу при работе в парах, воспитание аккуратности при выполнении чертежей.
Оборудование.
Демонстрационные амперметр на 2 А, вольтметр на 6В, источники тока на 4 В , ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений( 1-12 Ом), компьютер, проектор, экран, портрет Ома, таблицы с формулами, рабочие листы.
Вид урока-изучение и первичное закрепление нового материала .
На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами. Например:
-площадь фигуры зависит от его радиуса;
-масса бруска зависит от его плотности и объема;
- объем куба от его стороны;
- путь, пройденный автомобилем зависит от его скорости и времени.
Различные зависимости встречаются как в математике, так и в физике. Поэтому мы решили провести совместный ( интегрированный) урок, чтобы еще раз убедиться в связи изучаемых предметов.
- Мы вас заинтересовали? Напугали? Обрадовали?
По предложенным цветам( Слайд 1) отразите свое настроение соответствующим цветом и покажите нам .
-В вашем рабочем листе отметьте ваш цвет.
Слушают, участвуют в разговоре.
Показывают карточку .
Отмечают.
Учитель физики
Повторение.
Постановка задачи урока (беседа).
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи.
Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин по плану:
( Слайд 2,3)
Назвать величину;
Что характеризует данная величина?;
Как обозначается?;
В каких единицах измеряется?
У каждого на столе лежит рабочий лист. Укажите фамилию. Заполните таблицу.
Проведем самопроверку.
( Слайд 4)
-Вы уже получили навыки работы с электрическими приборами, уверена вам это пригодится в жизни. Быть может кто-то станет хорошим электромонтером и не оставит нас без света после очередного ремонта.
А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости.
- Какова же цель нашего урока? ( Слайд 5)
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, который нам предстоит сформулировать.
- Запишем тему урока
« Исследование зависимости силы тока от напряжения и сопротивления» ( Слайд 6)
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Почему он взят? ( Слайд7 )
Сила тока, напряжение, сопротивление.
(Работают с таблицами)
Проверяют.
-Установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением.
Пишут тему урока
-Наши гипотезы можно проверить экспериментально.
Учитель математики
Прежде чем приступить к выполнению экспериментов, повторим те математические понятия, которые вам потребуются на уроке.
Выполните задание 1.(слайд №8)
Один килограмм товара стоит 200 рублей. Составьте формулу , выражающую зависимость между Y- стоимостью товара, ценой одного килограмма товара и количеством X , купленного товара.
Вопросы по заданию:
определите по формуле стоимость 2 кг 500 г, 4 кг
Определите по формуле количество товара , которое можно купить на 100 рублей , на 1200 рублей?
Как изменяется стоимость товара в зависимости от изменения количества товара?
Задача 2:(слайд№9)
Тело движется равномерно со скоростью 4 км в час. Запишите формулу зависимости S от t. Заполните таблицу значений S при t, равном 0;1;2;3;4
Как называется зависимость когда при увеличении одной переменной в несколько раз вторая переменная увеличивается во столько же раз?
Что является графиком прямой пропорциональности?
Задача 3:(слайд №10)
Изображен график функции у=2х
- по графику проследить происходит ли увеличение переменной у при увеличении переменной х
Итак :прямая пропорциональная зависимость-это функция вида у=кх ( слайд №11).
теперь проводите эксперементы.
Дети записывают в тетрадь формулу Y=200X.
Запись в тетрадях один ученик на доске.
Если х=2,5 то у=500
если х=4 то у= 200*4=800
у=100 при х=0,5
у=1200 прих=6
S=4t
ребята в тетради заполняют таблицу
t
0
1
2
3
4
S
Один ученик у доски доказывает , что такое происходит.
Учитель физики
Выявление имеющихся знаний
На экране цепь, состоящая из источника питания, лампочки, амперметра и вольтметра. ( Слайд12 )
Назовите элементы цепи.
2 Для чего служит амперметр и вольтметр?
3 Как подключаются эти приборы?
-Найдите ошибки, допущенные в цепи. ( Слайд 13)
Называют.
-Для измерения силы тока и напряжения.
-Амперметр – последовательно, вольтметр – параллельно участку цепи.
Повторение
теоретических
положении.
Что показывает сила тока?
-Что заставляет частицы двигаться по проводнику упорядоченно?
Какая физическая величина характеризует эл. поле?
- Суммарный заряд, прошедший по проводнику за 1 с.
-Электрическое поле.
-Напряжение
Выдвижение гипотезы.
Какое предположение можно выдвинуть на основании этого?
( Слайд 14)
Сила тока должна зависеть от напряжения.
Перед важной и трудной работой давайте немного расслабимся.
Физкультминутка!!!
Экспериментальная проверки гипотезы.
Вывод:
При работе с электрооборудованием не забываем о технике безопасности ( Слайд15 )
Собетите цепь по схеме( Слайд 16)
Проводим измерения силы тока, меняя напряжение в цепи при постоянном сопротивлении.
Какой вывод можно сделать'?
( Слайд 17-18)
Собирают цепь, проводят измерения, делают записи в тетрадях.
- Сила тока зависит от напряжения прямо пропорционально.
Учитель
математики.
Актуализация
математических
знаний.
Сопоствим полученный график с графиком рассмотренным ранее.
( Слайд 19)
Объясните почему у вас получился луч?
Но зависимость одной величины от другой может быть и обратно пропорциональной. Например:(слайд № 20)
Школьный автобус для доставки детей в школу каждое утро совершает рейс Усть-Калманка — Ельцовка и Ельцовка — Усть-Калманка, всего 24 км. Как будет зависеть время, затраченное на этот путь от скорости автобуса?
Задайте формулой зависимость t от V если путь равен 24 км?
( Слайд 21)
Что является графиком?
Вспомните зрительно( слайд№22)
Сделайте вывод( Слайд23 )
Предлагаю продолжить работу по проведению эксперементов
Ребята сопоставляют графики и объясняют , что в конкретной физической задаче положительные значения величин.
Дети отвечают что чем больше скорость, тем меньше времени
t=24/v- обратная пропорциональная зависимость
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тело движется равномерно со скоростью 4 км в час. Напишите формулу, выражающую путь S этого тела за t часов.
1. Назовите элементы цепи.
2 Для чего служит амперметр и вольтметр?
3 Как подключаются эти приборы?
1
2
0
A
5
0
10
V
12
12
Найдите ошибки!
12
12
Гипотеза 1
Сила тока должна зависеть от напряжения
При постоянном
cопротивлении
( R=const )
12
12
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.
Не включайте источники электропитания без разрешения учителя.
Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения.
Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источники электропитания и сообщите об этом учителю.
12
12
Соберите цепь по схеме!
A
R=2 Ом
V
16
16
Вывод 1
Сила тока зависит от напряжения!
16
16
Вывод 1
Во сколько раз изменяется напряжение, во столько раз изменяется и сила тока.
16
16
16
16
16
16
16
Гипотеза 2
Сила тока должна зависеть от сопротивления проводника.
При постоянном напряжении
U – const!
16
16
Соберите цепь по схеме!
A
V
25
25
Вывод 2
Чем больше сопротивление проводника, тем меньше сила тока.
25
25
25
Тогда сможем записать
25
25
Закон Ома для участка цепи
U
__
I
=
R
Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
29
29
Георг Ом(1787-1854)
Родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.
29
29
«…Ом вырвал у природы так долго
скрываемую тайну и передал ее
в руки современников»
Ломмель Эуген Корнелиус Йозеф
29
29
Знаете ли вы...?
В 1833 г . Георг Ом был уже известен в Германии , и
являлся профессором политехнической школы
в Нюрнберге. Однако во Франции и Англии работы Ома оставались неизвестными. Через 10 лет после появления "закона Ома" один французский физик на основе экспериментов пришел
к таким же выводам. Но ему было указано, что установленный им закон еще в 1827 г. был открыт Омом. Оказывается, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под другим именем- для них это закон Пулье.
29
29
Знаете ли вы...?
Имя Ома увековечено не только открытым им законом.
В 1881 г. на Электротехническом съезде в Париже было утверждено название единицы сопротивления «Ом».
Далеко не всем известно, что одному из кратеров на обратной стороне Луны присвоено имя Ома , наряду с именами таких великих физиков, как Планк, Лоренц, Ландау, Курчатов.
29
29
Запомни!
29
29
Закон Ома для участка цепи
Магический треугольник:
U
I=U/R
I
R
35
35
Закон Ома для участка цепи
Магический треугольник:
U=IR
U
I
R
36
36
Закон Ома для участка цепи
Магический треугольник:
U
R=U/I
I
R
37
37
Закон Ома для участка цепи
Магический треугольник:
U=IR
U
I=U/R
R=U/I
R
I
38
38
Следствие
Сила тока, А
Напряжение, В
Сопротивление, Ом
38
38
Заполните пустые клеточки таблицы, пользуясь законом Ома
U, В
100
I, А
20
R , Ом
6
10
3
40
0,5
2
Заполните пустые клеточки таблицы, пользуясь законом Ома
U, В
100
I, А
20
R , Ом
5
6
10
3
40
0,5
2
Заполните пустые клеточки таблицы, пользуясь законом Ома
U, В
100
I, А
R , Ом
30
20
5
6
10
3
40
0,5
2
Заполните пустые клеточки таблицы, пользуясь законом Ома
U, В
100
I, А
20
R , Ом
30
6
5
10
3
3
40
0,5
2
Заполните пустые клеточки таблицы, пользуясь законом Ома
U, В
100
I, А
20
R , Ом
30
6
5
10
20
3
3
40
0,5
2
I вариант
II вариант
1. По данным приведенным на
1. По данным приведенным на
рисунке определите показания
рисунке определите показания
вольтметра.
амперметра.
А
I=5A
R=2Ом
А
R=22Ом
V
V
U=6B
.
Проверим!
Дано: Решение:
Дано: Решение:
R=22 Ом.
R= 2Ом.
I= 5 А.
U=6 В.
U=?
I=?
Ответ: 3А
Ответ: 110 В.
Итоговый тест
Вариант 1
1. Как зависит сила тока от сопротивления проводника?
А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.
В. Сила тока равна сопротивлению
Г. Этой зависимости нет
Вариант 2
1. Как зависит сила тока от напряжения проводника?
А. Сила тока пропорциональна напряжению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна напряжению.
В. Этой зависимости нет.
Г. Сила тока равна напряжению
Итоговый тест
Вариант 2
Вариант 1
2. Математическая запись закона Ома
2.По какой формуле можно найти напряжение на участке цепи?
А. Б.
А. Б.
В. Г.
В. I= UR Г .
Итоговый тест
Вариант 2
3. Сила тока электрической лампы 0,5 А , сопротивление спирали 10 Ом . Найти напряжение на концах спирали .
А . 8,5 В Б. 20 В. В. 0,05 В Г. 5 В.
Вариант 1
3.В электрической цепи амперметр показывает 3 А , а вольтметр 6 В . Чему равно сопротивление резистора?
А. 2 Ом Б. 0,5 Ом. В. 18 Ом Г. 3 Ом.
Итоговый тест
Вариант 2
4. Необходимо вдвое уменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?
А . Увеличить напряжение в 2 раза
Б. Вдвое уменьшить сопротивление.
В. Уменьшить напряжение в 2раза
Г. Ничего не делать.
Вариант 1
4. Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?
А. Уменьшилась в 2 раза
Б . Увеличилась в 2 раза
В. Не изменилась Г. Уменьшилась в 1,5 раза
Итоговый тест
Вариант 1
5. При проведении первого опыта было зафиксировано: 2 А, 4 В.
Во втором опыте: 6 А, ?
Какое напряжение во втором опыте?
А. 4 В
Б. 8 В
В. 12 В
Вариант 2
5. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах?
А. Сопротивление зависит от силы тока и напряжения
Б. Зависит от напряжения.
В. Не зависит.
Г. Зависит от силы тока.
Было интересно.
У меня все получалось.
Не понял.
Было трудно.
Уверен, что
все понял.
Дома:
1. П. 44, упр.19 № 1-3
2. Рассчитайте максимальное сопротивление электропроводки в вашей квартире, зная напряжение и ток. *