Урок. Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.
Задачи урока – развитие УУД:
познавательные УУД: сформировать представление о значимости гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с опытным путем определения гравитационной постоянной;
коммуникативные и личностные УУД: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формировать систему взглядов на мир;
регулятивные УУД: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма работы на уроке: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.
План урока:
- 
	Организационный момент (1 минута) 
- 
	Актуализации знаний (10 минут) 
- 
	Усвоение новых знаний (20 минут) 
- 
	Закрепление новых знаний (13 минут) 
- 
	Домашнее задание (1 минута) 
- 
	Рефлексия (1минута) 
- 
	Таблица 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 
- 
	
	- 
		Презентации 
 - 
		Деятельность учителя 
 - 
		Деятельность ученика 
 - 
		Организационный момент (1 минута) 
 - 
		Здравствуйте ребята! Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке. 
 - 
		Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала. 
- 
		Сообщают об отсутствующих. 
 - 
		Актуализации знаний (10 минут) 
 - 
		Начнем наш урок с того, что мы уже знаем. 
- 
		Ответим на вопросы: 
 - 
		Какая СО называется инерциальной? Неинерциальной? Примеры. 
- 
		В каком случае тело движется равномерно? 
- 
		Что называется материальной точкой? 
- 
		Сформулируйте законы Ньютона. 
- 
		Как будет вести себя ракета в космосе, если двигатель выйдет из строя? 
 - 
		Что называется силой? 
 - 
		Слушают вопросы и отвечают в устной форме. 
- 
		Смотрят презентацию и отвечают на вопросы. 
 - 
		Усвоение новых знаний (20 минут) 
 - 
		Ребята, все Вы видели фотографию, где Ньютон сидит под деревом и на голову падает яблоко. Как можно объяснить эту фотографию с точки зрения физики 
 - 
		Слушают учителя, смотрят презентацию и рассказывают историю, приходят к названию темы и цели урока. 
 - 
		Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил, введем понятие первой космической скорости 
 - 
		Записывают новую тему урока в тетрадях. 
- 
		Слушают учителя и смотрят презентацию; задают вопросы и фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию. 
 - 
		В природе существует четыре типа сил: 
 - 
		Гравитационные – все тела притягиваются друг к другу. 
- 
		Электромагнитные – действуют между частицами, имеющими электрические заряды (в атомах, молекулах, твердых, жидких и газообразных телах, живых организмах). 
- 
		Ядерные – внутри атомных ядер (сказываются только на расстоянии 10-12 см). 
- 
		Слабые взаимодействия – проявляются на еще меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга. 
 - 
		Слушают учителя и смотрят презентацию; фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию. 
- 
		Обсуждают проявление сил на примерах. 
 - 
		Ньютон установил, как зависит от расстояния ускорение свободного падения. Вблизи поверхности Земли, на расстоянии 6400 км от центра оно составляет 9,8 м/с2. А на расстоянии в 60 раз больше, то есть у Луны это ускорение в 3600 раз меньше, чем на Земле. Вывод: ускорение убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. По второму закону динамики, ускорение прямо пропорционально силе, а сила в свою очередь прямо пропорциональна массам. Обобщив все это, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения 
 - 
		.Слушают учителя и смотрят презентацию 
- 
		Выделяют из текста то, что было им неизвестно. 
 - 
		Скажите, какие выводы Вы можете сделать 
 - 
		Делают выводы о том, на основе чего Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию. 
 - 
		Выводит формулу закона всемирного тяготения 
 - 
		Обсуждают с учителем представленный на слайде вывод. 
- 
		Фиксируют вывод в тетрадь. 
 - 
		Записать формулу, обозначения величин, значение гравитационной постоянной, анализ формулы: как изменяется сила при увеличении или уменьшении расстояния между телами 
 - 
		Обсуждают смысл закона и его значение для познания окружающего мира. 
 - 
		Физический смысл гравитационной постоянной заключается в том, что сила, с которой притягиваются два тела с массой по 1кг каждое, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга. 
- 
		Вводит единицы измерения 
 - 
		Уясняют смысл гравитационной постоянной через самостоятельное обсуждение формулы для нее. 
 - 
		Формула закона всемирного тяготения дает точный результат при расчете: 
- 
		1. если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними; 
- 
		2. если оба тела однородны и имеют шарообразную форму; 
- 
		3. если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого, значительно больше, чем у второго тела. 
 - 
		Уясняют границы применимости закона. 
 - 
		Нажимает на гиперссылку для просмотра видео об опыте Кавендиша 
- 
		В 1798г английский учёный Кавендиш провел опыт, цель которого была в измерении силы, с которой сферические тела притягивались друг к другу. Кавендиш воспользовался крутильными весами – очень чувствительным прибором, который изобрёл его соотечественник Ф. Митчелл. Опыт Кавендиша КАВЕНДИШ Генри (1731-1810), английский физик и химик. Определил состав воздуха (1781) и химический состав воды (1784). С помощью изобретенных им крутильных весов подтвердил закон всемирного тяготения. Определил массу Земли 
- 
		Роль опыта Кавендиша 1.Закон всемирного тяготения получил экспериментальное доказательство 2.Закон всемирного тяготения стал применим для количественных расчётов. 3.Теперь можно было рассчитать массы и плотности различных небесных тел, в том числе и Земли, траектории искусственных спутников Земли. 4.Определить время и место солнечных и лунных затмений. 5.Открыть новые планеты и звёзды. 6.Предугадать новые физические закономерности. 
 - 
		Смотрят видео, вместе с учителем, делают выводы о значимости опыта, записывают в тетрадь дату и смысл опыта. 
 - 
		Записывает формулы, анализирует зависимость g от массы, широты, высоты 
 - 
		Обсуждают, какие величины можно определить, зная величину ускорения свободного падения в данном месте прмтранства. 
 - 
		В Синьцэян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая есть холм, по склону которого вода течет не вниз, а вверх. Этот факт отметили двое путешественников, приехавших туда на автомобилях. 
 Остановив автомобиль на дне расположенной на вершине холма V-образной впадины и сняв его с тормозов, туристы с удивлением обнаружили, что он сам покатился вверх по склону! Скорость его движения достигала 30 км/час. Вода, вылитая на дорогу, тоже потекла вверх, в сторону вершины. Некоторые ученые пытаются объяснить эти аномальные явления геологическими особенностями местности. Выходит, что законы всемирного тяготения здесь совсем не действуют
 - 
		Обсуждают предъявленные факты. Убеждаются в том, что познание мира бесконечно. 
 - 
		Закрепление новых знаний (13 минут) 
 - 
		Сейчас мы с вами закрепим новый материал. Давайте прочитаем задачу на слайде. 
- 
		Вызывает к доске ученика. 
- 
		Формулирует вместе с учеником закон и формулу закона Всемирного тяготения 
- 
		Следит за ходом решения, помогает с вычислением и выводом единиц измерения 
 - 
		Читают задачу. Представлен-ную на слайде. 
- 
		На интерактивной доске ученик начинает оформлять «дано». 
- 
		Применяет для решения формулу закона Всемирного тяготения 
- 
		Решает, пишет ответ 
 - 
		Домашнее задание, рефлексия (2 минута) 
 - 
		Информирует учащихся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения. 
- 
		Параграф 27-32 № 169, 170 А.П. Рымкевич 
- 
		Организует рефлексию. Ставит оценки. 
 - 
		Записывают задание 
 
- 
		





















 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    