ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 
 «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.»
  
 
      |    |  ФИО (полностью) | Шустова Наталья Николаевна | 
  |    |  Место работы | МОУ СОШ №1 с УИОП города Егорьевска Московской области | 
  |    |  Должность | Учитель физики | 
  |    |  Предмет | Физика | 
  |    |  Класс | 7 | 
  |    |  Тема и номер урока в теме | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.(Раздел «Давление твёрдых тел , жидкостей и газов»). | 
  |    |  Базовый учебник |  пёрышкин а. в., «физика», 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений.  Москва, дрофа, 2010. 
 | 
 
  
 
  -  Цель урока: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. 
 9. Задачи:
  - обучающие: познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
  -развивающие: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.
  -воспитательные:  способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
  -  Тип урока:  урок изучения нового материала и первичного закрепления 
-  Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая. 
-  Необходимое техническое оборудование: ИКТ; плакат; шар Паскаля; воздушные шары, наполненные водой ( на каждую парту); пакет с горохом; учебник “Кирилл и Мефодий. Физика 7-11 класс”. 
 
 
  -  Структура и ход урока 
 Таблица 1.
          | № | Этап урока |  Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |  Деятельность учителя   (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика |  Время  (в мин.) 
 | 
    |  1 |  Организационный этап | 
 | Формулирует цель урока | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 1 мин. | 
  |  2 |  Актуализация знаний | 
 | Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы | Отвечают на вопросы учителя | 4 мин. | 
  |  3 |  Мотивационный этап | 
 | Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы | Отвечают на вопросы учителя | 5 минут | 
  |  4 |  Этап получения нового знания |  «Блез Паскаль (№1)»;  «Шар Паскаля» (№2). 
 | Проводит опыты, делает выводы | Слушают учителя, делают записи в тетради | 10 минут | 
  |  5 |  Закрепление изученного материала | «Закон Паскаля» (№3). | Задаёт вопросы учащимся, анализирует ответы | Выполняют задания, делают выводы. | 20 минут   | 
  |  6 |  Домашнее задание | 
 | Формулирует и объясняет задание на дом | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 2 минуты | 
  |  7 |  Подведение итогов | 
 | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Отвечают на вопросы учителя | 3 минуты | 
  
  
 
  I. Организационный этап.  
  Учитель:  
  - Здравствуйте ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово к уроку? Посмотрите.
  II. Актуализация знаний.
  Учитель:  
  -
 Я думаю, вы готовы продолжить выстраивать ваши знания в одну цепочку. Для начала небольшая разминка. Давайте все вместе ответим на вопросы, которые будут проецироваться на экране. Эти вопросы проверят ваши знания по предыдущему уроку.
Я думаю, вы готовы продолжить выстраивать ваши знания в одну цепочку. Для начала небольшая разминка. Давайте все вместе ответим на вопросы, которые будут проецироваться на экране. Эти вопросы проверят ваши знания по предыдущему уроку.  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  Учитель:  
  -Все молодцы!  
  III. Мотивационный этап.
  Учитель: 
- Ребята, на какую тему были тесты? (Давление газа)
Учитель: 
- Вы изучаете тему “Давление”. В вашей цепочке знаний звено о давлении твёрдых тел и давление газа имеется. Как производится давление твёрдых тел? Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.)
  Учитель:
- Лежащая на столе книга? (Да.)
  Учитель: 
- Как? В каком направлении передаётся действие силы? (Вниз, под действием силы тяжести.)
  Учитель: 
- Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается - книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты. А в каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть газы? (Да.)
  Учитель:
- Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.)
  Учитель: 
- Давайте вспомним опыт, на котором увидим изменение воздушного шара. Посмотрим на экран. (Опыт, воздушный шар под колоколом.) (Электронный учебник “Кирилл и Мефодий, Физика 7-11 класс”.)
  Учитель: 
- Как же газ производит давление? (Правильно, по всем направлениям одинаково.)
  
 
  IV. Этап получения нового знания.  
  У читель:
читель:
- Следующая цепочка, как же передаётся давление жидкостями и газами? Совсем иначе, чем твёрдых тел.  Наша тема урока “Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля”.  
  
 
  
 
  
 
  
 
  Возьмите рабочие тетради. Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
  У
 читель:
читель:
-Какие слова вам знакомы? (Паскаль.)
 
  
 
  
 
  
 
  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm  
  Учитель: 
- Ребята, учёные делают предположения (выдвигают гипотезы), выполняют эксперименты, а затем делают выводы, верны или ложны их гипотезы. Давайте представим, что мы учёные и тоже порассуждаем, выполним опыты и заключения запишем в тетради.  
  Учитель:
- Что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на стол.) (Вода потечёт.)
  Учитель:
- А если подуть на неё?
  Учитель: 
- Почему? Почему так происходит? (В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться, поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если слегка подуть на её поверхность.)
  Учитель:
  -Ребята, у вас на столах вы видите воздушные шарики, заполненные водой. В этих шариках сделано множество отверстий. Надавите, пожалуйста, на шарик. Что вы наблюдаете? (Вода вытекает из всех отверстий). Как вы думаете, почему так происходит? (Потому что молекулы воды подвижны и могут перемещаться по всем направлениям).
  Учитель:
- Правильно. Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям. В твёрдых телах молекулы связаны с положениями равновесия, а в жидкостях и газах молекулы подвижны относительно друг друга. А теперь давайте поработаем с учебником. Рассмотрите рисунок 94. Что произойдёт с молекулами газа внутри сосуда, если изменить объём при перемещении поршня вниз? (Молекулы расположатся плотнее друг к другу.)
  Учитель: 
- При этом давление изменится? (Да, оно возрастёт.)
  Учитель:
- Добавочное давление передалось всем частицам газа. Если увеличиться давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа увеличится настолько же.  
  Опыт с шаром Паскаля. (Полый шар с узкими отверстиями, к которому присоединена трубка с вставленным поршнем заполняется водой. Если вдвигать в трубку поршень, то вода польётся из всех отверстий шара.)
    | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30   | 
 
  Учитель:
- Что же мы увидели? (Жидкость с одинаковым напором выходит из всех отверстий шара.)
  Учитель:
- Какой можно сделать вывод из этого опыта?
  В ывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа.
ывод: Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в каждую точку объёма жидкости или газа. 
- Это утверждение называют законом Паскаля. Найдите этот закон в учебниках, прочитайте и запишите в тетради.
  
 
  
 
  Учитель:
- Я вам покажу ещё один опыт.  
  Опыт с пакетом наполненным горохом.
  Учитель:
- Почему пакет разрывается не в том месте, где мы давим, а в другом? (Давление, оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части.)
  Учитель: 
- Разрывается там, где тоньше.
  V. Закрепление учебного материала.
  Учитель:
  -Посмотрите на экран, прочитайте вопрос и попробуйте на него ответить.
   (Согласно закону Паскаля давление
 (Согласно закону Паскаля давление  
  в жидкостях передаётся по  
  всем направлениям одинаково)
  Учитель:
  -
 А теперь следующий вопрос.
А теперь следующий вопрос.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  (Согласно закону Паскаля давление в газах передаётся по всем направлениям одинаково).
  Учитель:
  - И ещё один вопрос, он связан с тем, что каждому из нас приходится делать ежедневно. Но производя это действие, мы даже не задумываемся о том, что и в нём скрывается один из законов физики.
И ещё один вопрос, он связан с тем, что каждому из нас приходится делать ежедневно. Но производя это действие, мы даже не задумываемся о том, что и в нём скрывается один из законов физики.
  
 
  
 
  
 
  
 
  Работа в группах.
  Учитель:
  - Ребята, давайте разделимся на группы по четыре человека и выполним предложенное вам задание. Я вам раздам карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание и ответьте на него все вместе. Затем один представитель из каждой группы прочитает задание и сделает общий вывод.
  
 
  

 
  
 
  
 
  

 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Нахождение общего характера. Повторение вывода.
  Применение закона Паскаля в технике.  
  h ttp://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html
ttp://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Пневматические машины и инструменты, отбойный молоток, пескоструйные аппараты (для очистки и окраски стен), пневматический тормоз, домкрат, гидравлический пресс, сжатым воздухом открывают двери вагонов поездов метро и троллейбусов. (Плакаты).  
  Учитель:
  -
 Ну что, вы молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, в тетрадях Тест. Перед вами на экране будут появляться вопросы. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. Время на выполнение каждого задания 1 минута
Ну что, вы молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, в тетрадях Тест. Перед вами на экране будут появляться вопросы. Выберите и запишите тот вариант ответа, который вы считаете верным. Время на выполнение каждого задания 1 минута
  
 
  
 
  
 
  
 
  

 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Учитель:  
  - Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.
 Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране. У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”, у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”, у кого больше двух неверных ответа – “3”, и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока принесите на подпись.
  VI. Домашнее задание.  
  
 
  
 
  
 
  VII. Подведение итогов.
  - Что было изучено сегодня на уроке?
- Как передают давление жидкости и газы?
- Объясните, на основе знаний о молекулах, почему жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково.
- Как читается закон Паскаля?
- На каком опыте можно показать особенности передачи давления жидкостями?
- Что вам больше понравилось?
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Приложение к плану-конспекту урока
  «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.»
  
 
  Таблица 2.
  ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
        | № | Название ресурса | Тип, вид ресурса   | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | 
  | 1 | Блез Паскаль | Текст/текст с иллюстрациями | Текст | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/103b8d29-f1b9-9f95-854b-b0192d706dab/1000953A.htm   
 | 
  | 2 | Шар Паскаля | Видеофрагмент | Видеофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6d700e21-ad0a-11db-ad09-0050fc69ce6f/?interface=pupil&class=49&subject=30   | 
  | 3 | Закон Паскаля | Интерактивная модель | Интерактивная модель | http://fcior.edu.ru/card/10786/zakon-paskalya.html   
 | 
 
  
 
  
 
  
 
   
  
