Тема урока: Проверка закона сохранения механической энергии при действии сил тяжести и упругости
 Тип урока: Урок контроля и оценивания знаний.
 
 
  Форма: Практическая работа.
  Цели урока:  
  Проверка справедливости закона сохранения энергии при выполнении виртуальной работы.
  Развивающая - развитие логического мышления, умения сравнивать, активизация мыслительной деятельности, формирование алгоритмической последовательности действий.
  Общеобразовательная – ознакомить учащихся с лабораторными работами, выполняемыми на компьютере; развить навыки работы с компьютером, развить навыки стандартного оформления, выполненной лабораторной работы (технология лабораторных работ); научить анализировать результаты лабораторной работы, выполненной на компьютере с аналогичной работой, выполненной в классе – лаборатории. (В чем недостатки и преимущества той и другой работы? Какая работа больше понравилась?), установление межпредметных связей.
  Воспитательная – воспитывать добросовестное отношение к учебе, интерес к познанию инновационных технологий.
  Требования к знаниям и умениям:
  Знать понятия: потенциальная энергия;
  Закон сохранения механической энергии
  Уметь проводить компьютерный эксперимент, интерпретировать результаты эксперимента, делать выводы, ориентироваться в компьютерной среде Windows, использовать возможности электронных таблиц MS Excel 2007.
 Оборудование: 1) компьютер; 2) программное обеспечение: Виртуальная физическая лаборатория 10 класс, ООО «Дрофа», 2006.  
  
       |   Время   |    Этап урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учеников.   |  
  |   1 мин.   |     1. Организационный момент       |    Сообщить цели, задачи, план урока.   |    Принять цели познавательной деятельности.   |  
  |   5 мин.   |     2. Актуализация знаний       |       Тест   |    Просмотр слайдов.  Ответы на вопросы.  Самооценка (заполняют лист контроля)   |  
  |   20мин.   |     3. Основная часть. Постановка компьютерного эксперимента       |    Объяснение цели выполнения работы   |    Выполнение практической работы, заполнение таблицы  Самооценка (заполняют лист контроля)   |  
  |   8 мин.   |    4. Итоги эксперимента   |    Совместный анализ результатов деятельности.   |         |  
  |   5 мин.   |    СТ М - тест   |         |    Выполнение теста   |  
  |   4 мин.   |     5. Рефлексия       |    Анализ и оценка успешности работы на уроке.   |    
      |  
  |   2 мин.   |    6. Подведение итогов. Выставление оценок. Дом. задание.   |         |    Записывают д/з     |  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  Проверочный тест
   Кинетическая энергия тела находится по формуле:
 
  г) mgh; д) Fs; ж) kx2/2; з) mv2/2;
  2.Потенциальная энергия тела находится по формуле:
  а) mgh; б) Fs; в) -kx; г) mv2/2;
  3. Скорость свободно падающего тела при достижении поверхности Земли равна 30 м/с. Тело в начале падения находилось на высоте:
  ж) 25 м. з) 35 м. к) 45 м л) 55 м
  4.Какова потенциальная энергия упругой деформации пружины жесткостью 1000 Н/м, если она растянута на 4 см?
  о) 0,8 Дж п) 8 Дж р) 80 Дж с) 800 Дж
  5.Какова масса тела, движущегося со скоростью 36 км/ч, если его кинетическая энергия равна 50 кДж?
  л) 500 кг м)50 кг н) 1000 кг о) 360 кг  
  
 
   Основная часть. Постановка компьютерного эксперимента
 
   ( выполняют группами)
  Лабораторная работа
  
  Тема: « Проверка закона сохранения полной механической энергии тела»
  Цель работы: Убедиться в справедливости выполнения закона сохранения полной механической энергии тела, используя виртуальную модель.
  Приборы и материалы: Компьютерная модель, программы Word, Excel.
    
   Ход работы
  1.Запустите модель
   2. Выберите пружину маятника, выделив её изображение курсором.
   3.Подвесьте к ней груз
  4.Дополнительно оттяните груз на определённую величину, выделив курсором поле команды
  5. Запустить маятник и определить период его колебаний, используя кнопки управления.
        |   № опыта   |    Число колебаний   |    Время,t (с)   |    Среднее значение времени, tср (с)   |    Период колебаний, Tср (с)   |  
  |   1   |    10   |         |         |         |  
  |   2   |    10   |         |  
  |   3   |    10   |         |  
  |        |         |    С помощью таблицы в Excel   |  
 
  
  
  6. Определите жесткость пружины, используя формулу для расчёта периода колебаний пружинного маятника:
  
  
  
  7. Вычислите потенциальную энергию поднятого над Землёй тела по формуле: 
  8. Вычислите потенциальную энергию упругодеформированного тела по формуле:
  9. Обработка результатов.
  Все полученные данные занесите в таблицу
  
       |   k   |    h, м   |    m, кг   |    Еп, Дж   |    Еупр, Дж   |  
  |        |         |         |         |         |  
 
     
  
  10. Напишите вывод, ответив на вопросы:
   В чем недостатки и преимущества той и другой работы?
   Какая работа больше понравилась?
  4. Итоги эксперимента
  5. Закрепление. СТ М – тест ( выполняют группами)
  6. Итоги урока (рефлексия)
  7. Домашнее задание: Краткие итоги главы ; составить кроссворд на тему «Законы сохранения импульса и энергии»
  
 
     |    Фамилия     Имя   |          |  
  |    Тест (max. 5 баллов)   |          |  
  |    Лабораторная работа- (max. 5 баллов)     |          |  
  |    СТ М – тест - работа- (max. 5 баллов)     |          |  
  |    Итого:     |          |