kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Плавание тел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Плавание тел" включает в себя подробный конспект урока, презентацию к уроку  и ссылки на  видеоматериалы. Урок разработан  для учащихся 7 класа по УМК Громова, Родиной. Тип урока - проблемно-эвристический. На уроке решаются  следующие задачи: образовательные - повторить знания об архимедовой силе; обеспечить условия для  усвоения учебного материала по теме «Плавание тел»; развивающие - способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, навыков самостоятельной работы, развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать; воспитательные - формировать познавательный интерес к физике; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию, формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Плавание тел »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солнечная средняя общеобразовательная школа»

Усть – Абаканского района Республики Хакасия







Конспект урока в 7 классе

по физике


«Плавание тел»




подготовила

учитель физики и математики

Соломатова Серафима Юрьевна










с. Солнечное, 2014

Пояснительная записка

1. Тема урока «Плавание тел»

2. Место урока в учебном курсе

  1. Основное содержание изучаемого материала задано учебной программой и обязательным минимумом содержания по физике.

  2. Тема рассматривается в главе «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

  3. Значимость темы:

а) познавательная (выяснение условий плавания тел);

б) практическая (умение определять, как ведут себя различные тала при помещении их в ту или иную жидкость);

в) воспитательная (аккуратность работы с приборами, самостоятельность, добросовестность выполнения заданий);

3. Цель урока: выяснение условий плавания тел в жидкости через проведение экспериментальных работ и демонстрацию видеофрагментов

4. Задачи:

Образовательные: повторить знания об архимедовой силе; обеспечить условия для усвоения учебного материала по теме «Плавание тел»;

Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, навыков самостоятельной работы, развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию, формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе.

5. Требования к усвоению содержания учебного материала.

Учащиеся должны знать: какие силы действуют на тело в жидкости; при каких условиях тело тонет, плавает, всплывает; как располагаются в сосуде несмешивающиеся жидкости. Учащиеся должны уметь: определять поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё; решать задачи на данную тему; применять условия плавания тел в жизни.

6. Тип урока: Комбинированный.

7. Методы обучения и деятельность учащихся: объяснительно – иллюстративный метод (на различных этапах урока учащиеся слушают объяснение учителя, приводят примеры, наблюдают опыты); репродуктивный метод ( записывают и зарисовывают вслед за учителем); проблемная ситуация (отвечают на вопросы учителя, объясняют опыты); частично – поисковый метод (выдвигают гипотезы, делают логиче­ские выводы, высказывают интуитивные догадки, обобщают факты, выполняют практические задания); ТСО (видеролики, презентация)

8. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Лабораторное: сосуды с водой, маслом, молоком, набор тел разной плотности, сосновый и парафиновый кубики одинаковых размеров, индивидуальные листы для первичного контроля знаний.

Структура урока:

1. Организационный момент…………………………….2 мин.

2. Актуализация опорных знаний…………………….. 10 мин.

3. Изучение и закрепление нового мате­риала. ………....25 мин.

4. Подведение итогов урока………………………………8 мин.

Ход урока

1 этап. Организация начала занятия (2 мин) (Слайд1)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. «Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Последуем совету великого мыслителя Абу-ль-Фараджа.

2 этап: Актуализация опорных знаний (10 мин)

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали о законе Архимеда. Давайте вспомним о чем он говорит. Для этого, я вам предлагаю поиграть в кинематографистов. Игра называется «Озвучка».(Учащиеся параллельно с просмотром видеороликов «Закон Архимеда» и «Измерение Архимедовой силы» (слайд 2)комментируют действия и делают выводы)

Учитель: Молодцы, ребята! Давайте прочитаем современную формулировку этого закона.

Учащийся: (Формулирует закон Архимеда. Называет формулу и объясняет все буквы, входящие в формулу FАжgVТ (слайд 3)

Учитель: А теперь проверим письменную домашнюю творческую работу. Ответы на вопросы (2-5, стр 121 учебник С.В.Громов Физика 7кл.) необходимо было проиллюстрировать.

(ребята читают вопрос, отвечают на него и демонстрируют свои рисунки. При необходимости учащиеся и учитель дополняют ответы)

3 этап: Изучение нового материала

Учитель: Ребята, перед вами большой стеклянный сосуд. В нём три тела: одно тело находится на дне сосуда, другое на поверхности воды, а третье - внутри жидкости. Почему одни тела опускаются на дно, т.е. тонут, другие тела плавают, а некоторые всплывают? Вот на эти вопросы мы сегодня и будем искать ответы. Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.

Учащиеся: Примерные темы: «Почему тело плавает», «Когда тело тонет», «Плавание тел», «Условие плавания тел» и т.п.

Учитель: Да, ребята, вы правильно понимаете о чём мы с вами будем сегодня говорить. Запишите тему урока как это дано в наших учебниках: «Плавание тел». Сегодня наша задача, выяснить условия плавания тел и уметь применять полученные знания при решении задач. (слайд 4)

Учитель: Ещё раз посмотрите внимательно на сосуд с водой и с телами. Как вы думаете, почему тела по-разному располагаются в жидкости? От чего это может зависеть?

Ученики: (Возможные ответы и предположения): тяжелое тело тонет, лёгкое - плавает; вода выталкивает тело; зависит от массы тела; смотря какая жидкость; от силы тяжести, от архимедовой силы, от материала, из которого сделано физическое тело.

Учитель: Ребята, у вас очень интересные предположения. Но любое предположение надо проверять: или опытным путём, или доказать теоретически.

Учитель: Давайте вспомним, какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?

Ученики: Сила тяжести и сила Архимеда

Учитель: По какими формулам они вычисляются?

Ученики: FАжgVТ FТ=mg

Учитель: Если на тело действуют две силы, то какие варианты их соотношения возможны?

Ученики: FТ FА FТ =FА FТ FА (слайд 5)

Учитель: Куда направлена равнодействующая сил в первом случае?

Ученики: В сторону большей силы, т.е. вниз. Значит, тело будет погружаться в жидкость, тонуть.

Учитель: Чему равна равнодействующая сил во втором случае?

Ученики: При сложении этих двух противоположно направленных сил равнодействующая сила равна 0, значит, тело будет оставаться на месте; покоиться; плавать.

Учитель: Что происходит в третьем случае?

Ученики: Равнодействующая двух сил направлена в сторону большей силы, т.е. направлена вверх, значит, тело всплывает на поверхность воды.

Учитель: Итак, давайте оформим все наши умозаключения на бумаге.

Приготовим в тетрадях таблицу и назовём её : «Условия плавания тел» (слайд 6)

Таблица 1. Условия плавания тел

тонет

плавает

всплывает





FТ FА

FТ =FА

FТ FА





Учитель: Ребята, но у вас были ещё и другие предположения. Например, вы сказали, что может быть всё зависит от материала, из которого сделано тело, и рода жидкости. Давайте это докажем математически, используя формулы силы тяжести и архимедовой силы. Для вывода условия плавания тел к доске вызываются… (имена трёх наиболее успешных учеников). (Работают у доски)

И это же самое проверим на опытах. Я приглашаю к демонстрационному столу юного экспериментатора (имя ученика) и его ассистента (имя ученика).

Экспериментатор: Возьмём сосуд с маслом машинным. Найди (ассистенту) по таблице плотность этой жидкости и запиши на доске. ( Ассистент: записывает)

Экспериментатор: Возьмём кусок парафина. Запиши (ассистенту) плотность этого вещества.

Экспериментатор: Опускаю осторожно кусок парафина в масло. Посмотрите, кусок парафина в машинном масле плавает, находится внутри жидкости.

Учитель: Молодцы, спасибо! Приглашаются вторая и третья пары (выполняют задание 2 и 3)

Таблица 2. Задания для экспериментов


задания


1

сосуд с маслом машинным (900 кг\м³) и кусок парафина (900кг\м³)

Плавает

2

второй сосуд с водой (1000 кг\м³) и сосновый кубик (400 кг\м³)

Всплывает

3

третий сосуд с молоком (1030 кг\м³) и стальной шарик (7800 кг\м³)

Тонет

Примечание: Значения плотностей ребята находят сами и делают выводы (выделены цветом и курсивом)

Учитель: А что у нас у теоретиков? (Слушаем выводы) Молодцы, всем спасибо! А теперь, ребята, дополните последнюю строчку таблицы в ваших тетрадях. (Слайд 7)

Учитель: Итак, что у нас получилось? (читаем таблицу). (слайд 8). А что пишут в учебнике по этому поводу? Найдите в учебнике условия плавания тел. (Читаем вслух)

4 этап. Закрепление новых знаний.

Учитель: Используя полученную таблицу и таблицу плотностей (стр 26), выполните задания. (Листы для самоконтроля) Приложение

5 этап. Подведение итогов урока. Оценки за урок. (слайд 10)

На уроке я узнал(а) ……………………….

Тело тонет, если …………………………

Мяч всплывает, потому что………………..

Оказывается ……………………………….

6 этап. Домашнее задание. Стр 122. п. 48. Выполнить экспериментальное задание. Комментарии к заданию даны на стр 123. (слайд 11)

Литература: 1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 7.- Москва: Просвещение, 2002.

2.  В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова. Современный урок физики в средней школе. – Москва: Просвещение, 1983.

3.   Усова А.В. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы - Москва: Просвещение, 1990.

4. class-fizika.narod.ru

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Плавание тел

Автор: Соломатова Серафима Юрьевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок по теме " Плавание тел" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-po-tiemie-plavaniie-tiel-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118216"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413070343"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по физике в 7 классе на  тему "Архимедова сила. Плавание тел". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-7-klassie-na-tiemu-arkhimiedova-sila-plavaniie-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "131612"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416170085"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Решение задач по  определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел». "
    ["seo_title"] => string(93) "rieshieniie-zadach-po-opriedielieniiu-arkhimiedovoi-sily-i-provierkie-usloviia-plavaniia-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "157483"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421596758"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока по физике "Условия плавания тел" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-fizikie-usloviia-plavaniia-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "107014"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403154074"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока "Условия плавания тел" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-usloviia-plavaniia-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "102204"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402486811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1340 руб.
2240 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства