Тема: Архимедова сила.
  Тип урока: Урок изучения нового материала.
  Вид урока: Урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
  Цель урока: Установить, от каких факторов, зависит выталкивающая сила. Раскрыть физическую суть плавания.
  Образовательные задачи: Установить степень усвоения материала о выталкивающей силе, понимания природы выталкивающей силы. Определить экспериментальным путём факторы, от которых зависит Архимедова сила. Формирование математической культуры
  Воспитательные задачи: Содействовать формированию мировоззренческих понятий; установить причинно-следственные связи и отношения; познаваемость мира и природы.
  Развивающие задачи: Обучение формулированию выводов, формирование умений сравнивать, самостоятельности мышления, познавательного интереса, обобщать изучаемые факты и понятия. Развитие речи учащихся
 Оборудование:
  сосуд с водой и растительным маслом, набор тел, ведерко Архимеда, динамометр;  
 компьютерная презентация «Архимедова сила»;
 задачи в программе Smart (для интерактивной доски);
 рабочая тетрадь ученика (теоретический материал, бланки отчета, задачи);  
 компьютер, проектор, интерактивная доска.
 
 
 
 Демонстрационный эксперимент:
 
 
     |   Демонстрации:   |    Оборудование:   |  
  |   Демонстрация действия выталкивающей силы на погруженное в жидкость тело   |    Сосуд с водой, набор тел, динамометр   |  
  |   Демонстрация опыта с ведерком Архимеда   |    Ведерко Архимеда   |  
 
  
 
  Ход урока
 I. Организационный  этап (Самоопределение к деятельности).
 
 
  Цели этапа
  
 
  Учитель: Здравствуйте. Садитесь.
  Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». А теперь давайте приступим к работе. Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать механику.  
   В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания и оценивать свою работу. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками  
  II.Актуализация опорных знаний.
  Для того чтобы перейти к изучению следующей темы предлагаю ученикам вспомнить уже изученный материал, прибегая к фронтальному опросу (тип проверки: взаимопроверка после выведения учителем слайда с ответами на доску; ответы записываются на листе отчета, на этом же листе будет вся дальнейшая работа, листы после урока сдаются учителю для выставления оценок в журнал.)
  Перечень вопросов: (нечетные - первому варианту, четные второму)
  1.Формула для определения массы тела.
  2.Формула для определения объема бруска.
  3 Формула для определения давления твердого тела.
  4. Формула для определения силы давления.
  5.Формула для определения давления жидкости или газа, вызванное силой тяжести.
  6.Что происходит с давлением жидкости на тело при увеличении глубины его погружения.
  7.Как называется прибор для измерения силы.
  8.Перечислите все известные вам силы.
  9.Как измерить вес тела в воздухе.
  10.Сформулируйте закон Паскаля.
  
 
 III. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)
 Ц
ели этапа:  
   и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение
  в учебной деятельности;  
  
 
   однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?
 Учитель:
 – Удалось вам ответить на вопрос? (Могут быть разные ответы).
 – Почему не всем удалось выполнить задание? Где возникали затруднения?  
 –Как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не совсем достаточно для того, чтобы полно и корректно ответить на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о выталкивающей силе и законах ее описывающих.  
 –Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия. Пожалуйста…
 Ученик: Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости и  установить, от каких факторов она зависит и от каких не зависит, а также выяснить область применимости полученных знаний на практике.
 Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите ее номер в тетради на полях)
  1) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
2) научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
3) научиться решать задачи и проблемы по теме.
  Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?
 1) Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело.
  2) Качественно описать силу, действующую на тело в жидкости (установить от чего зависит эта сила).
  3) Количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула).
  4) Научиться применять полученные знания на практике.
 IV. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
 (“Открытие” детьми нового знания).
 
 
 Ц
ели этапа:  
  организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
 зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
 
 
 
  Знаете ли вы, кто впервые исследовал действие силы на тело, погруженное в жидкость?
 Давайте послушаем рассказ об этой истории. (Приложение 1)
 Существует  
– архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. И так тема урока «Сила Архимеда»
 1)  Фронтальный эксперимент: Задача: исследование действия жидкости на погруженное в них тело.
 
 
  Учитель: Попробуем решить первую задачу, которую мы поставили перед собой: Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело.  
  В чем мы должны убедиться? (в воде тело легче, чем в воздухе).
  Как это сделать?
  Определим вес данного тела в воздухе –  
.
 Определим вес этого тела в воде –  
.
 Сравните результаты и сделайте вывод: Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
 Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе? (на тело в воде действует сила)  
 Куда направлена эта сила?
 Как называется эта сила?
 Какую информацию мы должны записать для пополнения багажа наших знаний?
 
 Учащиеся выполняют рисунок, записывают результаты эксперимента.
 ( Рисунок на слайде)
 Подведем промежуточный итог:
  Мы решили первую поставленную перед собой задачу: Исследовали действие жидкости на погруженное в нее тело.  
  Учитель: Каковы наши дальнейшие действия?
  Учащиеся: Попробуем решить вторую задачу, поставленную перед собой: установим, от чего зависит выталкивающая сила, и от чего не зависит.
  2) Работа в группах.
  Учитель: У меня на столе разные тела и жидкости. Что мы можем предположить?
 Учащиеся: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит: от массы тела, плотности тела, объема тела, плотности жидкости и т.д. (записываем на доске)
 Учитель: Являются ли ваши гипотезы верными?
 Учащиеся: Мы не знаем. Нужно проверить на опыте.
 Учитель: Как это быстрее и правильнее сделать?
 Учащиеся: разделимся на группы, одна группа проверит зависит ли выталкивающая сила от плотности тела, вторая группа – от плотности жидкости и т.д.
 Учитель: Я вам предлагаю оформить отчет на специальном бланке
 Выполнение экспериментального задания (сделать отчет, оформить его в виде таблицы или на бланке отчета и сообщить вывод)  
 Задание. Группа 1.  
 Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный цилиндры.  
 1.     Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.  
 2.     Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела. 3.     Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела
 
 
 Задание. Группа 2.  
 Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела разного объема, но одинаковой плотности
 Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объёма из пластилина.  
 1.     Определить архимедову силу, действующую на каждое тело. 2.     Сравнить эти силы.  
 3.     Вывод.
 
 
 Задание. Группа 3.  
 Архимедова сила в пресной и соленой воде, действующая на  одно и тоже тело.
 Оборудование: динамометр, сосуды с водой и маслом (соленой водой), алюминиевый цилиндр.  
 1.     Определить архимедовы силы, действующие на тело в воде, масле. 2.     Чем отличаются эти жидкости ?  
 3.     Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях!  
 4.     Вывод:  
 
 
 Задание. Группа 4. .  
 Архимедова сила в зависимости от глубины погружения всего тела
 Оборудование: высокий сосуд с водой, динамометр, тело из пластилина.  
 1.     Определить архимедову силу, действующую на тело на различной глубине. 2.     Сравнить эти силы.  
 3.     Вывод.
  3) Отчет каждой группы.  
 Учитель: Какой вывод был сделан каждой группой?
 Зафиксируем каждый вывод, представив отчет в виде таблицы.
 Результаты работы каждой группы записываются в тетрадь.  
 
 
 Учитель: Подведем промежуточный итог:
 Мы решили вторую поставленную перед собой задачу: получили качественную зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела
 Учитель: Каковы наши дальнейшие действия?
 Учащиеся: Попробуем решить третью задачу, поставленную перед собой: количественно опишем силу, действующую на тело в жидкости (формула).
 
 
 Учитель: предлагаю вам количественно описать силу Архимеда после проведения опыта  
 4) Демонстрация опыта с ведерком Архимеда .
 Изучив демонстрацию опыта учителем, учащиеся делают вывод:  
 Выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости,
  в объеме погруженного в нее тела.  
  
 
  Учитель: как можно развернуть эту формулу?
  Учащиеся:  
, т.к.  
, следовательно 
  Учитель: Посмотрите, совпадает ли математическая формула с практическим выводом?
 
 
 
 
 
 
 
 Подведем промежуточный итог:
  Мы решили третью поставленную перед собой задачу: получили количественную зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела (формулу)
  Учитель: Каковы наши дальнейшие действия?
  Учащиеся: Попробуем решить четвертую задачу: научимся применять полученные знания на практике
  I
V Этап первичной проверки понимания изученного
 Цель этапа:  
   во внешней речи.  
 
 
  У
читель: Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте повторим изученный материал
  4) Обобщение материала (слайд-плакат)  
   выталкивающую силу, действующую  
  на тело, погруженное в жидкость?
   
 
 5) Задания на интерактивной доске (стр. 1-3)  
 (заполните пропуски в формулах, соберите формулы и т.д.)
 
 
   
  
 
  
 V. Этап закрепления нового материала
 Ц
ель этапа:  
   в типовых условиях на основе сопоставления своего решения  
  с эталоном для самопроверки.  
 
 
  Учитель: Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания для решения задач. Перед вами тексты задач и оценочный бланк, который вы будете заполнять в процессе решения задач.
  Задача 1. Вес картофелины в воздухе равен 3,5 Н, а в воде 0,5 Н. Чему равна выталкивающая сила?
  А) 4 Н; Б) 0,3 Н; В) 3 Н; Г) 2,7 Н.  
  Задача 2. Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на эти шары?
  А) На железный шар действует большая выталкивающая сила;
  Б) Большая выталкивающая сила действует на деревянный шар;
  В) На оба шара действуют одинаковые выталкивающие силы.
  Задача 3. К пружинному динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в воду или в керосин?
 А) Больше в воде;  
 Б) Больше в керосине;  
 В) Одинаковые.  
  Задача 4. Железное и деревянное тела равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?
  А) На железное тело действует большая выталкивающая сила;
  Б) Большая выталкивающая сила действует на деревянное тело;
  В) На оба тела действуют одинаковые выталкивающие силы.  
 Задача 5. Определите выталкивающую силу, действующую на тело объемом 0,5м3 , находящееся в воде.
  А

лгоритм решения задач. Сравни свое решение с образцом. Выполни самопроверку задачи по алгоритму
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 VI. Рефлексия.
  
 
 Ц
ели этапа:  
  зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
 оценить собственную деятельность на уроке;
 поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
 зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
 
  Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению.  
  Подведем итоги урока.
  Что нового вы узнали, поняли?
 Что научились делать?
 Оцените собственные достижения в бланке №1 Отметка «5» - 4-5 правильно выполненных задания, отметка «4» - 2-3 задания.
  А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками №2, лежащими перед вами P.S. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следил за работой каждого из вас на уроке.
 Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?
 Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей)
 Как изменилось Ваше настроение?
 
 VII. Заключительный этап.
  Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными.
  Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!
  Домашнее задание:    § 44, упражнение 25 (2,3,4). Опыт: проверить, как ведет себя яйцо в воде и растворе соли.