kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа №42 "Определение показателя преломления стекла"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдать преломление света с помощью стеклянной пластины с двумя параллельными гранями, использовать законы преломления для расчета показателя преломления.Определить показатель преломления стекла относительно воздуха, сравнить с табличным значением, оценить погрешности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №42 "Определение показателя преломления стекла"»

Лабораторная работа № 42

Раздел 5. Оптика

Тема 5.1. Природа света

Название работы: определение показателя преломления стекла

Учебная цель: наблюдать преломление света с помощью стеклянной пластины с двумя параллельными гранями, использовать законы преломления для расчета показателя преломления.

Учебные задачи: определить показатель преломления стекла относительно воздуха, сравнить с табличным значением, оценить погрешности

Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: измерять показатель преломления вещества, делать выводы на основе экспериментальных данных. Представлять результаты измерений с учётом их погрешностей

знать: законы преломления света, что такое коэффициент преломления, его физический смысл

Обеспеченность занятия:

- методические указания по выполнению лабораторного занятия

- лабораторная тетрадь, стеклянная пластинка с двумя параллельными гранями, стеклянный полуцилиндр, Бумажный круг с градусами, карандаш хорошо отточенный, транспортир, линейка, циркуль, экран с щелью, источник света, таблица тригонометрических функций, таблица показателей преломления веществ относительно воздуха, бумага писчая

Порядок проведения занятия:

Для выполнения лабораторной работы учебная группа выполняет три задания (с разными пластинами)


Теоретическое обоснование 

Свет при переходе из одной среды в другую меняет своё направление, т. е. преломляется. Преломление объясняется изменением скорости при переходе из одной среды в другую и подчиняется следующим законам:

  1. Падающий и преломлённый лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведённым через точку падения луча к границе раздела двух сред.

  2. Отношение синуса угла падения  к синусу угла преломления  – величина постоянная для данных двух сред и называется коэффициентом преломления n второй среды относительно первой: n = = n

Вопросы для закрепления теоретического материала к занятию:

  1. В чём сущность явления преломления света и какова причина этого явления?

  2. В каких случаях свет на границе раздела двух прозрачных сред не преломляется?

  3. Что называется коэффициентом преломления и в чём различие абсолютного и относительного коэффициентов преломления?

  4. Докажите, что показатель преломления второй среды относительно первой

n 2,1 = n 2 / n 1, где n 1 и n 2 –абсолютные показатели первой и второй

сред.

5. Как определить геометрически показатель преломления n оп.

6. Как с помощью радиуса и перпендикуляра к нормали определить

синус угла падения и синус угла преломления?

  1. Как рассчитать абсолютную погрешность показателя преломления стекла n?

  2. Как рассчитать относительную погрешность измерения показателя преломления стекла? Каковы численные значения?

  3. Что показывает запись результата опыта n оп - nnn оп + n?

  4. Зависит ли показатель преломления стекла от угла падения луча света на пластину? Где в вашем опыте это видно?

  5. Чему соответствует ваш показатель преломления стекла по таблице? Что это за вещество или какой вид оптического стекла?

Содержание и Последовательность выполнения практической работы:

Задачи практической работы:

Задание 1

  1. Положить стеклянную пластинку на лист бумаги, обвести хорошо отточенным карандашом её контуры.

  2. Щель экрана направить на источник света. Экран перемещать, пока луч света не попадёт в среднюю точку на грань пластины.

  3. Отметить точками 1, 2, 3, 4 падающий луч на пластину и вышедшей луч из неё.

  4. Снять пластину (рисунок1) через точки 1, 2, 3, 4 провести прямые до пересечения с противоположными гранями. Через точку 2 провести перпендикуляр к границе сред воздух – стекло.

  5. Отметить угол падения и угол преломления, транспортиром измерить эти углы и по таблице значений синусов определить синусы измеренных углов.

  6. Опыт повторить 2 – 3 раза, меняя каждый раз угол.

  7. Вычислить коэффициент преломления, найти среднее значение. Определить погрешность измерения методом среднего арифметического.

  8. Результаты измерений, вычислений записать в таблицу №1

Таблица №1

№ опыта

Угол падения светового луча град


Угол преломления

светового луча град

Коэффициент преломления

n


Среднее значение коэффициента преломления

n ср.




Абсолютная погрешность

n = nср – n


Среднее значение абсолютной погрешности

nср



Относительная погрешность

= 100%













































Задание 2

Рекомендации

Для определения отношения, стоящего в правой части формулы,

n = ,

поступают следующим образом. Перед тем, как направить на пластину световой пучок, её располагают на столе, на листе миллиметровой бумаги так, чтобы одна из её параллельных граней совпала с предварительно отмеченной линией на бумаге. Эта линия укажет границу раздела сред воздух – стекло. Тонко очинённым карандашом проводят линию вдоль второй параллельной грани. Эта линия изображает границу раздела сред стекло – воздух. Не смещая пластины, на её первую параллельную грань направляют узкий световой пучок под каким – либо углом к грани. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из неё световых пучков тонко очинённым карандашом ставят точки 1, 2, 3, 4 (рисунок 2). Лампочку выключают, пластину снимают и с помощью линейки прочерчивают входящий и преломлённый лучи. Через точку. В границы раздела сред воздух – стекло проводят перпендикуляр к границе, отмечают углы падения  и преломления . Циркулем проводят окружность с центром в точке В и строят прямоугольные треугольники АВЕ и СВД.

Так как Sin = , Sin  = и АВ. = ВС, то формула для определения показателя преломления стекла примет вид

n = (1)

Длину отрезков АЕ и DC измеряют по миллиметровой бумаге или с помощью линейки. Инструментальную погрешность можно считать равной 1 мм.

Максимальная относительная погрешность определяется по формуле: пр . приближённое значение рассчитывается по формуле (1).

Окончательный результат измерения показателя преломления записывается так: n = nпр


Порядок выполнения работы

  1. Подготовить бланк отчёта с таблицей для записи результатов измерений и вычислений, таблица №2

  2. Подключить лампочку через выключатель к источнику тока. С помощью экрана с щелью получить тонкий световой пучок.

  3. Измерить показатель преломления стекла относительно воздуха, при каком – ни будь угле падения. Результат записать с учётом погрешностей.

  4. Повторить то же при другом угле падения.

  5. Сравнить результаты, полученные по формулам n1пр -  n1n1  n1пр + n1 n2пр -  n2n2  n2пр + n2.

  6. Сделать вывод о зависимости (или независимости) показателя преломления от угла падения.







Рисунок 1 Рисунок 2


Таблица №2

Измерено

Вычислено

АЕ, мм

DC, мм

nпр

 АЕ, мм

 DC, мм

, 

 n























Задание 3

Порядок выполнения работы

  1. Положить стеклянный полуцилиндр на бумажный круг, разделённый на градусы, так чтобы центр круга и центр полуцилиндра совпадали рисунок 4

  2. Щель экрана направить на источник света перемещать прибор до тех пор, пока луч света не попадёт в среднюю точку на плоской грани полуцилиндра, рисунок 5














Рисунок 5



Рисунок 4




Измерить по кругу угол падения луча α и угол преломления и их значения использовать для определения коэффициента преломления стекла.

  1. Перемещая экран со щелью получить несколько значений для углов падения и преломления луча.

  2. Направить световой луч перпендикулярно плоской грани полуцилиндра, пронаблюдать ход луча в полуцилиндре и сделать вывод.

  3. Результаты измерений вычислить и записать в таблицу №2

  4. Найти среднее значение коэффициента преломления и вычислить методом среднего арифметического погрешности измерения


По окончанию практической работы студент должен представить: - Выполненную в лабораторной тетради работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.


Список литературы: 

  1. В. Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля М.: ИД Академия – 2018

  2. Р. А. Дондукова Руководство по проведению лабораторных работ по физике для СПО М.: Высшая школа,2000

  3. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями

О. М. Тарасов М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2017





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лабораторная работа №42 "Определение показателя преломления стекла"

Автор: Ильина Татьяна Васильевна

Дата: 14.09.2019

Номер свидетельства: 519691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Лабораторная работа "Определение показателя преломления стекла""
    ["seo_title"] => string(64) "laboratornaia_rabota_opredelenie_pokazatelia_prelomleniia_stekla"
    ["file_id"] => string(6) "587279"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1632326350"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок решения задач и подготовки и выполнению лабораторной работы. "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-rieshieniia-zadach-i-podghotovki-i-vypolnieniiu-laboratornoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "206892"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430300550"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Дисперсные системы "
    ["seo_title"] => string(21) "dispiersnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "230085"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441977601"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1250 руб.
2090 руб.
1390 руб.
2320 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1340 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства